Тотемизм краткое описание. «Тотемизм: традиции и современность

Вера в сверхъестественное сопровождает человека все время его существования. Все необъяснимое человек причислял к потустороннему явлению. Первые религии появились на заре первобытно-общинного строя, они носили характер примитивного верования. Одной из религий являлся тотемизм — ветвь анимизма. Что такое тотем, и почему люди верили в невидимую связь между разными объектами? Какие формы тотемизма сохранились до наших времен? Рассмотрим в статье.

Первые религии человечества называются проторелигиями. Историки и ученые относят к ним четыре основных формы:

  1. анимизм;
  2. фетишизм;
  3. магию.

Какая именно проторелигия из перечисленных была первой, доподлинно неизвестно. Считается, что все четыре формы появились приблизительно в один и тот же период истории. Историки поясняют, что все основные формы верований присутствовали во всех доисторических проторелигиях.

Анимизм

Что такое анимизм как проторелигия? Современные ученые определяют его как веру в духовный мир, то есть, существование нематериального начала. Анимизм подразумевает веру в духов природы, умерших предков, духов-покровителей. Это одушевление всего, что окружает человека и является непонятным.

Наблюдая за явлениями природы, первобытные люди одушевляли их и приписывали определенные качества. Со временем люди стали воспринимать духов природы как разумных существ, управляющих их жизнью. Для того, чтобы задобрить гнев духов природы, им стали приносить дары и жертвоприношения.

Также люди верили, что существует посмертный мир, в который отправляется душа умершего человека. Там же существуют и различные сущности и духи.

Тотемизм

Определение тотемизма строится на вере в невидимую связь между человеком/племенем/родом и конкретным животным или растением. Это животное/растение именовалось тотемом. Люди верили, что тотем покровительствует им и оберегает от жизненных невзгод. Ученые считают, что первобытный человек стал обожествлять животный и растительный мир, потому что весь уклад жизни был связан именно с ним.

Примеры тотемизма — верования древних египтян, индейцев Северной Америки, аборигенов Австралии и населения центральной части Африки. Чем отличается культ поклонения тотему? Избранному покровителю приносят дары, совершают религиозные служения и просят о защите или милости. При появлении на свет нового члена племени сразу же совершается служение тотему с просьбой наделить младенца определенными качествами и защитить от зла.

Тотемизм отличает от других верований наличие табу. Табу является запретом совершать те или иные действия. Табу было связано с запретом:

  • убивать тотемных животных;
  • поедать мясо тотема;
  • убивать соплеменников;
  • демонстрировать чужим племенам свою принадлежность к тотему.

Ритуалы проводили всякий раз, когда племя страдало от засухи и недостатка пищи, от нападения враждующих племен и в любых экстренных случаях. Люди верили, что только тотем может им помочь справиться с невзгодами.

С тотемизмом был тесно связан фетишизм — вера в мистическую силу предмета. Этим предметом мог быть камень причудливой формы и созданный руками предмет, какое-либо растение или планеты. Фетишами становились и статуэтки божеств, которым поклонялись древние люди. Но и в наши времена на территории Африки сохранился культ фетишизма в несколько измененном виде.

Магия первобытных людей

Древние люди считали магическим всё непонятное и необычное. Если человек встречал на своем пути какой-либо привлекший внимание объект (камешек, корешок, часть скелета животного), он мог сделать его своим фетишем. Со временем вера в фетиши крепла, и уже целое племя могло поклоняться какому-либо предмету и считать его своим покровителем.

Фетиш располагали в центре племени, приносили ему дары и воздавали хвалу за помощь. Люди искренне верили, что именно фетиш им помогает и защищает от бед. Однако была и оборотная сторона фетишизма: если предмет не оправдывал ожиданий, его подвергали истязанию.

Фетишизм не исчез со временем, но обрел новую форму. Религиоведы утверждают, что вера в амулеты и обереги является современной формой фетишизма. С фетишизмом тесно связана магия в ее изначальном и современном виде. Также магия сохранила черты тотемизма и анимизма, ведь магические ритуалы являются обращением к разным силам природы или духам животных или умерших.

