Детские страхи: ребенок боится оставаться один дома. Малыш боится оставаться один дома: рекомендации родителям

Детские страхи настолько частое явление, что уже можно было бы составить группы, по которым разделялись бы они все: животные, окружающие люди, темнота, доктора и больницы, общение и т.д.. Когда ребенок подходит к родителям и говорит, что боится чего-то, реакция обычно не предполагает выяснения причины, мы просто говорим, что все само собой пройдет, это всего лишь эмоциональное перенапряжение. Нужно просто отвлечься и все. Однако позднее можно заметить, что ребенок стал совсем не тот: его беспокоят ужасные сны по ночам, из-за чего он кричит и просыпается в холодном поту, не остается надолго в комнате один и при малейшем резком звуке готов заплакать, старается меньше смотреть телевизор и общаться с людьми, предполагая, что все это принесет ему вред. Это уже относится в большой психологической травме.

Наблюдая за происходящим, родители начнут задумываться над тем, почему ребенок боится остаться один? Предпримут ряд мер, которые могли бы временно отвлечь его от чувства страха. Однако, спустя определенное время, все вернется вновь и хуже того, с новой силой.

Как понять, что ребенок испытывает панический страх, а не простой испуг вследствие внезапного закрывания двери или шутки друга?

Прежде всего, нужно родителям обратить внимание на поведение ребенка, но не устраивать слежки, иначе это приведет к ухудшению ситуации и ребенок начнет думать, что его преследует какой-то монстр. Теперь посмотрите, были ли увидены вами такие особенности поведения:

Дергание и оглядывание

Крепко держится за руку, а при каком-либо испуге мгновенно вырывается и бежит

Двери в комнату просит не закрывать при подготовке ко сну, а также категорически отказывается выключать свет. Часто просит остаться на ночь маму или папу.

Прячется в доме и ведет себя весьма возбужденно. Замечается рассеянность и торопливость во время любой деятельности.

Если все это продолжается в течение длительного времени, то полностью меняется поведение ребенка: он становится молчаливым уходит в себя и старается никому не показываться на глаза. Сверстники оказывают на него только отрицательный эффект, вследствие чего он избегает встреч с ними. Но бывает и наоборот, когда спасение ребенок видит именно в постоянном присутствие кого-либо, не может угомониться, громко говорит.. Что следует делать в таких случаях? И почему нельзя оставлять ребенка одного?

В момент страха дети часто могут испытывать чересчур сильное эмоциональное напряжение и потому, их действия могут носить неосознанный характер. Отмечались случаи, когда дети выбегали на улицу, звонили на разные телефонные номера и просили помощи, искали лекарственные средства, чтобы успокоиться, но из-за незнания препаратов, употребляли о, что вело к отравлению.

Если ребенок обратился к одному из родителей за помощью сказав, что испытывает боязнь чего-либо, не отказывайте ему в этом. Поговорите и разберитесь, что послужил причиной появления столь негативного явления.

Если ребенок сообщил вам о том, что его замучили приступы страха, ни в коем случае нельзя смеяться над ним и говорить о том, что подобное не достойно. Многие мужчины совершают такую ошибку - говорят своим детям, что те, кто боятся - никогда не будут уверенными в себе и ничего не добьются в жизни, их всегда будут презирать. С одной стороны, они правы, но с другой, если ребенок уже испытывает страх, например, остаться один, боится темноты, кошек, тени, то для него эти слова окажутся решающими. Он будет считать, что раз боязнь уже подступила, значит, нет смысла надеяться на хорошую и счастливую жизнь, так как все равно уже ничего не получится.

Если ребенок говорит вам о преследующем его страхе, из-за которого он боится остаться один, то не стоит спешить ему доказывать, что это все вымысел. Многие молодые мамы, у которых опыта в этом вопросе маловато, берут за руку детей и открывая дверцы шкафа, показывают, что там нет никаких чудовищ. От этого, легче, поверьте, не станет. Важно поговорить с ребенком, а лучше отвлечь путем игр.

