Ребенок боится отставаться один дома. Ребенок боится оставаться один дома: что делать

Малышам трудно справляться с некоторыми эмоциями. Особенно, если это страх оказаться дома с полном одиночестве, когда рядом нет мамы и папы. Однако рано или поздно малыша нужно приучать быть самостоятельным.
Взрослые уже успели позабыть, как некомфортно они себя чувствовали один на один со своим страхом в детском возрасте. Как отмечают психологи, это обычный этап жизни крохи, период взросления, который нужно пережить. Как помочь ребенку справиться с дурными мыслями, когда он остается в одиночестве?

Почему ребенок боится быть без мамы

Еще с пеленок малыш стремится быть в обществе. Когда рядом с ним мама, которая ухаживает и во всем помогает, – кроха чувствует себя под защитой. В отсутствии родителей чувство комфорта мгновенно улетучивается. Даже несколько минут для крохи могу стать настоящим испытанием. Ребенок не желает, чтобы мама уходила и ударяется в слезы.
Иногда перемены в поведении малыша проявляются неожиданно для взрослых. Всегда веселый и открытый карапуз вдруг становится капризным, как только мама за порог. Даже присутствие бабушки не спасает ситуацию. Это связано с социализацией малыша, его взрослением. Чтобы подобное состояние не переросло в настоящий страх, а малыш не превратится в манипулятора, необходимо выбрать правильную стратегию воспитания.

1. Если вам нужно покинуть комнату, сохранять спокойствие. Продолжайте начатый разговор из кухни или гостиной. Не нужно каждую секунду возвращаться обратно.
2. Если вы находитесь в одном помещении, можете заниматься своими делами, но не подходите к кроватке крохи слишком часто. Иначе малыш будет и дальше требовать чрезмерной опеки родителей.
3. Приучайте карапуза к общению с другими членами семьи. Оставляйте его в их компании больше, чем на 5 минут. Даже когда вы вернулись, можно беречь дистанцию. Например, не бросаться к ребенку, как только вы пришли домой из магазина.

Ребенок боится сам оставаться дома

Когда у мамы времени становится меньше, она не может постоянно находиться рядом с ребенком. Малыша можно оставлять одного дома на непродолжительное время, примерно с возраста 5-6 лет. Дети младше могут провоцировать опасные ситуации в квартире. Но может возникнуть другая проблема: ребенок боится оставаться сам дома. Что делать, если малыш постоянно требует вашего общества?
1. Настройте малыша на ожидание, чтобы он не волновался, дав ему временные ориентиры. Например, скажите, что вернетесь сразу после окончания мультфильма.
2. Чтобы малыш мог привыкнуть и не бояться, уходите на короткое время. Потом можно постепенно увеличивать период отсутствия.
3. Все опасные предметы должны находиться там, где до них не сможет достать малыш.
4. Если вам нужно отлучиться надолго, попросите соседку время от времени заглядывать в комнату ребенка, чтобы убедиться, что все в порядке.
5. Чтобы время ожидания не казалось ребенку мучительно долгим, поможет специальное задание. Например, попросите малыша к вашему приходу нарисовать открытку для бабушки, сделать оригами или решить логическую задачку.
Если малыш испытывает страх в ваше отсутствие, постарайтесь заполнить время одиночества. Важно приучать малыша быть самостоятельным еще в дошкольном возрасте. Иначе родители могут столкнуться с ситуацией, когда малыш не захочет оставаться сам.

Наверняка каждый знаком с семьей, в которой ребенок ни за что не хочет оставаться дома один , даже на десять минут, которые нужны для похода в магазин за хлебом, ходит за мамой хвостиком по дому и категорически не хочет играть в другой комнате.

Если ребенок испытывает страх, это нормально, наличие детского страха – это показатель нормального развития ребенка. Конечно, для каждого возраста своя норма, так ребенок 2-3 лет может бояться остаться без мамы на несколько минут, а дошкольник 6-7 лет может бояться оставаться один дома. Это не значит, что нужно находиться рядом с ребенком круглые сутки, просто не нужно воспринимать его страх как что-то ненормальное, совсем наоборот, ребенок осваивает мир так, как может в этом возрасте.