Со временем из общества отделилась группа людей, которая занималась только проведением магических ритуалов для племени. Первые магические ритуалы проводили шаманы, так как именно шаманизму свойственна связь с духами природы и животных. В дальнейшем магические практики расширили сферу своего применения. В современном мире магия тесно связана с древними культами проторелигий, мировыми религиями и изучением энергий.

Тотемистические верования, или тотемизм – вера в то, что определенные виды животных, растений, некоторые материальные предметы, а также явления природы являются предками, родоначальниками, покровителями конкретных родовых коллективов.

Тотемизм («от–отем» на языке североамериканских индейцев означает «его род») - система религиозных представлений о родстве между группой людей (обычно родом) и тотемом - мифическим предком, чаще всего каким–либо животным или растением. К тотему относились как к доброму и заботливому предку и покровителю, который оберегает людей - своих родственников - от голода, холода, болезней и смерти. Первоначально тотемом считались только настоящее животное, птица, насекомое или растение. Затем достаточно было их более или менее реалистического изображения, а позже тотем мог обозначаться любым символом, словом или звуком.

Некоторые проявления тотемизма мы можем встретить у народов Меланезии: родовые группы носят тотемичекие имена, местами сохраняются тотемические запреты, вера в связь тотемов с предками рода и т.д. У племен островов Самоа, у народов Америки – встречается наличие тотемов в гербах, фамильных знаках на одежде, на жилище. В виде второстепенной религии, как видоизменение, сохранилась вера в оборотничество у народов Америки.

Выбор тотемов часто связан с физико–географическим характером местности. Так, например, у многих племён Австралии в качестве тотемов выступают обычные здесь кенгуру, страус эму, опоссум, дикая собака, ящерица, ворон, летучая мышь. В то же время в пустынных или полупустынных областях континента, где природные условия и животный мир скудны, тотемами становятся различные насекомые и растения, которые в этом качестве больше нигде не встречаются.

Тотемизм - это религия ранне–родового общества, где кровнородственные связи являются самыми важными между людьми. Подобные же связи человек усматривает и в окружающем мире, он наделяет всю природу родственными отношениями. Животные и растения, составляющие основу жизни охотника и собирателя, становятся предметом его религиозных чувств.

По мере исторического развития большинство народов утратило тотемические представления. Однако кое-где тотемизм проявил необычайную живучесть, например у австралийских аборигенов. В обрядах австралийских племён огромную роль играют священные предметы - чуринги. Это каменные или деревянные пластины с нанесёнными на них рисунками, обозначающими тот или иной тотем.

Вера в абсолютную связь чуринги с судьбой человека настолько сильна, что в случае её разрушения человек нередко заболевал, а иногда и умирал. Это в свою очередь служило новым подтверждением действия невидимых чар.

Следы и пережитки тотемизма обнаруживаются в разной степени в современных религиях и сохранились как элементы в этнических культурах многих народов.

Анимизм.

Постепенно развивалась новая форма религии – культ природы. Суеверный страх человека перед грозной и могучей природой вызывали желание как-то умилостивить ее. Всю природу человек в своем воображении населил духами. Эта форма религиозных представлений называется анимизмом (от лат. Слова − «анимус» − дух). Согласно анимистическим верованиям, духами населен весь окружающий мир, а каждый человек, животное или растение обладает своей собственной душой, бестелесным двойником.

Такая вера в той или иной форме присуща любой религии, от самой примитивной до наиболее развитой. Правда, степень выраженности анимистических верований неодинакова при разных формах религии, на разных стадиях ее развития.

Термин "анимизм" покрывает весьма разнообразные категории религиозных представлений, разнообразные не только по виду, по идейному содержанию, но и что самое главное – по происхождению. Анимистические образы суть олицетворения, но человеческая фантазия способна олицетворять что угодно.

