Реабилитация психически больных в обществе. Социально-трудовая реабилитация психически больных

05.04.2013 Общеизвестно, что наличие самого диагноза душевного расстройства, официально поставленного больному человеку нередко выталкивает его из социума, создает огромные трудности в получении достойного образования, работы. Такие люди часто получают инвалидность по психическому заболеванию, и даже при всем своем желании, не могут вносить свою лепту в развитие общества.
В истории реабилитации психически больных можно выделить ряд важных моментов, сыгравших существенную роль в ее развитии:
1. Эра моральной терапии (moral therapy). Этот реабилитационный подход, получивший развитие в конце XVIII - начале XIX столетия, заключался в обеспечении психически больных более гуманной помощью. Основные принципы этого психосоциального воздействия сохраняют значение и по сей день.
2. Внедрение трудовой (профессиональной) реабилитации. В России этот подход в лечении психически больных стал внедряться в первой трети XIX века и связан с деятельностью В.Ф. Саблера, С.С. Корсакова и других прогрессивных психиатров. Например, как отмечал Ю.В. Каннабих, к числу важных преобразований, проведенных В.Ф. Саблером в 1828 г. в Преображенской больнице в Москве, относятся "...устройство огородных и рукодельных работ...".
Трудовой терапии как направлению современной отечественной психиатрии начали уделять особое внимание, начиная с 50-х годов прошлого столетия. Существовала сеть лечебно-трудовых мастерских и специальных цехов, где могли трудиться психически больные люди, находящиеся на стационарном и амбулаторном лечении.
С началом социально-экономических реформ в 90-е годы прошедшего столетия около 60% учреждений, занимавшихся трудовой реабилитацией (лечебно-производственные мастерские, специализированные цеха при промышленных предприятиях и др.), были вынуждены прекратить свою деятельность. Однако и в настоящее время трудоустройство и трудотерапия являются важнейшими составляющими в программах психосоциальной реабилитации.
3. Развитие внебольничной психиатрии. Перенесение акцента в оказании психиатрической помощи на внебольничную службу и осознание того факта, что пациент может лечиться недалеко от семьи и от места работы, имело огромное значение для восстановления больного человека. В 30-е годы прошлого столетия в нашей стране начали открываться психоневрологические диспансеры и создаваться полустационарные формы помощи, что имело огромное реабилитационное значение.
В 50-60-х годах широкое развитие получили психиатрические кабинеты в поликлиниках, центральных районных больницах и иных учреждениях общемедицинской сети, на промышленных предприятиях, в учебных заведениях, дневные и ночные полустационары, а также другие формы помощи, направленные на удовлетворение потребностей психически больных.
В докладе Всемирной Организации Здравоохранения, посвященном состоянию психического здоровья (2001 г.), сказано: "Психосоциальная реабилитация - это процесс, который дает возможность людям с ослабленным здоровьем или инвалидам в результате психических расстройств достичь своего оптимального уровня независимого функционирования в обществе.
К этому определению добавлю, что это постоянный, непрерывный процесс, который включает комплекс медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических и профессиональных мер.
Мероприятия по психосоциальной реабилитации меняются в зависимости от потребностей пациентов, места, где проводятся реабилитационные вмешательства (больница или общество), а также от культурных и социально-экономических условий страны, в которой живут психически больные люди. Но основу этих мероприятий, как правило, составляют:
трудовая реабилитация;
трудоустройство;
профессиональная подготовка и переподготовка;
социальная поддержка;
обеспечение достойных жилищных условий;
образование;
психиатрическое просвещение, в том числе обучение тому, как управлять болезненными симптомами;
приобретение и восстановление навыков общения;
приобретение навыков независимой жизни;
реализация увлечений и досуга, духовных потребностей.
Таким образом, даже из неполного перечня перечисленных мероприятий видно, что психосоциальная реабилитация психически больных - это всеобъемлющий процесс, направленный на восстановление и развитие разных сфер жизни человека. В настоящее время существует большое число моделей психосоциальной реабилитации и взглядов на методы ее проведения. Однако все ученые и практики сходятся во мнении, что результатом реабилитационных мер должна быть реинтеграция (возврат) психически больных в общество.

При этом сами пациенты должны ощущать себя не менее полноправными гражданами, чем другие группы населения. С учетом сказанного, цель реабилитации можно определить и так: это улучшение качества жизни и социального функционирования людей с психическими расстройствами посредством преодоления их социальной отчужденности, а также повышение их активной жизненной и гражданской позиции.
Современные подходы к психосоциальной реабилитации в России.
Накопление научных данных о реабилитации психически больных, практического опыта способствовало тому, что в настоящее время в нашей стране наряду с комплексным лечением, включающим медикаментозную и трудовую терапию, физиотерапию, культурно-просветительные и досуговые мероприятия, в рамках психосоциальной реабилитации получили развитие следующие виды психосоциальных вмешательств:
образовательные программы по психиатрии для пациентов;
образовательные программы по психиатрии для родственников больных;
тренинги по выработке навыков ежедневной независимой жизни - обучение приготовлению пищи, посещению магазинов, составлению семейного бюджета, ведению домашнего хозяйства, пользованию транспортом и др.;
тренинги по развитию социальных навыков - социально приемлемого и уверенного поведения, общения, решения повседневных проблем и т.п.;
тренинги по развитию навыков управления психическим состоянием;
группы само- и взаимопомощи пациентов и их родственников, общественные организации потребителей психиатрической помощи;
когнитивно-поведенческая терапия, направленная на улучшение памяти, внимания, речи, поведения;
семейная терапия, другие виды индивидуальной и групповой психотерапии.
Комплексные программы психосоциальной реабилитации проводятся во многих региональных психиатрических службах, как на базе психиатрических учреждений, так и непосредственно в сообществе.
Какие специалисты занимаются психосоциальной реабилитацией? Пациентам и их родственникам следует знать, что психосоциальной реабилитацией занимаются психиатры, психологи, специалисты по социальной работе, социальные работники, специалисты по трудоустройству, трудотерапевты, медицинские сестры, а также родственники и друзья психически больных людей.
Специалист по социальной работе В.В. Шапко

Главная > Документ

Этапы реабилитации психически больных"