Другой момент – это помощь ребенку в борьбе с этими страхами, ведь они мешают жить и вам, и ему. Возможно, вы уже пытались объяснить полутора-двухлетнему ребенку, что скоро вернетесь и никуда не исчезнете, но если это не помогает, можно попробовать придумать ребенку занятие на время вашего отсутствия. Вы наверняка знаете, что ему интересно, и что увлечет его на несколько минут, это может быть строительство пирамидки или складывание кубиков, главное, чтобы какое-то время он был сосредоточен на игре, а не на вашем отсутствии. После возвращения, обязательно похвалите малыша, несмотря на качество выполнения задания.

Если ваш ребенок уже постарше, но все равно играет только в одной комнате с вами, то принцип действия можно применить тот же. Например, можно дать ему задание и предложить выполнить его в другой комнате, под предлогом того, что вам может захотеться ему помочь, а сделать его нужно самостоятельно. Не забудьте похвалить его, когда вернетесь, что он успел сделать так много сам. Другой способ – это предложить игру, в которой ему придется некоторое время провести в одиночестве. Это еще и хороший повод обсудить его страхи на примере его персонажа, ведь от его лица ребенку будет проще рассказать, чего именно он боится и почему.

Есть и другие способы помочь ребенку перестать бояться, например, предложить сделать рисунок, на котором он бы находился один в комнате, рассказал о происходящем на нем и о тех, кто изображен на рисунке кроме него. Это могут быть чудища из сказок или мультиков или просто темные пятна в тех местах, которых он боится. Далее страшные места нужно изменить так, чтобы ребенок перестал их бояться, например, дорисовать чудовищам клетки или смешные гримасы. Кроме этого, стоит читать ребенку книжки, в которых есть герои, боящиеся оставаться одни, по ходу книжки герой обязательно справиться со своим страхом, будет радоваться своему достижению и станет хорошим примером для малыша. Стоит помнить, что период, когда ребенок остается один , обязательно должен сменяться другим периодом, когда вы вместе занимаетесь чем-нибудь интересным и общаетесь.

Нельзя ни сказать о том, чего не стоит делать в таких ситуациях, а именно, ругать ребенка за его страхи, убеждать в их бесполезности и бесплодности, ставить в пример других детей и хвалить их смелость . Все это не поможет, а только добавит проблем, ведь чувство страха просто так не пройдет, а к нему еще добавится неуверенность в себе, чувство, что он теряет любовь родителей, что они больше любят другого ребенка, который не боится. Чтобы осознать бесполезность такого поведения, можно поставить себя на место ребенка, если вы боитесь летать, то страх не пройдет от того, что другие говорят о том, что бояться нечего, и смеются над вами, скорее к страху добавится стыд за него. Еще одна неудачная идея – это силой и скандалами заставить ребенка остаться одного , чтобы он привык к отсутствию родителей, от этого страх только усилится. Только забота и терпение помогут вашему малышу привыкнуть заниматься своими делами независимо от ваших.

Вам кажется странным, что самостоятельный довольно взрослый ребенок боится оставаться один дома?

Детские страхи – обычное явление. И совсем не обязательно отпрыск, который боится оставаться без родителей, несамостоятельный или капризный.

У каждого страха есть своя причина, и только разобравшись в ней, можно успокоить ребенка и внушить, что дома он – в полной безопасности, и с ним ничего не случится.

Причины страха

Вина родителей может быть основной причиной, почему ребенок боится оставаться дома один. Мы часто пугаем своих детей , не осознавая последствий происходящего. Даже сказанное вскользь «не будешь кушать – придет Баба Яга и съест тебя» отпечатывается в памяти отпрыска. И теперь он, оставшись один, будет думать, что домой действительно может прийти Баба Яга или серый волк, норовящий «укусить за бочок». Фантазия и образное мышление у наших чад развиваются почти со скоростью света, так что будьте внимательны к своим словам.

Боязнь за жизнь и здоровье мамы с папой тоже может стать причиной такого страха. Сын или дочка переживают, если вы не звоните им каждые 5 минут и не сообщаете, что живы-здоровы. Можно понять и родителей: они решили провести вечер вдвоем, а приходится отчитываться чаду и успокаивать его, что все в порядке, но о чувствах ребенка забывать тоже не стоит.