Слова «дух» или «душа» в представлении первобытных людей связывались с одушевлением всей природы. Постепенно развивались религиозные представления о духах земли, солнца, грома, молнии, растительности. Позже на этой почве возник миф об умирающих и воскресающих богах.

Магические верования, или магия – вера в возможность с помощью определенных приемов, заговоров, обрядов воздействовать на предметы и явления природы, на ход общественной жизни, а позднее и на мир сверхъестественных сил. В пещере Монтеспан, открытой в 1923 г. в Пиренеях, обнаружена вылепленная из глины фигура медведя без головы. Фигура изрешечена круглыми дырками. Вероятно, это следы дротиков. Вокруг него на глиняном полу сохранились отпечатки босых человеческих ног. Подобная находка была сделана и в пещере Тюк д"Одюбер. Древние верили, что околдованное животное само позволит убить себя.

Тотемизм

Другой формой культа, встречавшейся у первобытных народов, были тотемистические обряды. В основе их лежали представления о происхождении членов данной общественной группы от одного общего предка-тотема. Группы людей называли себя людьми Эму, людьми Медведя и т. д. С этим представлением о таких родственных отношениях было связано убеждение в том, что предок данной группы людей специально заботится о ней. Охота или поиски пищи были для людей главным дедом, от этого зависело их существование. Обычно тотемом было животное или растение, наиболее часто встречающееся в данной местности. Тотем нечто вполне реальное. Он связан с процессом основной производственной деятельности, которая на одном из ранних этапов развития человечества складывалась из охоты на крупного зверя, собирания съедобных растений и зерен, а также жуков или гусениц.

Тотемистические обряды, как правило, включали в себя раздел и потребление мяса животного-тотема.

Эльдерман вслед за Спенсером описывает, например, такой тотемистический обряд: «Итак, часть обряда тотема Кенгуру из племени ундиаров заключается в том, что молодые люди идут охотиться на кенгуру и затем приносят добычу старым мужчинам, остававшимся в лагере. Там старейшие мужчины тотема во главе с вождем съедают немного мяса кенгуру. Потом тела всех участников обряда натираются жиром кенгуру, после чего мясо делят между всеми собравшимися. После этого начинаются другие обряды. Они продолжаются всю ночь, а утром повторяется описанный выше вчерашний обряд. Ночь опять проходит в пении песен. После отправления этих обрядов люди из тотема Кенгуру едят мясо кенгуру очень воздержанно, а существуют некоторые части, например хвост, почитающийся за особое лакомство, до которых людям из этого тотема, особенно женщинам, и дотрагиваться не положено»

Тотемистические обряды касаются не только съедания мяса тотема, уже наделенного некоторыми признаками божества. Они связаны с общественным устройством данной социальной группы, ее внутренним разделением, основанным на трудовой роли. К самым важным обрядам относится посвящение подрастающей молодежи, введение молодых в число взрослых членов рода. В процессе обряда присваиваются новые имена, причем молодой человек вместе с именем получает и «духа».

У тотемизма много признаков религиозной системы (культ тотема, обряды, легенды, связанные с историей тотема, рассказываемые или напеваемые стариками во время обряда), хотя он, разумеется, очень существенно отличается от религии в современном понимании этого слова. В тотемистические обряды вплетаются и магические действия, заключающиеся в изготовлении исполинских изображений тотема, которые, как считается, благодаря своей форме и размерам обладают огромной волшебной силой. «После окончания празднества исполинская фигура разрывается на мельчайшие кусочки. Люди верят, что из этих лоскутков возникнут новые кенгуру». Это интересный пример тесной связи магических обрядов с производственной деятельностью, с бытовыми проблемами людей, выполняющих эти обряды. Порванное на лоскутки изображение кенгуру должно чудесным образом размножить животных, добыть повое мясо «своим» людям.