Этапы Восстановительная терапия Реадаптация Реабилитация (в прямом смысле слова)
Задачи Предупреждение фор-мирования психиче-ского дефекта (инвали-дизации), явлений госпитализма, ликви-дация или уменьшение этих явлений Приспособление больного к жизни и трудовой деятельности во внебольничных условиях Восстановление индивидуальной и общественной ценности больного
Соотношение и объем биологической и психосоциальной по-мощи на разных этапах различен: если на первом этапе биологи-ческое лечение (медикаментозное, физиотерапевтическое) игра-ет большую роль, будучи интенсивным и курсовым, а другие ме-тоды социотерапии и особенно психотерапии являются дополни-тельными, то на последующих этапах роль психосоциальных воз- действий становится ведущей. Поддерживающая фармакотера- пия - небольшие, но постоян-ные дозы психотропных препара-тов, поддерживающие стабиль-ное психическое состояние боль-ного человека. Биологическая реабилитация все более приобретает характер под- держивающей фармакотерапии, или купирующей терапии, сни-мающей острые симптомы, вре-мя от времени продолжающие беспокоить больного. На этапе реадаптации происходит приспособление больного к условиям внешней среды. Здесь внимание обращается не только на формирование позитивно настроенного по отношению к боль-ному окружения, но и постепенная активизация самого пациен-та, которая может осуществляться в развитии трудовых навыков, воспитании и обучении больного человека и его родственников. На завершающем этапе речь идет о достижении конечной цели - как можно более полной реабилитации, восстановлении соци-альной ценности пациентов, их возвращении к тому уровню от-ношений с окружающими людьми, который существовал до бо-лезни. Оздоровление быта, возможное трудоустройство, налажи-вание контактов с людьми свидетельствуют о достижении этой стадии. Более того, человек становится реабилитированным в бо-лее широком сообществе, если правильно произведена нормали- Кабанов М. М. Проблема реабилитации психически больных и качество их жизни (к вопросу об охране психического здоровья) // Социальная и клиниче-ская психиатрия. - 2001. - № 1. - С. 24. заиия отношения к нему как к отдельному индивиду, что зависит от изменения общественного восприятия психической болезни и психически больных в целом. 6.2. Виды реабилитации при психических нарушениях К настоящему времени возникло несколько типологий, пыта-ющихся обобщить реабилитационные воздействия и определить приоритеты восстановительного процесса. В большинстве случаев, хотя и с разными акцентами, упоминаются медицинская, психо-логическая, социальная и профессиональная реабилитации. Есте-ственно, что преимущество отдается тем видам реабилитации, которые соответствуют степени психического дефекта больно-го человека. Однако зачастую приоритетность зависит также от квалификации специалистов. Так, врачи и медицинские профес-сионалы склонны развивать методы медицинской реабилитации, психологи и психотерапевты привлекают внимание к психологиче-ской составляющей процесса восстановления, специалисты социальных профессий разрабатывают и углубляют формы соци-альной реабилитации, а трудотерапевты по-прежнему говорят о необходимости профессионального переобучения и т.д. Немалую роль в трансформации теоретических и прикладных основ реаби-литации играют современные тенденции гуманизации и социоло-гизации психиатрического лечения. Первоначальная типология, относящаяся к началу 1970-х гг., включала три вида реабилитации: медицинскую, профессиональ-ную и социальную. При этом подчеркивалось значение медицин- ской реабилитации и лечебно-восстановительных мероприятий, нацеленных на восстановление или компенсацию функций. Мероприятиями медицинской реабилитации признаются фарма-котерапия, лечебная физкультура, диетическое питание, физио-терапия и массаж, санаторно-курортное лечение и другие обсуж-давшиеся выше методы оздоровления. Не менее важная роль уде-лялась и профессиональной реабилитации, которая в советский период имела значительную идеологическую поддержку. Трудоте- рапевтические мероприятия проводились прежде всего в рамках ста-ционарных учреждений, где создавались трудовые мастерские, которые вполне достойно оснащались соответствующим обору-дованием - швейным, станочным. Практиковались тепличное хозяйство и огородничество, привлечение больных к хозяйствен-ным работам. Предотвращение инвалидизации, сохранение оста-точной трудоспособности, возвращение к трудовой деятельности считались основными задачами трудовой реабилитации. Более широко профессиональная реабилитация определяется Через приобретение профессии или восстановление профессио- нальной трудоспособности лиц, утративших в той или иной сте-пени способность к труду, переобучение доступным профессиям, что способствует не только сохранению трудовых навыков в период лечения, но и ориентирует на возвращение профессионально-го статуса в обществе. Среди ее мероприятий - профессиональ-ная ориентация, профессиональное образование, переобучение, трудовое устройство. Экономические условия переходного перио-да в России оказали разрушающее действие на систему трудовой терапии, однако сегодня зарождаются новые формы профессио-нальной реабилитации, например терапия занятостью (оккупа- ционная терапия), которая выходит за пределы медицинских заве-дений и организуется в социально-реабилитационных центрах, обществах инвалидов, в клубах. Многие люди с нарушениями пси-хического функционирования осваивают занятия, соответствую-щие их способностям: музыкальные, изобразительные, чтение, занятия прикладного характера (разнообразные народные промыс-лы, домоводство, кулинарию). Усилия направляются не только на помощь больным в овладе-нии навыками и на профориентацию, все более важным стано-вится взаимодействие с сообществом, работодателями. Получает признание понятие защищенного трудоустройства психически больных и инвалидов, создаются специализированные мастер-ские по лозоплетению, ателье и другие предприятия. Роль специ-алистов, занимающихся профессиональной реабилитацией, за-ключается в посредничестве и защите трудовых прав больных лю-дей, усилия общественных защитников направляются на приспо-собление рабочего места к их функциональным возможностям, организацию специальных цехов и предприятий для инвалидов, где условия труда и рабочий день могут быть облегчены. В процес-се деятельности удовлетворяются разнообразные потребности лю-дей. Кроме того, в трудовом процессе человек выражает и осуще-ствляет себя самого, т. е. укрепляет свое психологическое здоровье. Поэтому профессиональная реабилитация имеет необходимое и самостоятельное значение. В последнее время появляются попыт-ки растворить ее в социальной реабилитации. Это связано с тем, что для реализации задач профессионального восстановления все чаще становятся востребованными ресурсы сообщества. Социальная реабилитация имеет ключевое значение, посколь-ку совпадает с основной целью системного процесса и обозна-чает восстановление или присоединение пациентов к внеболь-ничным социальным связям путем содействия их социальной коммуникации, самостоятельному образу жизни и самостоя-тельному проживанию, будничному и праздничному время-провождению. Однако слишком общее понимание социальной реабилитации как восстановления социального статуса не про-ясняет конкретные методы и технологии, которые специалист 168 может применять на практике. Понятно, что социальным являет-ся все то, что окружает человека в обществе, а социальное окру-жение и его ресурсы являются главными агентами реабилитации индивида, причем определенный вклад вносят как микро-, так и макросоциум. Тем не менее мероприятия, в которых используется благоприятное воздействие социальной среды, должны быть со-отнесены с частными трудностями больного. Социальная реабилитация призвана решить проблемы соци-ального функционирования, с которыми сталкивается психиче-ски больной человек. В действительности многие психические за-болевания имеют тенденцию к хронизации, и хотя клиническая картина становится сглаженной, а острые рецидивы практически исключаются благодаря поддерживающим дозам современных ней-ролептиков, психические функции, особенно те, которые ответ-ственны за социальное поведение, остаются нарушенными. Пси-хическая неполноценность и высокий уровень социальной дез-адаптации являются решающей причиной для установления инва-лидности у лиц с психотическими нарушениями, умственной от-сталостью, старческим слабоумием. По данным российских ис-следований, в общей структуре инвалидности инвалидность по психическому заболеванию занимает третье место и составляет около 10 %. Существует множество определений инвалидности как ограни-чения возможностей, способностей, жизнедеятельности индиви-да, в том числе возникающих вследствие социальных и культур-ных барьеров. Относительно проблем психического здоровья мож-но выделить следующее определение. Ограничение жизнедеятель- ности - полная или частичная утрата способности или возможно-сти самостоятельно обеспечить потребности личной и социальной жизни в силу психических или умственных нарушений, а также воз- никающих в связи с этим социальных барьеров. Позиция специалиста, занимающегося реабилитацией, долж-на состоять в таком отношении к факторам социальной среды, при котором последние являются одновременно как ограничи-тельными условиями, так и ресурсами. Только в этом случае по-является возможность рассмотреть подвиды социальной реабили-тации как отвечающие на определенные потребности дезадапти-рованного в результате психической болезни человека. Социальная реабилитация является обобщенным понятием, которое в свою очередь дифференцируется на сферы, соответ-ствующие большинству проблемных зон больного человека: со-циально-бытовую, социально-средовую, социально-психологиче-скую, социально-педагогическую, социально-трудовую, социаль-но-правовую реабилитацию. Степень востребованности каждого реабилитационного ресурса различна в зависимости от степени психического дефекта и социальных проблем. Естественно, что