Стрессовая ситуация в школе или во дворе с друзьями может повлечь боязнь оставаться одному. Даже очередной новостной сюжет по телевизору об ограблении или пожаре нанесет удар по психике и чувству безопасности ребенка. Поэтому постарайтесь оградить свое чадо от негативной информации или объясните, как можно решить экстренную ситуацию.

Как узнать причину

Выясняйте психологическое состояние ребенка в форме игры. Лучший способ выявить детские страхи – это рисование, лепка из пластилина или другие интерактивные игры. Здесь важно не мешать ребенку : попросите его нарисовать свой страх или изобразить ситуацию, которая его пугает. Но ни в коем случае не вмешивайтесь в процесс, не подсказывайте, каким должен быть тот или иной предмет. Пусть он проиграет все ситуации самостоятельно, игрушки могут изобразить ситуацию в ролях.

Конечно, самый простой и быстрый вариант найти причину страха и избавиться от нее – обратиться к профессионалу, детскому психологу . Но это стоит делать лишь в том случае, если самостоятельно вы не можете справиться с этой проблемой.

Избавляемся от страха

1. Уходя из дома, всегда говорите ребенку, куда и зачем вы идете , а также, во сколько вернетесь. Предупредите, что можете опоздать и назначьте конкретное время для телефонного звонка. Обязательно выполните обещанное: ребенок будет следить за временем.

2. Во время своего отсутствия предоставьте отпрыску возможность интересной игры , или купите ему увлекательную книгу. Так он сможет с пользой и весельем скоротать время вашего отсутствия.

3. Не нужно говорить о его страхах с другими людьми , не обсуждайте это по телефону и не акцентируйте внимание при обычном общении в семье. Чувствительный и эмоциональный ребенок может решить, что он тяжело болен.

4. Возвращаясь домой, захватите угощение или маленький подарок для своего чада. Так у него не будет ощущения, что о нем забыли. Помните, как вам было приятно получить конфетку, когда родители возвращались домой из гостей?

5. Ограничьте для ребенка просмотр телепередач о катастрофах , убийствах, авариях, ограблениях. Эмоциональные ребятишки могут применять все эти ужасы к своей семье.

6. Когда ребенок раскроет вам тайну своего страха, ни в коем случае не высмеивайте причину и не стыдите его . Такое поведение родителей лишь ухудшит состояние отпрыска и не избавит его от страхов. Мягко объясните ему, почему не нужно бояться.

С какого возраста можно оставлять ребенка одного дома

Конкретного возраста для того, чтобы начать оставлять ребенка дома одного, не существует. Психологи рекомендуют наблюдать за готовностью отпрыска к такому шагу . Если он в какой-то момент сам говорит, что хочет побыть один, пользуйтесь этим шансом! Как правило, происходит это лет в 5, и является первым звоночком, что он готов к самостоятельности.

В таком возрасте ребенок уже понимает, что такое безопасность , кто такие «свои», а кто – «чужие», кому можно открыть дверь, а кому – ни в коем случае нельзя. Поэтому не нужно, отлучившись из дома, постоянно переживать, в порядке ли он. Но и не злоупотребляйте: не оставляйте его надолго одного, начните с 10-15 минут, которые необходимы, чтобы сбегать, например, в аптеку.

Если вы будете уделять ребенку достаточно времени, будете внимательны и осторожны по отношению к его проблеме, то со страхом справитесь довольно легко.

Главное в семье – это любовь и забота. Окружите ими своего отпрыска – и он забудет о своей боязни!

Детские страхи настолько частое явление, что уже можно было бы составить группы, по которым разделялись бы они все: животные, окружающие люди, темнота, доктора и больницы, общение и т.д.. Когда ребенок подходит к родителям и говорит, что боится чего-то, реакция обычно не предполагает выяснения причины, мы просто говорим, что все само собой пройдет, это всего лишь эмоциональное перенапряжение. Нужно просто отвлечься и все. Однако позднее можно заметить, что ребенок стал совсем не тот: его беспокоят ужасные сны по ночам, из-за чего он кричит и просыпается в холодном поту, не остается надолго в комнате один и при малейшем резком звуке готов заплакать, старается меньше смотреть телевизор и общаться с людьми, предполагая, что все это принесет ему вред. Это уже относится в большой психологической травме.