Есть такое понятие как «клин клином выбивать» - здесь использование этого метода не подойдет. Просто так забыть обо всех своих страхах будет сложно, а уж тем более применять не столь эффективный метод.

Оставаться одному неприятно всем. Причем, этот страх касается и взрослых людей, например, наиболее часто его можно заметить у бабушек и дедушек, которые не хотят оставаться наедине с тишиной и предметами мебели. Однако, их страх вызван простым нежеланием принимать старость и нехваткой общения с родными. А ребенок способен фантазировать и потому представляет, что в его комнате обитают кровожадные монстры ждущие пока выключат свет и закроют дверь, чтобы начать охотиться за ним.

Причинами могло послужить: сеанс фильма ужасов, который кстати, дети очень любят просматривать перед сном и вместо отдыха организм начинает активно работать, борясь с внешними негативными явлениями, если кто-то напугал или накричал на ребенка. Даже проезжающая мимо машина, резко начавшая сигналить, может изменить привычный ход жизни, расшатав нервную систему ребенка. Остаться одному будет очень сложно, а боязнь ого, что источник страха может вновь возвратиться и повториться - уйдет преследовать в течение всей жизни.

Обезопасьте своего малыша от внешнего отрицательного воздействия и при попытках ребенка объяснить свои проблемы, не противьтесь и откладывайте помощь на завтра.

Больше уделяйте время для прогулок по магазинам, парку, отдавайте предпочтение подвижным играм, создайте интересный род деятельности, при котором страхи будут обходить его стороной.

Многим может показаться странным то, что вполне взрослый и уже самостоятельный ребенок боится быть дома один. Сегодня мы попробуем разобраться, почему же так происходит и что в данной ситуации делать родителям.

Детские страхи считаются довольно нормальным явлением. И не стоит думать, что ребенок, который боится быть дома без родителей, беспомощный или привередливый.

Каждый страх обусловлен определенной причиной, и только поняв ее, можно утешить малыша и уверить, что дом - это безопасное место.

Причины страха.

1. Вина родителей.

Это самая распространенная причина того, что ребенку страшно быть одному в квартире. Зачастую мамы и папы пугают своих детей, не думая о последствиях этого действия. Даже безобидное выражение: «Не будешь слушаться - придет Бабайка и укусит тебя» может навсегда врезаться в память карапуза. И с этого момента, оставшись дома один, он будет вспоминать эти слова и думать о том, что в любой момент в квартире может оказаться чужой дядька, волк или Баба Яга, которые укусят, съедят или украдут. Дети обладают бурной фантазией и образным мышлением , поэтому без труда могут воссоздать в своей голове «ужасные» картинки. По этой причине будьте внимательны к словам, которые вы произносите, находясь с ребенком.

2. Боязнь ребенка за жизнь родителей.

Если в вашей семье принято часто созваниваться, узнавать, как дела и все ли хорошо, то эта причина вполне обоснована. Если родители решили провести вечер в ресторане или кинотеатре, и при этом не звонят ребенку каждые пять минут, чтобы сообщить, что с ними все в порядке, ребенок начинает испытывать страх. Помните об этом и не игнорируйте чувства своего малыша.

3. Стрессовая ситуация с друзьями или в школе.

Даже телевизионные новости об убийстве, ограблении, землетрясении или пожаре могут навредить психике малыша и усилят чувство опасности. По этой причине родители должны стараться уберегать малыша от плохой информации . Помимо этого необходимо разговаривать с ребенком, обсуждать экстренные ситуации и модели поведения в них.

Как узнать причину?

Установить психологическое состояние малыша можно при помощи обычных игр . Определять детские страхи специалисты рекомендуют посредством рисования, лепки и других интерактивных игр. Родители не должны создавать препятствий: попросите малыша нарисовать страх или же продемонстрировать ситуацию, которая пугает. Не стоит мешать ребенку, не советуйте и не подсказывайте, как должен выглядеть какой-либо предмет. Ребенок должен проиграть все самостоятельно.