при значительных поражениях и выраженной инвалидизации ос-новное внимание следует уделять организации быта больного, поддержанию его дееспособности. В то же время умеренная сте-пень психических нарушений позволяет человеку адаптироваться к окружающей среде с большим успехом, вплоть до трудоустрой-ства или возможности жить самостоятельно. Традиционные реабилитационные мероприятия дополняются новыми направлениями. Трудоустройство, как было показано, по-прежнему является приоритетом, но в то же время современная действительность предъявляет крайне высокие требования к ис-полнению гражданских функций - оформлению документов в официальных инстанциях, получению пенсий и пособий, пользо-ванию льготами, осуществлению коммунальных платежей, офор-млению права собственности. Все эти процедуры зачастую очень сложны для больного человека, живущего самостоятельно. Поэто-му возрастает роль социально-правовой и социально-экономиче-ской защиты, социальной помощи. В схеме 1 содержатся основные сферы ограничения жизнедея-тельности психически больного и соответствующие им реабили-тационные мероприятия. Подход к социальной реабилитации, как вмещающей в себя практически все возможные мероприятия, которые предлагает современное общество для компенсации ограничений жизнедея-тельности больного человека, оправдан в том случае, когда реа-билитация реализуется в рамках социальных служб. В работе с пси-хически больными, которую проводят специалисты по социаль-ной работе и другие немедицинские специалисты, социальная реабилитация считается ведущей. И действительно, цели соци-ально-бытовой, социально-средовой, социально-правовой и ос-тальных подвидов социальной реабилитации отражают стремле-ние к повышению социальной компетентности и социальной цен-ности больного. При этом отчетливо акцентируется адаптацион-ный компонент - приспособление к окружающей среде с помо-щью социальных ресурсов, по крайней мере, достигаемое на внеш-нем уровне, а психологические ограничения и возможности оста-ются второстепенными. Поэтому именно психологическая реаби- литация призвана активизировать личность больного в процессе восстановления, способствовать возвращению самоуважения, при-нятия себя, утверждения своего личного статуса. При ее проведе-нии внимание уделяется субъективным факторам, таким, как са-мопознание, самооценка, характерологические особенности, пси-хологические трудности и внутриличностные конфликты, воспри-ятие болезни. В данном случае проводником изменений выступает не столько социальная среда, сколько сохранные стороны и лич-ностный потенциал человека с нарушенным психическим здо-ровьем.

6.3. Психосоциальная реабилитация

В настоящее время большинство реабилитационных программ имеют психосоциальную направленность, которая наиболее адек-ватно отражает цели восстановления личного и социального ста-туса. Наблюдается все большее доминирование психосоциальной составляющей в деятельности психиатрических учреждений, что соответствует характеру дефицитов психически больных. Практи-чески все воздействия терапевтического и реабилитационного эта-пов осуществляются опосредованно через психику больного и его окружение. Поэтому оправданным является представление о пси-хосоциальной реабилитации как вмещающей в себя многочислен-ные трудотерапевтические, социально-правовые, психотерапев-тические и другие мероприятия. Технологически она находит при-менение в ясно структурированных модулях психообразования, тренингах социальных навыков, модулях независимого прожива-ния, модулях организации занятости и других организованных формах. Истоки активно развивающихся в России технологий психосо-циальной реабилитации находятся в психосоциальной теории, которая в равной мере учитывает психодинамический и когни-тивный принципы в психотерапии, а также теорию развития со-общества и системный подход в социальной работе. По этой кон-цепции все не-биологические методы воздействия являются, по существу, психосоциальными, т.е. ориентированными наличность человека и на его окружение. В этом и заключается истинная ком-плексность подхода. Специализированные программы психо-социальной реабилитации имеют четкие организационные осно-вы и базу реализации - стационарные и диспансерные учрежде-ния психиатрического профиля. Вместе с тем отдельные ее эле-менты вполне могут быть реализованы и за пределами специали-зированных учреждений, например в центрах социального обслу-живания, которые постепенно включают группы психических больных в свои реабилитационные программы. Опыт последних пяти лет показывает, что эта относительно новая для нашей стра-ны концепция заслужила признание во многих регионах России благодаря надежным теоретическим основам, ориентированным на реальность. Согласно И.Я.Гурович, Я.А.Сторожаковой, пси- хосоциальная реабилитация обозначает восстановление нарушенных или формирование новых когнитивных, мотивационных и эмоцио- нальных ресурсов личности у психически больных с трудностями со- циальной адаптации в целях интеграции их в общество. Таким образом, акцент вновь делается на повышение адаптив-ности, однако решающими в процессе восстановления призна-ются личностные ресурсы, которые включают навыки самопо-знания, социального взаимодействия, решения проблем, совла-