В культовых обрядах тотемизма четко выступают также анимистические представления и верования, особенно в танцах и рассказах, касающихся необыкновенных подвигов предков-тотемов..

Много тотемистических обрядов перешло постепенно в политеистические религии, опирающиеся на развитый культ сил природы, а затем эти обряды были переняты современными религиями.

Прежде всего следует назвать символическое съедение тела бога (аналогичное съедению тела тотема), используемое также в некоторых греческих культах (съедение тела божия в виде хлеба).

Об устойчивости тотемистических представлений даже у людей, являющихся приверженцами иной, более высокоорганизованной религии, свидетельствует наблюдение норвежского исследователя Тура Хейердала. Хейердал исследовал происхождение огромных каменных фигур на о. Пасхи. Там он встретился с разнообразными религиозными представлениями местных жителей.

Следует подчеркнуть, - писал он, - что население острова официально считается христианским и каждое воскресенье толпами идет в церковь. Но в то же время, однако… даже супруга священника по имени Эрория глубоко убеждена, что происходит от… кита. Когда священник пытался убедить ее во вздорности подобных взглядов, она всегда ему отвечала, что хотя он и священник, но, однако, всего знать не может, а она слышала об этом от своего отца, который узнал это от своего отца, а этот последний должен был все знать наилучшим образом, ибо именно он-то и был китом.

Из книги История мировых религий: конспект лекций автора Панкин С Ф

1. Формы поведения и ориентации архаического сознания – анимизм, фетишизм, тотемизм, магия Подобная трактовка архаической ступени сознания способна послужить методологическим ключом к осмыслению истоков, содержания и роли ранних верований и обрядов в первобытном

Из книги Культы, религии, традиции в Китае автора Васильев Леонид Сергеевич

Тотемизм Один из древнейших пластов в системе древнекитайских верований – тотемизм5. Согласно определению советского этнографа Д. Е. Хайтуна, «тотемизм является религией возникающего рода и выражается в вере в происхождение рода от предков, представленных в виде

Из книги Христианство и религии мира автора Хмелевский Генрик

Тотемизм Другой формой культа, встречавшейся у первобытных народов, были тотемистические обряды. В основе их лежали представления о происхождении членов данной общественной группы от одного общего предка-тотема. Группы людей называли себя людьми Эму, людьми Медведя и

Из книги Верования дохристианской Европы автора Мартьянов Андрей

Из книги Сравнительное богословие. Книга 2 автора Коллектив авторов

3.1.3. Тотемизм В предыдущей главе мы пришли к выводу, что физический (антропологический) тип, физиология (прежде всего мозг), нервная, эндокринная и прочие системы биологической и психологической сферы «Homo Sapiens» сильно отличаются от тех, что были свойственны его

отождествление племени с определенным видом святого животного, тотема. Этот вид религиозных верований содержит в себе утверждение о кровнородственных узах определенной общности с животным-тотемом.

Отличное определение

Неполное определение ↓

тотемизм

ТОТЕМИЗМ - одна из ранних форм религии, в основе которой лежит вера в существование особого рода мистической связи между какой-либо группой людей (род, племя) и определенным видом животных или растений (реже - явлениями природы и неодушевленными предметами). Название этой формы религиозных верований происходит от слова «ототем», которое на языке североамер. индейцев оджибве означает «род его». В ходе изучения Т. было установлено, что его возникновение тесно связано с хозяйственной деятельностью первобытного человека - собирательством и охотой. Животные и растения, дававшие людям возможность существовать, становились объектами поклонения. На первых этапах развития Т. такое поклонение не исключало, а даже предполагало употребление тотемных животных и растений в пищу. Поэтому иногда свое отношение к тотему первобытные люди выражали словами: «Это наше мясо». Однако такого рода связь между людьми и тотемами относится к далекому прошлому, и о ее существовании свидетельствуют лишь древние предания и дошедшие до исследователей из глубины веков устойчивые языковые обороты. Позднее в Т. были привнесены элементы социальных, в первую очередь кровнородственных, отношений. Члены родовой группы (кровные родственники) стали верить в то, что родоначальником и покровителем их группы является определенное тотемное животное или растение и что их отдаленные предки, сочетавшие в себе признаки людей и тотема, обладали сверхъестественными возможностями. Это вело, с одной стороны, к усилению культа предков, с др. стороны - к изменению отношения к самому тотему. Напр., возникли запреты на употребление тотема в пищу за исключением тех случаев, когда его поедание носило ритуальный характер и напоминало о древних нормах и правилах. Впоследствии в рамках Т. возникла целая система запретов, которые назывались табу. Отличное определение