Безусловно, выявить причину страха и побороть его может помочь детский психолог . Однако обращаться к нему следует только в том случае, если эту проблему вы не можете решить самостоятельно.

Способы избавления от страха.

1. Оставляя малыша дома одного, всегда сообщайте ему, куда и для чего вы идете, когда вернетесь. Предупредите, что можете немного задержаться и скажите малышу точное время, когда вы позвоните ему. Не забывайте об этом обещании , поскольку малыш будет внимательно следить за временем.

2. Чтобы ребенок не заметил вашего отсутствия , купите ему интересную игру или же увлекательную книгу. Это будет не только весело, но и полезно.

3. Не обсуждайте страхи ребенка с чужими людьми , не акцентируйте на этом внимание при общении с близкими. Эмоциональный ребенок может подумать, что он серьезно болен.

4. Возвращаясь домой, можете купить ребенку какую-нибудь сладость или же небольшой сюрприз . Это поможет ребенку понять, что вы о нем не забываете даже, если отсутствуете дома.

5. Следите за тем, чтобы малыш не смотрел передачи , в которых рассказывается об убийствах, катастрофах и так далее. Ребенок может принять это близко к сердцу.

6. Когда малыш поделится с вами своими страхами, не смейтесь над ним, не стыдите. Данное поведение только усугубит ситуацию. Попробуйте объяснить карапузу, почему это не стоит боятся простыми и доступными для него словами.



В каком возрасте можно оставлять малыша одного?

Конкретного ответа на этот вопрос нет. Специалисты советуют наблюдать за малышом, чтобы определить готовность ребенка к этому новому этапу.

Ребенок боится оставаться один дома? – Это очень частая проблема, сопровождающая тревожного ребенка. Вам, как родителю, нужно попытаться разобраться в истинных причинах этого страха.

Если ваш ребенок был напуган реальным событием, произошедшим в ваше отсутствие, то возникновение страха и нежелание оставаться одному – вполне уместная реакция на сложившиеся обстоятельства. В этом случае можно рекомендовать посещение детского психолога, вместе с которым ребенок проработает возникшие неприятные, болезненные эмоциональные переживания.

Если данный вид страха появился у вашего ребенка в возрасте четырех-шести лет и никакие конфликтные или драматические события не предшествовали его появлению, то, возможно, причина кроется в том, что ребенок вступил в определенный возрастной период, обусловленный особенностями развития воображения.

В кабинете психолога:

Наталья (25 лет), сын Лев (4 года)

… Вот уже полгода Левушка боится оставаться дома один. Он домашний ребенок, в садик не ходит и очень ко мне привязан. Он боится оставаться один в комнате, говорит: «Я боюсь здесь оставаться. А вдруг под кроватью сидят чудовища?» Боится один даже дойти из комнаты до туалета, просит, чтобы его проводили, потому что чудовища могут поджидать его за углом в коридоре. Чудовищами его специально никто не пугал. Может быть, страх возник после просмотра мультиков? Что делать – не знаю. Он панически боится оставаться один. Когда мне нужно уйти, он закатывает истерику. Как помочь ему преодолеть свой страх?

Приведенный пример иллюстрирует поведение, типичное для детей этого возраста, когда ведущей познавательной функцией является воображение. Ребенок искренне верит в реальность своих фантазий. Спорить с ним, доказывая, что выдуманные чудовища не живут под кроватью, бесполезно.

Не волнуйтесь, это пройдет. В этом случае вы можете обойтись без консультации психолога. Сила детского воображения может не только создавать трудности. Способность ребенка фантазировать и воодушевляться верой в необычные свойства предметов может сослужить и добрую службу. Привлекая фантазию, воспользуйтесь технологией создания «волшебного» предмета-защитника и сделайте для ребенка талисман, оберегающий его от всяческих напастей. Для этих целей можно сделать специальный браслет, наделенный защитными свойствами.