дания с трудностями и многие другие. Действительно, в процессе болезни утрачиваются многие операциональные навыки и спо-собности, от сложных, таких, как способность к ораторскому ис-кусству, до простых, например навыков приготовления пищи, и элементарных - гигиены тела. Опыт человека, накопленный в течение жизни, также становится неактуальным, теряется в бо-лезни. Страдают многие психические функции - память, внима-ние, мышление. Иногда могут наблюдаться атрофические явле-ния, связанные с распадом психической деятельности, а исход болезни не всегда благоприятен. Поэтому необходимы технологии как можно более полного восстановления утраченного качества жизни, чтобы люди с психическими расстройствами могли если не излечиться полностью, то функционировать на максимально возможном для них уровне.

Психосоциальная реабилитация направлена на восстановление поврежденных способностей, вооружение больного человека не-обходимыми для существования в социальной среде навыками. Среди задач психосоциальной реабилитации - задействовать сохран-ные стороны личности больных и создать на этой основе доста-точно высокий уровень мотивации к позитивным изменениям, сформировать сознательное отношение к лечению и ответствен-ность за свое поведение. В связи с этим основным условием ус-пешности реабилитации является привлечение больного человека к активному участию в процессе восстановления, поэтому его личность становится главным инструментом изменений. Это тем более важно, поскольку психосоциальная реабилитация предпо-лагает прогрессивное улучшение социального функционирования, ведущее к самостоятельному и независимому жизнеобеспечению. Предполагается, что психосоциальная реабилитация может проводиться в три стадии или этапа. Первый этап, который об-суждался в рамках интервенции, - это этап активных восстано-вительных воздействий, т.е. этап психосоциальной те-рапии. Фактически на этой стадии происходит интенсивное вме-шательство с использованием множества психосоциальных инди-видуальных и групповых методов, направленных на восстановле-ние когнитивных, мотивационных, эмоциональных ресурсов ин-дивида, а также на развитие навыков социальной адаптации. Пси-хосоциальная терапия может начаться во время пребывания боль-ного в стационаре или организована в рамках независимого про-живания. Второй этап- этап практического освоения при-ближенных к прежним или новых для пациента ролевых функций и социальных позиций. Задача практического освоения отвечает принципам тренинга - «освоил в безопасных условиях, попро-буй в реальных обстоятельствах». В масштабе жизненных перемен речь идет о постепенном восстановлении самостоятельности и » личной ответственности. Постепенное освоение обозначает гене-рализацию, т. е. обобщение и распространение восстанавливаемых навыков, умений и знаний на все сферы жизни с постоянным усложнением задач. Например, при возвращении навыков само-стоятельного проживания при соответствующем развитии орга-низационных форм снятие ограничений выглядит следующим образом: стационар длительного пребывания - реабилитацион-ное отделение - временные места проживания (общежитие) - защищенные группы проживания - собственное жилье. Анало-гично происходит восстановление трудового статуса: трудовая те-рапия в больничных условиях - предприятия для лиц с опреде-ленными нарушениями - защищенные рабочие места - работа, предоставляемая на общих основаниях. Третий этап - этап закрепления и поддержки пол-ного или частичного социального восстановления. На этой стадии психосоциальная реабилитация направлена на повторение дос-тигнутого успеха и постоянное обращение к помощи всякий раз, когда возникает в ней необходимость, поскольку эффект боль-шинства образовательных, тренинговых и других программ со-храняется лишь определенное время, а симптомы могут периоди-чески обостряться. Кроме того, доказано, что изменения проис-ходят вначале в относительно быстром темпе, но с течением вре-мени ослабляются. В этом случае необходимо проводить психосоци- альную поддержку. Концепция психосоциальной реабилитации в качестве систе-мы восстановления характеризуется определенными принципами.