Неполное определение ↓

Тотемизм – это распространенная в прошлом, но поныне существующая религиозно-социальная система. В ее основании лежит поклонение тотему. Термин «тотем» впервые был упомянут в конце восемнадцатого века Лонгом, и был заимствован у племени оджибва, где слово totem означало герб клана. Также тотемом называлось священное животное, которому клан оказывал специальный культ.

На сегодняшний день под понятием «тотем» подразумевается класс объектов, которому оказывают особое поклонение социальная группа, фратрия, род, племя, а порой даже один индивид. В большинстве случаев, те, кто поклоняются тотему, называют себя по его имени и считают себя связанными родственными узами. Пожалуй, в мире не найдется такого объекта, который не мог бы выступить в качестве тотема, однако чаще всего люди поклонялись животным.

Особенности тотемизма заключаются в том, что люди воспринимают объекты природы в качестве полноценных и одушевленных представителей мира. Многие предметы, при этом, наделялись сверхъестественными качествами. Племена, которые придерживались системы тотемизма, обладали мировоззрением, построенным на эмоциональных, культурных, мистических и идеологических взаимоотношениях с природой. Выделяют следующие характеристики тотемизма:

Тотем служит хранителем человеческой души, покровителем и помощником. Сила тотема влияет на сознание, внушает страх, благоговение и уважение.

В тотемизме присутствует исторически сложившаяся система имен и символика.

Поклонники тотемизма сравнивают свою личность и тотем, а также символически уподобляются ему.

Животные и растения, которые входят в иерархию тотемизма, охраняются и почитаются. Данные объекты – неприкасаемы, а их гибель от рук человека является самым тяжким грехом.

Активное применение тотемистических ритуалов.

Ряды культов и многочисленные магические обряды входят в перечень тотемистических учений. Смешение магических и религиозных компонентов несколько затрудняет понимание тотемизма в качестве целостной системы. Групповой тотемизм считается самой распространенной формой этой системы. Данный вид характеризуется следующими чертами:

Существование мистической связи между социальной группой и растением или животным.

Тесная связь названия социальной группы и тотема.

Символика тотема, его эмблема, а также табу имели отношения и к целой группе, и к подразделениям.

Считалось, что тотемическая группа произошла в результате брака человека и животного, реже просто насильственное подчинение.

Первое зарождение тотемизма возникло в шаманских кругах, где анималистический бог-хранитель происходил из индивидуального тотема. Тотемизм передавался по наследству от предков к потомкам, налаживая табу на определенный вид животного или растения. Исходя из этого, запрещалось есть мясо тотемного животного, так как это приравнивалось к поеданию своей же плоти, или плоти своего отца. Знахари и шаманы ассоциировали себя со своими же тотемами. Если тотему было нанесено оскорбление или физический ущерб, шаман также страдал телесным или душевным недугом.

Тотем призван также оберегать своего хранителя во время сна от различных опасностей. Существует поверье, что если к спящему человеку подкрадывается опасность, то дух тотема вселяется в тело хозяина, предупреждая об опасности и пробуждая.

Несмотря на то, что тотемизм возник в эпоху древнеродового строя, тотемистические верования отличаются большой устойчивостью. Обретая иную роль и значение, они продолжают сохраняться и по сей день в Австралии, Северной Америки, Индии, Африке и даже Центральной Азии.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!