Способ «изготовления» защитного браслета

Купите ребенку обычный браслет в магазине и расскажите ему очень интересную историю: «Несколько лет назад храбрый рыцарь подарил одному ребенку волшебный браслет, охраняющий его от чудовищ. Ребенок путешествовал по всему свету и ничего не боялся. Даже ночью он знал, что с ним ничего не случится. Браслет отпугивал всех чудовищ. Ребенок знал, что с этим браслетом он находится в полной безопасности и что чудовища не смогут ему навредить. Прошло несколько лет, ребенок вырос, и браслет ему уже не нужен». Говоря эти слова, достаньте браслет и скажите, что буквально недавно вы встречались с этим человеком и он, узнав о ваших проблемах, согласился передать свой волшебный талисман вашему ребенку.

Полученный талисман можете наделить различными защитными свойствами, которые могут понадобиться вашему ребенку.


Присутствие страха оставаться в одиночестве обычно не свойственно подросткам. Подростковый возраст предполагает достаточную автономию личности и усиливает обратную тенденцию – получить возможность на время уединиться, стремление создать свой, особый, независимый от родителей мир. Категоричное нежелание подростка оставаться некоторое время в одиночестве позволяет выделить и разграничить две возможные ситуации.

Первый случай: подросток привык, что обычно в доме он не один. В изменившихся обстоятельствах подросток говорит, что ему страшно оставаться одному, однако не может обосновать причину. Это требование, кажется, больше похоже на упрямство или желание, чтобы кто-то находился рядом, чтоб ему не было скучно. Подобные требования позволяют предположить, что сложившийся в семье стиль детско-родительских взаимодействий основывается на отношениях гиперопеки.

Иногда родителям бывает сложно перестроить свое отношение к растущему ребенку. Когда он уже способен справляться с серьезными требованиями, взрослые продолжают относиться к нему, как к маленькому и беззащитному. Причиной гиперопеки может также стать стремление взрослых находить в детях источник собственного самоутверждения, удерживая их в положении малого дитя.

Гиперопека может порождаться присутствием у родителей постоянного чувства страха за своего ребенка, навязчивых опасений за его жизнь, здоровье и благополучие.

Неблагоприятное влияние родительской гиперопеки состоит в том, что ребенку передается избыточное беспокойство, дети «заражаются» от родителей несвойственной возрасту тревогой. Таким образом, безграничная забота порождает беспомощность.

В этом случае родителям важно понять, насколько их собственное отношение к детям окрашено чрезмерной озабоченностью и тревогой.

Если ребенок уже привык к сверхзаботе, ему нелегко бывает отказаться от привычных привилегий. Родителям рекомендуется постепенно передавать ему ответственность и развивать саморуководство. Неожиданно «свалившаяся» на гиперопекаемого подростка свобода вызовет замешательство и растерянность.

Второй случай: подросток в отсутствие старших действительно проявляет беспокойство, возбуждение. Иллюстрацией таких реакций может служить поведение подростка в следующем примере.

В кабинете психолога:

Наталья (43 года), сын Никита (14 лет)

… Мой ребенок боится оставаться один дома. Когда я задерживаюсь на работе даже на 10-15 минут, он звонит на мобильный несколько раз, спрашивая, когда я вернусь, где я и чем занимаюсь. Если я собираюсь в магазин, то он или идет со мной, или дает мне на это 15-20 минут, и если я по какой-то причине задерживаюсь, он опять же начинает звонить…

Психолог: «Никита, а зачем ты это делаешь?»

Никита: «Ну а что такого? До магазина 5 минут идти, там быстро все можно купить и назад. Где можно задерживаться? Чем можно там заниматься? Я же переживаю…»

Психолог: «Я понимаю, ты сильно переживаешь, когда мамы нет рядом. А что может случиться с тобой в это время?»

