Знатный человек возглавлявший войско. Повторительно-обобщающий урок «Жизнь первобыт­ных людей» - Урок









По горизонтали: 1. Первое домашнее животное. 2. Толстый слой льда. 4. Коллектив родственников, живших и трудившихся сообща. 6. Подарок людей идолу. 7. Древнее орудие для рыхления почвы. 8. Древнее животное, переносящее холодный климат. 9. Гибкий прут, стянутый тетивой. 10. Первый металл, открытый человеком. 11. Связанные вместе брёвна (для передвижения на воде). 12. Знатный человек, возглавлявший войско. 13.Несколько родов.






По горизонтали: 1. Первое домашнее животное. 2. Толстый слой льда. 4. Коллектив родственников, живших и трудившихся сообща. 6. Подарок людей идолу. 7. Древнее орудие для рыхления почвы. 8. Древнее животное, переносящее холодный климат. 9. Гибкий прут, стянутый тетивой. 10. Первый металл, открытый человеком. 11. Связанные вместе брёвна (для передвижения на воде). 12. Знатный человек, возглавлявший войско. 13.Несколько родов.






По горизонтали: 1. Первое домашнее животное. 2. Толстый слой льда. 4. Коллектив родственников, живших и трудившихся сообща. 6. Подарок людей идолу. 7. Древнее орудие для рыхления почвы. 8. Древнее животное, переносящее холодный климат. 9. Гибкий прут, стянутый тетивой. 10. Первый металл, открытый человеком. 11. Связанные вместе брёвна (для передвижения на воде). 12. Знатный человек, возглавлявший войско. 13.Несколько родов.



Ответы: 1. Лодка. 2. Род. 3. Охота. 4. Медь. 5. Мотыга. 6. Плуг. 7. Собака. 8. Глина. 9. Рубило. 10. Племя .

Тема урока: Повторительно-обобщающий урок «Жизнь первобыт­ных людей».

Цель урока: систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме «Жизнь первобытных людей».

Учебное оборудование: карта мира, схема «путешествия» на доске.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Объявление темы и задачи урока.

Итак, несколько уроков подряд мы с вами изучали жизнь древних лю­дей: их внешность, занятия, отношения между собой. Этот период време­ни ученые назвали первобытностью. А чем этот период времени отличается, например, от современности? Вот это мы с вами и выясним сегодня, повторяя изученный материал.

Работая на уроке, учащиеся должны сформулировать своими словами отличительные черты первобытного общества.

III. Путешествие по станциям.

1. На первой станции выбираются два ученика, которые готовят раз­вернутые ответы по карточкам. Им дается время на подготовку.

На доске схема путешествия по станциям.


КАРТОЧКА №7

Подготовь развернутый ответ на вопрос «Чем первобытный чело­век отличается от животных и современного человека?». Для этого вспомни:

    От кого произошел человек?

    Чем было покрыто его тело?

    Как выглядит современный человек?

    Сравни занятия, орудия труда

Сделай вывод.

КАРТОЧКА №8

Подготовь развернутый ответ на вопрос «Почему появилось нера­венство?». Для этого вспомни:

    Какое это имело значение?

    Сделай вывод.

2. Пока готовятся двое учеников класс «переместился» на станцию «картово», где проверяется знание карты.

Покажите материк, на котором найдены:

а) кости и орудия труда древнейших людей. (Африка)

б) покажите предполагаемую область прародины человечества. (Вост. Африка)

в) покажите древнейший район земледелия. {Западная Азия)

3. На станции «задачкино» решаются творческие задачи.

Задача 1

(Можно. Сами слова рассказывают о занятиях древних людей.)

Задача 2

(Сумев соединить топор с руко­яткой, человек попробовал соединить и бревна... Так появился плот.)

Задача 3

(Следы очага, орудия труда, рисунки на стенах пещеры.)

Задача 4

До недавнего времени коренные жители Австралии были отсталыми в хозяйственном и культурном отношении людьми. Они не умели читать, писать, не знали металлов. Вместе с тем австралийцы прекрасно разбира­лись в природе: они различали более двухсот видов пригодных в пиигу ди­ких растений, около ста видов съедобных улиток и более двадцати видов съедобных рыб. Чем объяснить, что большинство современных горожан и даже сельских жителей гораздо хуже австралийцев разбираются в окружа­ющей природе? (На протяженииЧ)вух млн. лет собирательство и охота были главными занятиями людей.)