    Процесс психосоциальной реабилитации может быть начат
    на любом этапе оказания психиатрической помощи, вне острых
    состояний, однако прогноз более благоприятен при более раннем
    начале психосоциальной терапии. Для различных групп больных
    определяют три направления психосоциальной работы. Первое
    направление связано с работой с недавно заболевшими людьми,
    т. е. предполагает вмешательство сразу после первого психотиче-
    ского эпизода. Второе направление развивается в целях вторичной
    профилактики, предупреждения повторных обострений и регос-
    питализаций. Частые госпитализации пациентов требуют привле-
    чения многих ресурсов и средств психиатрической помощи, по-
    этому возникает необходимость в разработке специальных восста-
    новительных программ для этой категории. Третье направление
    связано с большим числом больных с длительным, иногда мно-
    голетним, пребыванием в стационарах. Такие пациенты условно
    названы «оседающими», а главной реабилитационной задачей в
    этих случаях выступает развитие навыков независимого прожива-
    ния в противоположность госпитальному. Необходимо формулировать цель каждого вмешательства с
    определением временного периода для придания структуры и от-
ветственности процессу психосоциальной реабилитации. Психосо-циальные вмешательства должны быть, во-первых, дифференци-рованы и направлены на достижение конкретной цели и, во-вто-рых, ограничены во времени. В психосоциальной реабилитации этим условиям наиболее полно соответствует деление программ на отдельные модули: психообразовательный модуль, модуль развития навыков общения, модуль самостоятельного прожива-ния, модуль организации занятости.
    Выбор формы вмешательства для каждого больного должен
    осуществляться в соответствии с особенностями психосоциальной
    проблематики. Предполагается, что каждое психиатрическое учреж-
    дение в идеальном варианте должно располагать несколькими по-
    стоянно работающими и выполняющими разные задачи группами.
    В случае если наблюдаются группы со смешанными проблемами,
    необходимо сочетать различные по содержанию занятия, направ-
    ленные как на развитие общения, так и на повышение знаний о
    болезни и формирование инструментальных навыков. Последовательность психосоциальных воздействий осуще-
    ствляется с учетом все большего приближения к обычным жиз-
    ненным требованиям и достижению социальной компетентности.
    Этапность реабилитационного процесса должна приводить к дос-
    тижению конечной цели - независимости и повышению соци-
    ального статуса психически больных. Вместе с тем учитывается
    максимально возможный уровень восстановления для каждого
    индивида, так, при высокой степени сохранности личности про-
    межуточные реабилитационные формы могут не использоваться,
    и наоборот. При завершении каждого этапа или всей программы психо-
    социальной реабилитации следует обращать внимание на необхо-
    димость поддерживающих непрерывных или периодических пси-
    хосоциальных воздействий. Этот принцип подчеркивает роль пси-
    хосоциальной поддержки, ведения индивидуального случая и пат-
    ронирования людей с психическими расстройствами.
Эффективным примером психосоциальных реабилитационных технологий является модуль независимого проживания. Восстанов-ление навыков самостоятельного проживания особенно важно для хронически больных, которые после длительного пребывания в стационарных учреждениях или проживая отдельно, испытывают сложности в выполнении повседневных действий по самообслу-живанию, стирке и уборке, приготовлении пищи и других навы-ках самообеспечения. Поэтому в состав групп, участвующих в мо-дулях независимого проживания, входят прежде всего больные с длительной госпитализацией и утратой или выраженным сниже-нием навыков повседневной жизни и самообслуживания, а также социально дезадаптированные хронические больные в амбулатор-ных условиях, в особенности одиноко проживающие.

В терапии психических заболеваний важны все стороны организации психиатрической помощи: лекарственное и материальное обеспечение лечебных учреждений, квалификация и подготовка врачей и младшего медицинского персонала.

Клинико-организационные, диагностические, терапевтические и реабилитационные аспекты при оказании помощи больным с психическими заболеваниями на современном этапе развития специализированной психиатрической службы успешно дополняют друг друга. Отсутствие любого из этих звеньев или неэффективность одного из них отражается на всей системе оказания помощи больным, а в ряде случаев может сделать её полностью непригодной.

Терапия больного включает:

Комплекс диагностических и организационных мероприятий (клинические и лабораторные исследования, установление диагноза, плановая госпитализация или экстренная помощь) и обоснованное использование лекарственных препаратов, психотерапии, других лечебных средств;

Медико-психологическую помощь;

Социальную реабилитацию.

Особое место в вопросах лечения, а также первичной и вторичной профилактики занимает психогигиена. К числу основных решаемых ею задач относят:

Улучшение психического здоровья населения благодаря изменению социальных условий, окружающей среды, воспитания;

Изучение причин психических заболеваний с точки зрения их профилактики;

Интеграцию профилактической работы психиатров и представителей общей медицины.

План лечения, определяемый врачом для каждого больного, должен учитывать клинико-психопатологическую оценку состояния и потенциальные возможности лечебных методов и средств. Учёт этих данных обязателен при назначении психофармакологических (психотропных) препаратов и других средств и методов терапии. При планировании индивидуального лечения необходимо формулировать цели всего лечебного процесса и его отдельных последовательных этапов. Несмотря на видимую очевидность сказанного, в широкой лечебной практике выбор того или иного терапевтического средства, его доз и способов введения нередко проводится без чёткой системы научного обоснования, с известной долей эмпирики и собственного опыта врача.

Лечение больного может быть направлено:

На причины, вызвавшие заболевание (этиотропная терапия);

На патогенетические механизмы, обусловливающие возникновение и течение заболевания (патогенетическая терапия);

На компенсаторные механизмы, способствующие приспособлению к продолжающейся болезни (компенсаторная терапия).

Собственно этиотропную терапию используют в психиатрии редко, главным образом из-за неизученности факторов, ведущих к возникновению психических заболеваний. Наиболее часто применяют патогенетическую терапию, направленную на известные или гипотетические механизмы заболевания. Часто патогенетическая терапия тесно взаимосвязана с компенсаторной.

К этиотропной терапии могут быть отнесены и некоторые методы психотерапии и социально-психологической коррекции состояния больных с психогенными расстройствами. Устранение ситуации, вызвавшей развитие невротической реакции, или изменение отношения к ней обычно способствуют обратному развитию психопатологических проявлений. Назначение лекарственных средств в этих случаях можно считать вспомогательным лечебным мероприятием.

Патогенетическая терапия при психических заболеваниях носит, как правило, неспецифический характер: эффективные лекарственные средства и терапевтические мероприятия используются при различных заболеваниях и психопатологических состояниях. Действие психофармакологических препаратов направлено на устранение определённых синдромов и симптомов, в результате чего нормализуется клиническая картина с обратным развитием остальной симптоматики.

Лекарственные средства, используемые в психиатрии, не являются нозотропными. Однако максимальный терапевтический эффект при их назначении достигается в том случае, когда направленность действия препарата наиболее соответствует психопатологической структуре заболевания.

Наиболее рациональный план лечения больного может быть сформирован при соблюдении минимум двух условий: дифференцированной клинико-психопатологической оценке состояния больного и учёта потенциальных возможностей имеющихся терапевтических средств и методов. Соблюдение этих условий позволяет избежать проб и ошибок при выборе препаратов и других лечебных воздействий. Разработка индивидуального плана лечения предусматривает также определение цели всего терапевтического процесса и его отдельных этапов: превентивного, купирования актуальных психопатологических расстройств, стабилизирующего и противорецидивного. Каждый из этих этапов требует дифференцированного назначения лекарственных препаратов, отвечающих динамике проявлений заболевания.

О терапевтическом эффекте психотропных препаратов в психиатрической практике можно судить лишь косвенно, поскольку они не влияют непосредственно на психологические и психопатологические феномены. Их клиническое действие обусловлено первичными свойствами индивида как организма, которые реализуют потенциальные возможности воздействия ПАВ на патогенетические звенья болезненных состояний.