Никита: «Я боюсь, что мама не придет ко мне. Вдруг с ней что-то случится. Папа бросил нас, ушел к другой женщине. Бабушка не любит меня, ругает меня всегда, говорит: «Чтобы глаза мои тебя не видели!» Что будет со мной, если мама не придет? Я останусь один. Что я буду кушать? Меня заберут в детский дом. Ведь я совсем не нужен ни папе, ни бабушке…»

Конфликтные отношения в семье и последующий развод родителей мальчика заострили его переживание отверженности, усилили страх одиночества и покинутости, побудили судорожное стремление цепляться за мать, как за спасительную соломинку, единственную защиту в жестоком и неустойчивом мире.

В этой ситуации для коррекции глубоких конфликтных переживаний стоит обратиться за помощью к психологу, психотерапевту. В подобном случае одной консультации недостаточно, может потребоваться длительная психотерапевтическая работа.

, м алышам трудно справляться с некоторыми эмоциями. Особенно, если это страх оказаться дома в полном одиночестве, когда рядом нет мамы и папы. Однако рано или поздно малыша нужно приучать быть самостоятельным.

Взрослые уже успели позабыть, как некомфортно они себя чувствовали один на один со своим страхом в детском возрасте. Как отмечают психологи, это обычный этап жизни крохи, период взросления, который нужно пережить.

Как помочь ребенку справиться с дурными мыслями, когда он остается в одиночестве?

Почему ребенок боится быть без мамы

Еще с пеленок малыш стремится быть в обществе. Когда рядом с ним мама, которая ухаживает и во всем помогает, - кроха чувствует себя под защитой. В отсутствии родителей чувство комфорта мгновенно улетучивается. Даже несколько минут для крохи могу стать настоящим испытанием. Ребенок не желает, чтобы мама уходила и ударяется в слезы.

Иногда перемены в поведении малыша проявляются неожиданно для взрослых. Всегда веселый и открытый карапуз вдруг становится капризным, как только мама за порог. Даже присутствие бабушки не спасает ситуацию. Это связано с социализацией малыша, его взрослением. Чтобы подобное состояние не переросло в настоящий страх, а малыш не превратится в манипулятора, необходимо выбрать правильную стратегию воспитания.


1. Если вам нужно покинуть комнату, сохранять спокойствие. Продолжайте начатый разговор из кухни или гостиной. Не нужно каждую секунду возвращаться обратно.

2. Если вы находитесь в одном помещении, можете заниматься своими делами, но не подходите к кроватке крохи слишком часто. Иначе малыш будет и дальше требовать чрезмерной опеки родителей.

3. Приучайте карапуза к общению с другими членами семьи. Оставляйте его в их компании больше, чем на 5 минут. Даже когда вы вернулись, можно беречь дистанцию. Например, не бросаться к ребенку, как только вы пришли домой из магазина.


Ребенок боится сам оставаться дома

Когда у мамы времени становится меньше, она не может постоянно находиться рядом с ребенком. Малыша можно оставлять одного дома на непродолжительное время, примерно с возраста 5-6 лет. Дети младше могут провоцировать опасные ситуации в квартире. Но может возникнуть другая проблема: ребенок боится оставаться сам дома.

Что делать, если малыш постоянно требует вашего общества?

1. Настройте малыша на ожидание, чтобы он не волновался, дав ему временные ориентиры. Например, скажите, что вернетесь сразу после окончания мультфильма.

2. Чтобы малыш мог привыкнуть и не бояться, уходите на короткое время. Потом можно постепенно увеличивать период отсутствия.

3. Все опасные предметы должны находиться там, где до них не сможет достать малыш.

4. Если вам нужно отлучиться надолго, попросите соседку время от времени заглядывать в комнату ребенка, чтобы убедиться, что все в порядке.

5. Чтобы время ожидания не казалось ребенку мучительно долгим, поможет специальное задание. Например, попросите малыша к вашему приходу нарисовать открытку для бабушки, сделать оригами или решить логическую задачку.