Наблюдая за происходящим, родители начнут задумываться над тем, почему ребенок боится остаться один? Предпримут ряд мер, которые могли бы временно отвлечь его от чувства страха. Однако, спустя определенное время, все вернется вновь и хуже того, с новой силой.

Как понять, что ребенок испытывает панический страх, а не простой испуг вследствие внезапного закрывания двери или шутки друга?

Прежде всего, нужно родителям обратить внимание на поведение ребенка, но не устраивать слежки, иначе это приведет к ухудшению ситуации и ребенок начнет думать, что его преследует какой-то монстр. Теперь посмотрите, были ли увидены вами такие особенности поведения:

Дергание и оглядывание

Крепко держится за руку, а при каком-либо испуге мгновенно вырывается и бежит

Двери в комнату просит не закрывать при подготовке ко сну, а также категорически отказывается выключать свет. Часто просит остаться на ночь маму или папу.

Прячется в доме и ведет себя весьма возбужденно. Замечается рассеянность и торопливость во время любой деятельности.

Если все это продолжается в течение длительного времени, то полностью меняется поведение ребенка: он становится молчаливым уходит в себя и старается никому не показываться на глаза. Сверстники оказывают на него только отрицательный эффект, вследствие чего он избегает встреч с ними. Но бывает и наоборот, когда спасение ребенок видит именно в постоянном присутствие кого-либо, не может угомониться, громко говорит.. Что следует делать в таких случаях? И почему нельзя оставлять ребенка одного?

В момент страха дети часто могут испытывать чересчур сильное эмоциональное напряжение и потому, их действия могут носить неосознанный характер. Отмечались случаи, когда дети выбегали на улицу, звонили на разные телефонные номера и просили помощи, искали лекарственные средства, чтобы успокоиться, но из-за незнания препаратов, употребляли о, что вело к отравлению.

Если ребенок обратился к одному из родителей за помощью сказав, что испытывает боязнь чего-либо, не отказывайте ему в этом. Поговорите и разберитесь, что послужил причиной появления столь негативного явления.

Если ребенок сообщил вам о том, что его замучили приступы страха, ни в коем случае нельзя смеяться над ним и говорить о том, что подобное не достойно. Многие мужчины совершают такую ошибку - говорят своим детям, что те, кто боятся - никогда не будут уверенными в себе и ничего не добьются в жизни, их всегда будут презирать. С одной стороны, они правы, но с другой, если ребенок уже испытывает страх, например, остаться один, боится темноты, кошек, тени, то для него эти слова окажутся решающими. Он будет считать, что раз боязнь уже подступила, значит, нет смысла надеяться на хорошую и счастливую жизнь, так как все равно уже ничего не получится.

Если ребенок говорит вам о преследующем его страхе, из-за которого он боится остаться один, то не стоит спешить ему доказывать, что это все вымысел. Многие молодые мамы, у которых опыта в этом вопросе маловато, берут за руку детей и открывая дверцы шкафа, показывают, что там нет никаких чудовищ. От этого, легче, поверьте, не станет. Важно поговорить с ребенком, а лучше отвлечь путем игр.

Есть такое понятие как «клин клином выбивать» - здесь использование этого метода не подойдет. Просто так забыть обо всех своих страхах будет сложно, а уж тем более применять не столь эффективный метод.

Оставаться одному неприятно всем. Причем, этот страх касается и взрослых людей, например, наиболее часто его можно заметить у бабушек и дедушек, которые не хотят оставаться наедине с тишиной и предметами мебели. Однако, их страх вызван простым нежеланием принимать старость и нехваткой общения с родными. А ребенок способен фантазировать и потому представляет, что в его комнате обитают кровожадные монстры ждущие пока выключат свет и закроют дверь, чтобы начать охотиться за ним.

Причинами могло послужить: сеанс фильма ужасов, который кстати, дети очень любят просматривать перед сном и вместо отдыха организм начинает активно работать, борясь с внешними негативными явлениями, если кто-то напугал или накричал на ребенка. Даже проезжающая мимо машина, резко начавшая сигналить, может изменить привычный ход жизни, расшатав нервную систему ребенка. Остаться одному будет очень сложно, а боязнь ого, что источник страха может вновь возвратиться и повториться - уйдет преследовать в течение всей жизни.