Компенсаторная терапия включает различные биологические и социотерапевтические воздействия, которые приводят к стимуляции приспособительных реакций, благодаря чему ослабляются и нивелируются многие болезненные проявления. Компенсаторное влияние при психических заболеваниях оказывают многие лекарственные средства и терапевтические ме-

тоды - сердечно-сосудистые, снотворные средства, препараты с неспецифическим стимулирующим или седативным эффектом, а также социальная реабилитация, рациональная психотерапия и другие средства и методы.

Выбор терапевтических средств для каждого направления терапии (этиологического, патогенетического или компенсаторного) ведёт к необходимости разработки индивидуальной схемы лечения каждого больного.

К числу методов и средств, используемых в психиатрической практике, относят терапию психотропными средствами [антипси- хотиками (нейролептиками), анксиолитиками (транквилизаторами), антидепрессантами, психостимуляторами, ноотропными препаратами и некоторыми другими], которая занимает ведущее место в современном лечении психических заболеваний, а также психотерапию, рефлексотерапию и др. Наряду с этим для лечения как психосоматических расстройств, так и основных психических заболеваний широко используется весь арсенал медикаментозных средств, физиотерапии, курортного лечения и др. Особое место в психиатрической практике принадлежит системе реабилитации больных и инвалидов.

Каждый из указанных методов и средств имеет свои показания и противопоказания к назначению, в основе которых лежит опыт клинической психиатрии и научно обоснованные доказательства их влияния на патогенетические механизмы, определяющие течение патологического процесса.

Не существует шаблонных методов лечения больного с тем или иным психическим заболеванием, что объясняет необходимость дифференцированного назначения лечебных препаратов и проведения соответствующих мероприятий с обязательным учётом динамики клинических проявлений заболевания. Принцип индивидуально подобранной терапии больных в известной мере противоречит распространённым в некоторых странах и частично внедряемым в последнее время в России унифицированным и в ряде случаев доведённым до абсурда терапевтическим стандартам.

Они основываются главным образом на оценке текущего состояния больного с помощью структурированных опросников и данных о непосредственном действии препаратов.

Стандартный набор симптомов влечёт за собой стандартный подбор средств и методов терапии. Такой упрощённый подход лишает врача не только обоснованной творческой инициативы, но и ответственности за проводимые лечебные мероприятия. Эта ответственность перекладывается на страховые компании и органы здравоохранения, утвердившие стандарты лечения. Можно согласиться, что в ряде областей медицины стандарты терапии необходимы, особенно при их использовании недостаточно квалифицированными специалистами, которым трудно определить наиболее рациональное терапевтическое решение. Однако, как свидетельствует лечебная практика, всегда необходимо обоснование и проведение индивидуального для каждого больного терапевтического подхода. Он может использовать стандартные приёмы (строго регламентированные дозы препаратов и методы терапии), но всегда должен оставаться адаптированным к конкретному пациенту.

Чрезвычайно важно при лечении психически больных создание и постоянное соблюдение необходимой психотерапевтической обстановки и социальной поддержки больного. Любые средства и методы, назначаемые больному, будут эффективнее действовать в условиях доброжелательного психотерапевтического отношения к больному.

Следует учитывать, что болезнь в известной мере - противостояние факторов, ведущих к её возникновению, и организма человека, стремящегося сохранить свою органную и функциональную структуры. Таким образом, планируя активное терапевтическое вмешательство, нельзя пренебрегать возможностью саногенеза и психогенеза с использованием собственных терапевтических возможностей, имеющихся у каждого человека.

В лечебной практике современной психиатрии достаточно часто возникают пока ещё трудноразрешимые вопросы индивидуальной чувствительности к терапевтическим воздействиям. Для того чтобы определить эффективность препарата у больных с аналогичными расстройствами, необходимо изучение патогенеза психических заболеваний, а также фармакодинамики и фармакокинетики лекарственных средств (рис. 9-1).

Можно выделить следующие группы факторов, влияющих на индивидуальную эффективность терапии при психических заболеваниях:

Особенности психопатологии и течения психического заболевания (этиологические, клинико-психопатологические, патогенетические);


Конституционально-личностная типология больного;

Физиологические особенности организма и функционального состояния;

Фармакокинетические факторы (абсорбция, распределение лекарственного препарата в организме, связывание с белковыми фракциями биологических жидкостей, биотрансформация, выделение);

Фармакодинамические факторы, в том числе основные механизмы действия лекарственного средства (влияние на рецепторы, медиаторы, взаимодействие с другими лекарствами, последействие).

Столь большой круг влияющих на наступление терапевтического эффекта факторов позволяет считать, что индивидуальная чувствительность к различным средствам и методам лечения психических заболеваний - многоуровневое и многозвеньевое понятие. Характер и уровень выраженности психопатологических проявлений и общесоматических симптомов - наиболее общие терапевтические индикаторы.

Разнообразие причин, определяющих возникновение и течение психических заболеваний, индивидуальную чувствительность к действию лечебных факторов, объясняет эффективность комбинированного лечения лекарственными препаратами и другими терапевтическими средствами. С этим можно связать и факт единовременного назначения двух и более психофармакологических препаратов и других лечебных средств. По данным специальных исследований, в стационарах для лечения большинства больных применяют сочетания двух-четырёх (и более) психофармакологических препаратов. Всё шире используют комбинации психотропных средств, включающие различные транквилизаторы, антидепрессанты и нейролептики. При этом их назначают одновременно с другими, непсихотропными средствами, психотерапией, физическими методами лечения и т.д.

Как известно, эффект медикаментозных средств, в том числе и психотропных препаратов, изменяется при совместном применении двух или более препаратов. Как показывает опыт, это не всегда учитывается врачами-психиатрами в их практической деятельности, а также многими исследователями в области клинической психофармакологии. В случае комбинации двух препаратов функциональные отношения между ними многоплановые, а результат совместного применения проявляется в форме синергизма, антагонизма или отсутствия взаимного влияния по разным видам фармакологического действия и общей терапевтической эффективности. Между психотропными и другими препаратами всегда имеются какие-либо взаимовлияющие воздействия синергического или антагонистического характера.

В клинической фармакологии различают взаимодополняющие пути взаимодействия лекарств - фармакокинетический и фармакодинамически й. Первый тип приводит к изменению всасывания,
распределения, связывания с белком, транспортировки к органам и тканям, биотрансформации и экскреции. Благодаря фармакокинетическому механизму изменяются активность и метаболизм лекарственных средств. В основе фармакодинамического взаимодействия лежит влияние на медиаторные системы, в результате чего реализуется антагонистический или синергический эффект препаратов.