4. Развернутые ответы учащихся по карточкам № 7 и № 8.

5. На этой станции дети разгадывают кроссворд.

По горизонтали: 1. Первое домашнее животное. 2. Толстый слой льда. 4. Коллектив родственников, живших и трудившихся сообща. 6. Подарок людей идолу. 7. Древнее орудие для рыхления почвы. 8. Древнее живот­ное, переносящее холодный климат. 9. Гибкий прут, стянутый тетивой. 10. Первый металл, открытый человеком. 11. Связанные вместе бревна (для передвижения на воде). 12. Знатный человек, возглавлявший войско. 13. Несколько родов.

По вертикали: 1. Занятие древних людей. 3. Наука, изучающая жизнь по вещественным источникам. 5. Участок земли в соседской общине.

Ответы по горизонтали: 1. Собака. 2. Ледник. 3. Археология. 4. Род. 5. Надел. 6. Жертва. 7. Борона. 8. Мамонт. 9. Лук. 10. Медь. 11. Плот. 12. Вождь. 13. Племя.

По вертикали: 1. Собирательство. 3. Археология. 5. Надел.

6. На станции «терминово» проверяется знание терминов .

Что обозначают слова и выражения: история, исторический источ­ник, всеобщая история, орудия труда, религия, искусство, родовая об­щина, соседская община, племя, вождь, идол, неравенство!

7. На станции «отгадайкино» учитель возвращается к задаче урока.

Каковы черты первобытности? (Первобытность - это такой поря­док жизни людей, при котором: а) люди жили небольшими коллекти­вами, и все были равны; б) имели общее имущество; в) совместно трудились.)

Вывод записывается в тетрадь.

IV. Подведение итогов урока.

Выставление оценок.

Домашнее задание: Подготовиться к самостоятельной работе.

КАРТОЧКА №7

    От кого произошел человек?

    Как выглядели его походка, руки, глаза, лоб?

    Чем было покрыто его тело?

    Сравни условия жизни древнего и современного человека.

    Сравни занятия, орудия труда

Сделай вывод.

Риложение 1.

КАРТОЧКА №8

    Какой металл первым начал использовать человек?

    Какое это имело значение?

    Почему на смену родовой общине пришла соседская?

Сделай вывод.

КАРТОЧКА №7

Подготовь развернутый ответ на вопрос «Чем первобытный чело­век отличается от животных и современного человека?». Для этого вспомни:

    От кого произошел человек?

    Как выглядели его походка, руки, глаза, лоб?

    Чем было покрыто его тело?

    Как выглядит современный человек?

    Сравни условия жизни древнего и современного человека.

    Сравни занятия, орудия труда

Сделай вывод.

КАРТОЧКА №8

Подготовь развернутый ответ на вопрос «Почему появилось нера­венство?». Для этого вспомни:

    Какой металл первым начал использовать человек?

    Какое это имело значение?

    Почему на смену родовой общине пришла соседская?

Сделай вывод.


Станция « задачкино » - реши творческие задачи.

Задача 1

Одно из первобытных племен не оставило археологических памятни­ков. Но известно, что в языке племени были слова, обозначавшие «кре­мень», «копье», «корзина», «лодка», «весло», «огонь», «шалаш». Можно ли на этом основании сделать выводы о быте и умениях племени? Докажите свою мысль.

Задача 2

Известно, что древние люди первоначально пользовались ручным ру­билом без рукоятки, а затем научились прикреплять рубило к деревянной рукоятке. Впоследствии люди изобрели плот. Как появление топора с ру­кояткой подготовило изобретение плота?

Задача 3

Какие находки нужно найти археологу, чтобы с уверенностью сказать, что здесь жили древнейшие люди.

Задача 4

___________________________________________________________________________

Станция « задачкино » - реши творческие задачи.

Задача 1

Одно из первобытных племен не оставило археологических памятни­ков. Но известно, что в языке племени были слова, обозначавшие «кре­мень», «копье», «корзина», «лодка», «весло», «огонь», «шалаш». Можно ли на этом основании сделать выводы о быте и умениях племени? Докажите свою мысль.