Если малыш испытывает страх в ваше отсутствие, постарайтесь заполнить время одиночества. Важно приучать малыша быть самостоятельным еще в дошкольном возрасте. Иначе родители могут столкнуться с ситуацией, когда малыш не захочет оставаться сам.

анонимно

Здравствуйте! Девочка 8ми лет, отличница в учебе, творческая, активная, эмоциональная, стала бояться оставаться дома одна. По приходу со школы требует присутствия взрослого или сверстника. Иногда впадает в панику и не контролирует свои действия полностью: -отлучилась на 15 минут в магазин, уходя предупредила, не задерживалась, застала ее плачущей на балконе в холодную ветреную погоду не одетой в верхнюю одежду; -оставаясь после школы незанятой на 3 часа начинает звонить каждые 5 минут, плачет, затягивает разговор, спрашивает скоро ли приеду, хотя по часам понимает. Начали выяснять чего боится, оказалось всего: пожара, несчастных случаев с родителями, таинственного исчезновения телефона... Огонь победили рисованием пожирающей веселой воды и многоразовыми объяснениями. С форс-мажором немного окунулись в Божественное, расказали про ангелов хранителей и что на все воля Б, а он нас очень любит. Теперь возникающую иногда панику она объяснить не может, кроме как - когда рядом есть кто-то взрослый я чувствую себя уверенней. Как победить страх? Как переключать ее на другую волну, более позитивную и научить иногда (пока необходимость оставаться одной возникает 2 раза в неделю, с 14 до 17ч.) быть одной. Стоит ли быть с ней настойчивей и оставлять на это время одну или обременять знакомых?

Здравствуйте. Вы пишите: «Девочка … стала бояться оставаться дома одна». Это означает, что раньше одна она оставалась? Это важный вопрос, так как прежде, чем что-то рекомендовать, надо разобраться в ситуации. Меня впечатлило, с какой фантазией и творческим подходом Вы прорабатывали страхи дочки! Здорово! Только, увы! – страхи ребенка иногда выглядят совершенно иррационально. И совершенно непонятно, как на рациональном уровне с ними справиться. В такой ситуации хорошо бы проанализировать, на фоне каких малозначительных на первый взгляд событий в семье или в школе начались изменения в поведении ребенка. Возможно, ее что-то или кто-то испугал. Если девочка прежде оставалась одна, а потом вдруг то, что она находится одна в квартире, стало вызывать у нее панику, свидетельствует о том, что что-то случилось. Причем, не обязательно с ее непосредственным участием. Дети – существа очень чувствительные, они могут реагировать самым разным способом на возникновение эмоционального напряжения в семье, или на события, которые на взгляд взрослых являются совершенно незначительными. Это во-первых. Во-вторых, Вы спрашиваете: «Стоит ли быть с ней настойчивей и оставлять на это время одну или обременять знакомых?». Паника всегда иррациональна, но если взрослый человек часто может контролировать свое поведение при панике с помощью разумных убеждений себя, увещеваний, аутотренинга, то ребенок 8-ми лет, как правило, не может. И в данной ситуации, когда причины возникновения паники и сильного страха одиночества не ясны, когда у девочки нет самостоятельных ресурсов, чтобы справляться с этими чувствами, настаивать на том, что она должна оставаться в квартире одна, означает усугублять ее стресс . Поэтому, я бы рекомендовала Вам пока обременять знакомых, и продолжать разбираться в ситуации. Если Вы не сможете самостоятельно понять, что вызвало изменение эмоционального состояния девочки, рекомендую Вам с ребенком обратиться на очную консультацию детского психолога . А пока старайтесь создавать для нее доброжелательную атмосферу, чаще обнимайте, целуйте, играйте с ней. Присмотритесь к изменениям ее любимых игр (если таковые изменения заметите), присмотритесь к тому, что она рисует. Бывает, что ребенок в игре и рисунках «проигрывает» травмирующие ситуации.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!