Без знания фармакокинетики и фармакодинамики сочетанных назначений невозможно научно обосновать их наиболее рациональное применение. В результате взаимодействий разных препаратов возникает специфический терапевтический эффект, видоизменяющий болезненное состояние. Если касаться психических заболеваний, то этот эффект носит патогенетический характер. При этом действие двух или нескольких психотропных препаратов, направленное на разные звенья сложных функционально-органических нарушений при психозах, ведёт к реализации более широкого спектра выявляемой психотропной активности (рис. 9-2).



Особенно важно при планировании и проведении лечебных мероприятий учитывать взаимодействие психотропных средств и психотерапии. Если рациональная психотерапия, создание психотерапевтического режима в условиях стационара или поликлиники (диспансера) необходимы для всех больных психическими заболеваниями, получающих фармакотерапию, то использование специальных методов психотерапии в этих случаях требует тщательного анализа. При этом, так же как при комбинации медикаментов, нужно учитывать возможные варианты взаимодействия лекарственных препаратов и методов психотерапии. Анксиолитическое и гипнотическое действие нейролептиков и транквилизаторов способствует повышению чувствительности к психотерапевтическому воздействию, в частности к внушению. Напротив, назначение психостимуляторов может препятствовать достижению глубоких стадий гипноза. Использование специальных методов психотерапии у больных с психомоторным воз-

Конкурентный

Рис. 9-2. Взаимодействие психотропных препаратов

буждением или заторможенностью не только неэффективно, но порой технически неосуществимо. Быстрое купирование острого состояния психотропными препаратами приводит к улучшению восприятия больным психотерапии и позволяет в полной мере использовать все возможности лечебного комплекса. При выборе средств и методов биологической терапии и психотерапии необходим индивидуальный анализ их взаимовлияния. Таким образом, психотерапия, действующая через систему социальнопсихологических связей пациента, и фармакотерапия, которая способствует нормализации патологической активности ЦНС, реализуют свой конечный эффект на уровне единой и неделимой функционально-динамической базы, определяющей возможности коррекции патологических нарушений и восстановления психической адаптации.

Реабилитация психически больных имеет свои особенности, которые связаны в первую очередь с тем обстоятельством, что при психических заболеваниях, как ни при каких других, серьезно нарушаются социальные связи и отношения. Основой всех реабилитационных мероприятий, всех методов воздействия является апелляция к личности больного. Реабилитация имеет свои основные принципы (партнерство, разносторонность усилий, единство психосоциальных и биологических методов воздействия, ступенчатость прилагаемых усилий, проводимых воздействий и мероприятий) и этапы (восстановительная терапия, реадаптация, реабилитация в собственном смысле этого слова) . Задачи реабилитации перечислены в "Заявлении о психосоциальной реабилитации", разработанном Всемирной Организацией Здравоохранения в 1996 г.: 1) уменьшение выраженности психопатологических симптомов с помощью лекарственных препаратов, психотерапевтических методов лечения и психосоциальных вмешательств; 2) повышение социальной компетентности психически больных людей путем развития навыков общения, умения преодолевать стрессы, а также трудовой деятельности; 3) уменьшение дискриминации; 4) поддержка семей; 5) удовлетворение по меньшей мере базовых потребностей психически больных людей; 6) повышение автономии (независимости) психически больных, улучшение их самодостаточности и самозащиты .

Таким образом, реабилитация представляет собой одновременно цель - восстановление или сохранение статуса личности, процесс (имеющий нейрофизиологические и психологические механизмы) и метод подхода к больному человеку .

Также социальная реабилитация психически больных тесно связана с клиническими показаниями, поэтому ее содержание различно на различных стадиях заболевания. При этом, важно знать, что самым главным принципом работы должен быть принцип автономии больного. Чем больной будет сам будет проявлять интерес к своему лечению и к тому, чтобы вернуться к нормальной жизнедеятельности, тем у него больше шансов адаптироваться после периода лечения. Ведь именно с обострением проблемы интеграции психически больных людей в общество повышается значимость социальных аспектов оказания психиатрической помощи. Говоря об общем подходе к охране психического здоровья, оказанию психиатрической помощи, нужно отметить, что использование только одной медицинской модели психических расстройств означает лишь одностороннюю оценку явления. Постепенно эта модель уступает место более свободному подходу к проблеме, который включает психосоциальную ориентацию . Именно психосоциальная помощь является тем понятием, которое включает пограничную область между психотерапией и социальной работой.

Как направление социальной работы психосоциальная работа - оказание первичной психологической помощи, социальной поддержки и содействия людям, находящимся в трудной жизненной ситуации, как организация комплекса условий для продуктивной адаптации человека в постоянно меняющихся условиях жизнедеятельности. Также можно понимать как деятельность специалиста по социальной работе, направленная на восстановление утраченного психосоциального равновесия, на поиск ресурсов личности и ресурсов социальной среды для преодоления трудностей в жизненной ситуации .

Источниками этих трудностей могут быть: потеря работы, близких, инвалидность, хроническая болезнь, смена места жительства и привычных условий жизни, адаптация после травм, возвращение из мест лишения свободы, психологические последствия военных конфликтов и т.п. Особенно беззащитны люди с ограниченными возможностями, пожилые, безработные, люди, находящиеся в кризисе, подвергшиеся насилию, получившие психическую травму.

Вес эти факторы могут наложить серьёзную травму психике, самосознанию человека как части общества, отчего социореабилитационные мероприятия должны осуществляться поэтапно.

Первый этап - восстановительная терапия, включающая в себя предотвращение формирования дефекта личности, развития госпитализма, восстановление нарушенных болезнью функций и социальных связей.

То есть основной задачей социального работника на этом этапе является предотвращение привыкания пациента к своему статусу. Все реабилитационные мероприятия должны быть нацелены на вовлечение самого больного в лечебно-восстановительный процесс. Реабилитировать больного без его активного участия в этом процессе невозможно. Этот принцип реабилитации психически больных можно назвать принципом партнерства. Для его претворения в психиатрическую при лечении больных необходимо добиться у них взаимопонимания, доверия и сотрудничества.

Второй этап - реадаптация. Этот этап предусматривает различные психосоциальные воздействия на больного. Важное место здесь отводится трудовой терапии с приобретением новых социальных навыков, психотерапевтическим мероприятиями, проводимым не только с больным, но и с его родственниками.