Задача 2

Известно, что древние люди первоначально пользовались ручным ру­билом без рукоятки, а затем научились прикреплять рубило к деревянной рукоятке. Впоследствии люди изобрели плот. Как появление топора с ру­кояткой подготовило изобретение плота?

Задача 3

Какие находки нужно найти археологу, чтобы с уверенностью сказать, что здесь жили древнейшие люди.

Задача 4

До недавнего времени коренные жители Австралии были отсталыми в хозяйственном и культурном отношении людьми. Они не умели читать, писать, не знали металлов. Вместе с тем австралийцы прекрасно разбира­лись в природе: они различали более двухсот видов пригодных в пищу ди­ких растений, около ста видов съедобных улиток и более двадцати видов съедобных рыб. Чем объяснить, что большинство современных горожан и даже сельских жителей гораздо хуже австралийцев разбираются в окружа­ющей природе?

______________________

1. Средство передвижения человека по воде с древнейших времен и до наших дней. 2. Группа родичей, сообща трудившихся и имевших общее имущество. 3. Одно из первых занятий человека. 4. Первый металл, кото­рый освоил человек. 5. Первое орудие для возделывания земли. 6. Орудие труда земледельца 5-6 тыс. лет тому назад. 7. Домашнее животное. 8. Ма­териал для возделывания посуды на гончарном круге. 9. Первое орудие труда и оружие древнейшего человека. 10. Объединение родов, живущих в одной местности.Урок

У древних людей , характеризовать первобыт ные формы... историю. Перво бытный период. Повторительно -обобщающий урок . 1 Тетрадь-экзаменатор, с. ... обществе. Сопоставлять образ жизни человека в античной и... и развитию обществен ных конфликтов в Римском...

  • Образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 г г

    Образовательная программа

    ... (заключительный) – повторительно -обобщающий этап. На данном... особенностей раз­ных по виду... жизни . Знакомство с композиторами-песенниками, создающими музыкальные образы. Урок 33. Обобщающий урок . (Урок ... которые выполняют первобыт ­ные люди на рисунке...

  • Основная образовательная программа начального общего образования моу большемикушкинской средней общеобразовательной школы

    Основная образовательная программа

    С выделением существен­ных и несущественных признаков; ... Послебукварный (заключительный) - повторительно -обобщающий этап. На данном... в жизни людей . Распознавание камней - Понимать учебную задачу урока ... которые выполняют первобыт ­ные люди на рисунке...

  • Б. П. Кирдан русский фольклор

    Учебник

    В основе мифов первобыт ­ные представления о... подвиги отдель­ных людей , не покорившихся... , земная жизнь - загробная жизнь , адские... , могли высказывать обобщающее суждение (например... первый жизненный урок и... любви", "Измена", ""Повторительная " любовь", "Без...

  • Урок истории в 5 классе

    Цель: систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме «Жизнь первобытных людей».

    Информация для учителя

    Учитывая возраст школьников и соблюдая традиции преемственности среднего звена и начальной школы, целесообразно завершить изучение данного раздела игрой — путешествием в далекое прошлое наших предков. Игру можно организовать в виде путешествия по станциям.

    А также возможен и другой вариант проведения урока — выполнение учащимися специального теста. Учитель может выбрать наиболее приемлемый для своих учеников вариант.

    Оборудование: карта мира, схема путешествия на доске.

    Ход урока

    I. Организационный момент

    II. Объявление темы и задачи урока

    Итак, несколько уроков подряд мы с вами изучали жизнь древних людей: их внешность, занятия, отношения между собой. Этот период времени ученые назвали первобытностью. А чем этот период времени отличается, например, от современности? Вот это мы с вами и выясним сегодня, повторяя изученный материал.

    — Каковы черты первобытности или первобытного общества?

    (Работая на уроке, учащиеся должны сформулировать своими словами отличительные черты первобытного общества.)

    III. Путешествие по станциям

    На доске схема путешествия по станциям.

    ПЕРВОБЫТНОСТЬ?

    1. Рассказкино
    2. Картово
    3. Задачкино
    4. Кроссвордово
    5. Терминово
    6. Отгадайкино

    1. На первой станции выбираются два ученика, которые готовят развернутые ответы по карточкам. Им дается время на подготовку.