Обезопасьте своего малыша от внешнего отрицательного воздействия и при попытках ребенка объяснить свои проблемы, не противьтесь и откладывайте помощь на завтра.

Больше уделяйте время для прогулок по магазинам, парку, отдавайте предпочтение подвижным играм, создайте интересный род деятельности, при котором страхи будут обходить его стороной.

анонимно

Здравствуйте! Девочка 8ми лет, отличница в учебе, творческая, активная, эмоциональная, стала бояться оставаться дома одна. По приходу со школы требует присутствия взрослого или сверстника. Иногда впадает в панику и не контролирует свои действия полностью: -отлучилась на 15 минут в магазин, уходя предупредила, не задерживалась, застала ее плачущей на балконе в холодную ветреную погоду не одетой в верхнюю одежду; -оставаясь после школы незанятой на 3 часа начинает звонить каждые 5 минут, плачет, затягивает разговор, спрашивает скоро ли приеду, хотя по часам понимает. Начали выяснять чего боится, оказалось всего: пожара, несчастных случаев с родителями, таинственного исчезновения телефона... Огонь победили рисованием пожирающей веселой воды и многоразовыми объяснениями. С форс-мажором немного окунулись в Божественное, расказали про ангелов хранителей и что на все воля Б, а он нас очень любит. Теперь возникающую иногда панику она объяснить не может, кроме как - когда рядом есть кто-то взрослый я чувствую себя уверенней. Как победить страх? Как переключать ее на другую волну, более позитивную и научить иногда (пока необходимость оставаться одной возникает 2 раза в неделю, с 14 до 17ч.) быть одной. Стоит ли быть с ней настойчивей и оставлять на это время одну или обременять знакомых?

Здравствуйте. Вы пишите: «Девочка … стала бояться оставаться дома одна». Это означает, что раньше одна она оставалась? Это важный вопрос, так как прежде, чем что-то рекомендовать, надо разобраться в ситуации. Меня впечатлило, с какой фантазией и творческим подходом Вы прорабатывали страхи дочки! Здорово! Только, увы! – страхи ребенка иногда выглядят совершенно иррационально. И совершенно непонятно, как на рациональном уровне с ними справиться. В такой ситуации хорошо бы проанализировать, на фоне каких малозначительных на первый взгляд событий в семье или в школе начались изменения в поведении ребенка. Возможно, ее что-то или кто-то испугал. Если девочка прежде оставалась одна, а потом вдруг то, что она находится одна в квартире, стало вызывать у нее панику, свидетельствует о том, что что-то случилось. Причем, не обязательно с ее непосредственным участием. Дети – существа очень чувствительные, они могут реагировать самым разным способом на возникновение эмоционального напряжения в семье, или на события, которые на взгляд взрослых являются совершенно незначительными. Это во-первых. Во-вторых, Вы спрашиваете: «Стоит ли быть с ней настойчивей и оставлять на это время одну или обременять знакомых?». Паника всегда иррациональна, но если взрослый человек часто может контролировать свое поведение при панике с помощью разумных убеждений себя, увещеваний, аутотренинга, то ребенок 8-ми лет, как правило, не может. И в данной ситуации, когда причины возникновения паники и сильного страха одиночества не ясны, когда у девочки нет самостоятельных ресурсов, чтобы справляться с этими чувствами, настаивать на том, что она должна оставаться в квартире одна, означает усугублять ее стресс . Поэтому, я бы рекомендовала Вам пока обременять знакомых, и продолжать разбираться в ситуации. Если Вы не сможете самостоятельно понять, что вызвало изменение эмоционального состояния девочки, рекомендую Вам с ребенком обратиться на очную консультацию детского психолога . А пока старайтесь создавать для нее доброжелательную атмосферу, чаще обнимайте, целуйте, играйте с ней. Присмотритесь к изменениям ее любимых игр (если таковые изменения заметите), присмотритесь к тому, что она рисует. Бывает, что ребенок в игре и рисунках «проигрывает» травмирующие ситуации.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!