    КАРТОЧКА № 7

    Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Чем первобытный человек отличается от животных и современного человека?» Для этого вспомни:

    — От кого произошел человек?

    — Как выглядели его походка, руки, глаза, лоб?

    — Чем было покрыто его тело?

    — Как выглядит современный человек?

    — Сравни условия жизни древнего и современного человека.

    — Сравни занятия, орудия труда.

    Сделай вывод.

    КАРТОЧКА № 8

    Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Почему появилось неравенство?»

    Для этого вспомни:

    — Какой металл первым начал использовать человек?

    — Какое это имело значение?

    — Почему на смену родовой общине пришла соседская?

    Сделай вывод.

    2. Пока готовятся двое учеников, класс «переместился» на станцию «Картово», где проверяется знание карты.

    — Покажите материк, на котором найдены кости и орудия труда древнейших людей. (Африка.)

    — Покажите предполагаемую область прародины человечества. (Восточная Африка.)

    — Покажите древнейший район земледелия. (Западная Азия.)

    3. На станции «Задачкино» решаются творческие задачи.

    Задача 1. Одно из первобытных племен не оставило археологических памятников. Но известно, что в языке племени были слова, обозначавшие «кремень», «копье», «корзина», «лодка», «весло», «огонь», «шалаш». Можно ли на этом основании сделать выводы о быте и умениях племени? Докажите свою мысль. (Можно. Сами слова рассказывают о занятиях древних людей.)

    Задача 2. Известно, что древние люди первоначально пользовались ручным рубилом без рукоятки, а затем научились прикреплять рубило к деревянной рукоятке. Впоследствии люди изобрели плот. Как появление топора с рукояткой подготовило изобретение плота? (Сумев соединить топор с рукояткой, человек попробовал соединить и бревна… Так появился плот.)

    Задача 3. Какие находки нужно найти археологу, чтобы с уверенностью сказать, что здесь жили древнейшие люди. (Следы очага, орудий труда, рисунки на стенах пещеры.)

    Задача 4. До недавнего времени коренные жители Австралии были отсталыми в хозяйственном и культурном отношении людьми. Они не умели читать, писать, не знали металлов. Вместе с тем австралийцы прекрасно разбирались в природе: они различали более двухсот видов пригодных в пищу диких растений, около ста видов съедобных улиток и более двадцати видов съедобных рыб. Чем объяснить, что большинство современных горожан и даже сельских жителей гораздо хуже австралийцев разбираются в окружающей природе. (На протяжении 2 млн лет собирательство и охота были главными занятиями людей.)

    4. Развернутые ответы учащихся по карточкам № 7 и 8.

    5. На этой станции дети разгадывают кроссворд.

    По горизонтали: 1. Первое домашнее животное. 2. Толстый слой льда. 4. Коллектив родственников, живших и трудившихся сообща. 6. Подарок людей идолу. 7. Древнее орудие для рыхления почвы. 8. Древнее животное, переносящее холодный климат. 9. Гибкий прут, стянутый тетивой. 10. Первый металл, открытый человеком. 11. Связанные вместе бревна (для передвижения на воде). 12. Знатный человек, возглавлявший войско. 13. Несколько родов.

    По вертикали: 1. Занятие древних людей. 3. Наука, изучающая жизнь по вещественным источникам. 5. Участок земли в соседской общине.

    Ответы: 1. Собака. 2. Ледник. 3. Археология. 4. Род. 5. Надел. 6. Жертва. 7. Борона. 8. Мамонт. 9. Лук. 10. Медь. 11. Плот. 12. Вождь. 13. Племя.

    6. На станции «Терминово» проверяется знание терминов.

    — Что обозначают слова и выражения: история, исторический источник, Всеобщая история, орудия труда, религия, искусство, родовая община, соседская община, племя, вождь, идол, неравенство.

    7. На станции «Отгадайкино» учитель возвращается к задаче урока.

    — Каковы черты первобытности? (Первобытность — это такой порядок жизни людей, при котором: а) люди жили небольшими коллективами и все были равны; б) имели общее имущество; в) совместно трудились.)

    Вывод записывается в тетрадь.

    IV. Подведение итогов урока

    Выставление оценок.

    Домашнее задание: самостоятельно прочитать текст параграфа «Счет лет в истории».

    «Первобытные люди» - Человек умелый. 2.4-1.5 млн лет назад. Откуда мы знаем о первобытных людях? Неандерталец. 300-40 тысяч лет назад. Пещерный медведь. Обработанный кварц / галька. По остаткам черепов, костей, орудий труда, раскопках древних жилищ. Человек умелый – орудия труда. 2.4-1.5 млн лет назад. Орудия труда неандертальцев. 300-40 тысяч лет назад.

    «Культура античности» - Городские ворота. Дельфины. Крит, великого Зевса остров, лежит среди моря. Песнь 3. Периоды развития античного искусства: Вергилий. «Энеида». АНТИЧНОСТЬ – источник из которого черпало вдохновение всё позднейшее искусство. Кулачный бой. Игры с быком. Кладку называли циклопической. Antiquus - древний.

    «Древние государства» - Зал воинских достижений. Где возникали Древние государства? Когда появляется государство? Все ли классы были равны в государствах Древнего Востока? Зал науки и образования. Зал богов и священных животных. План путешествия Фойе музея. Контрольно-обобщающий урок по теме «Культурное наследие древних цивилизаций».

    «Первые люди» - Запишите в тетради- чем древние люди отличались от животных? Кроме мяса люди употребляли в пищу зерна дикорастущего ячменя и пшеницы. Подготовил учитель истории МОУ Шаховская сош Игнатьева И.О. Первым орудием труда было рубило-галька заостренная с одного края. Собирательство. Неандерталец. Древние люди перед охотой.

    «Античный человек» - Демократия. Черты античного космоса. Основные принципы построения и функционирования космоса. Образ мира. Образ человека. Античная культура = продукт ГРЕКО-ВОСТОЧНОГО синтеза. Единоначалие. Телесно-душевная абстракция часть космоса. Личностное чувство в античности ОГРАНИЧЕНО. Но. Полисная община. Платоновский космос.

    «Древний мир» - Ключевые термины урока: Вавилон. Финикия. Железный век. Ассирия. Основные этапы урока: Контрольный лист. Термины: ПЕРВОБЫТНАЯ МАГИЯ Анимизм Тотемизм Фетишизм Табу. «История Древнего мира». Проверь себя. Периоды первобытной истории:Каменный век. Гоу нпо рмэ «профессиональный лицей №23». Персия. Бронзовый век.

    Всего в теме 30 презентаций

    Гибкий прут

    Альтернативные описания

    Прут, хворостина, розга в русском фольклоре

    Ветка для шкодника

    Гибкий прут

    Гибкий прут, хворостина, розга в русском фольклоре

    Ж. (вить) сев. вост. хворостинка, прут, розга, хлыст, длинная ветка, лоза. Женить бы его, да не на красной девице, на рябиновой вице. Мягкие древесные корни. искрученная, иногда свитая в два и три прута хворостина, для связки, скрутки, скрепы чего, для вязки плотов, вят. произн, вича, собират. вичье. арх. суда, шняки и кочмары сшиваются не гвоздями, а вицами из можжевеловых корней, почему суда эти называются вичанками. канатном деле, вица, прядь, свитая или скручена в один раз из нескольких каболок, нитей. Вичить что, крепить, связывать вицей, зеленым прутом, крученым вязком. Вичеватый арх. о хлебе, мясе: жесткий и тягучий, жилистый, волокнистый. Вич м. сиб. бич, витень, кнут, плеть. Вича ж. арх. изделие из вичья, виц; плетенка, грубая корзина; кришни, для носки на плечах тяжести. Вичовка ж. арх. лодка, сшитая вичьем; она поменьше вичанки; долбушка, с пришитыми набоями, бортами. Мы шли на вичьях, олон. на веслах, греблей, потому что весла привешиваются на кочетки (уключины) вицовым гужиком

    Прут для крепления бревен

    Прут для порки

    Прут, хворостина, розга в русском фольклоре

    Прут-воспитатель

    Тонкая размочаленная ветка, заменяющая веревку

    Хворостина

    Прутвоспитатель

    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!