Здесь задачей социального работника будет являться вовлечение бывшего окружения пациента в помощь. Это сделает реабилитацию разноплановой, что является третьим принципов социальной реабилитации.

Третий этап - возможно более полное восстановление прав больного в обществе, создание оптимальных отношений его с окружающими, оказание помощи в бытовом и трудовом устройстве.

Здесь задачей социального работника будет являться активация внутренних возможностей и желания вернуться к нормальной жизни. Это должно происходить посредством трудовой реабилитации, а также продолжением налаживания связей с родными, близкими и друзьями .

В рамках психосоциальной реабилитации получили развитие следующие виды психосоциальных вмешательств: 1) образовательные программы по психиатрии для пациентов; 2) образовательные программы по психиатрии для родственников больных; 3) тренинги по выработке навыков ежедневной независимой жизни; 4) тренинги по развитию социальных навыков; 5) тренинги по развитию навыков управления психическим состоянием; 6) группы само- и взаимопомощи пациентов и их родственников; 7) терапия, направленная на улучшение памяти, внимания, речи, поведения; 8) семейная терапия, другие виды индивидуальной и групповой психотерапии .

Можно выделить два вида групповых методов реабилитации психически больных.

  • 1. Терапевтические процедуры, направленные на социальное поведение больного, его коммуникабельность, способности к самореализации, разрешению и преодолению социальных конфликтов. Они проводятся, во-первых, в психотерапевтических группах. Это группы, фокусированные на конфликтной проблематике больного. Во-вторых, терапевтические группы, в которых взаимодействия между пациентами опосредованы совместной деятельностью и переживанием (занятия художественным творчеством, совместное прослушивание музыки и т. п.). В-третьих, здесь должен быть упомянут терапевтический подход, при котором объектом психокоррекционной работы наряду с больным становятся члены его семьи (семейная психотерапия).
  • 2. Оптимальная организация социальной структуры коллектива пациентов, имеющая в основе так называемые средовые группы: совет и собрания больных, функциональные группы, коллективные экскурсии, клуб пациентов и т. п. Эти социально-терапевтические группы способствуют тренировке общения и прививают пациентам навыки адекватного поведения в семье и на работе. Они обеспечивают корригирующий социальный климат, позволяющий заново пережить межличностные связи. В данном случае реабилитация будет проходить за счёт активации и восстановления нарушенного общения больных. В таких группах происходят тренировки преодоления неуверенности в себе, а также выявление и разрешение личностной проблематики, затрудняющей эффективную реализацию функции общения .

В функции специалиста по социальной работе наряду со многими другими входит и оказание первичной психологической (кризисной) помощи и социальной поддержки человека, находящегося в трудной жизненной ситуации. Особое значение придаётся построению помогающих отношений, среди которых выделяют несколько уровней взаимодействия. Наиболее важные из них:

1) обращение к себе; 2) приобретение умений, навыков и техник, которые позволяли бы без оценки личности направлять её к осознанию чувственных и духовных сторон, содействуя развитию способностей, их свободному проявлению в различных ситуациях.

Психологическое воздействие специалиста подчинено определённой цели - изменение психологического состояния клиента при проявлении у него признаков социальной дезадаптации. Суть психосоциального подхода в социальной работе заключается в том, чтобы понимать личность человека целостно, в многообразии взаимоотношений его с миром .

Также было проведено исследование, в котором были проанализированы показатели эффективности реабилитации психически больных в пожилом и старческом возрасте. Определены критерии степени восстановления когнитивно-мнестических функций и социального функционирования пациентов.

Целью нашего исследования являлось определение динамики работы мультидисциплинарной бригады (МДБ, Таблица 1) в реабилитации психически больных пациентов пожилого и старческого возраста и определение необходимости внедрения разработанной реабилитационной программы при работе с пожилыми психически больными.

Эмпирическую базу исследования составили результаты 3-х завершенных групп (32 человека). В состав групп входили больные с деменцией в связи со смешанным заболеванием (F02) - 40,7%; органическим расстройством личности в связи со смешанным заболеванием (F07) - 28%; сосудистой деменцией (F01) - 27%; деменцией при болезни Альцгеймера (F00) - 4,3%. Средний возраст пациентов равен 68,7 лет (53-86 лет).

Таблица 1. Состав мультидисциплинарной бригады.

Эффективность реабилитации оценивалась по следующим показателям: степень восстановления конгитивно-мнестических навыков, речи, способность поддержания беседы, ориентации во времени и окружающей обстановке, степень бытового и социального функционирования, психоэмоциональное состояние.

Нарушение и степень восстановления интеллектуально-мнестических процессов оценивалась по результатам следующих тестов: 10 слов, таблицы Шульте, "Рисование часов", тест на речевую активность, MMSE. Для обработки данных результатов использовались математико-статистические методы: t-критерий Стьюдента - для определения значимости различий, коэффициент корреляции r-Пирсона - для установления взаимосвязей отдельных параметров предмета исследования.

Значимыми факторами при оценке реабилитационного процесса МДБ являются: улучшение процессов памяти, внимания, быстрота возникновения ассоциативных образов. Анализ критерия результатов реабилитации обнаруживает тесную взаимосвязь с особенностями эмоционального состояния.

Полученные результаты достоверны на высоком уровне значимости, но это не дает нам основание утверждать то, что введение реабилитационных программ действительно оказывает существенное влияние на восстановление психических процессов без анализа корреляционных зависимостей.

Согласно результатам анализа, степень восстановления пациентов в ходе проведения комплексного подхода лечения и реабилитации составила у больных с деменцией в связи со смешанным заболеванием - 18,2%, органическим расстройством в связи со смешанным заболеванием - 19,5%, сосудистой деменцией - 16%, деменцией при болезни Альцгеймера - 3,6% (табл. 2).

Таблица 2 Распределение психически больных пациентов пожилого и старческого возраста по степени восстановления через 2 месяца после проведения реабилитационного лечения.


Участие в реабилитационном процессе МДБ существенно влияет на бытовую адаптацию пациентов: 72,1% стали независимы при использовании туалета, независимы при умывании - 69,8%, появилась также независимость при принятии ванны - 31,2%, независимость при одевании - 58,9%, при приеме пищи - 78,9%.

Согласно результатам исследования наблюдается существенная разница в восстановлении интеллектуально-мнестических процессов, в достижении бытовой независимости и повседневной жизненной активности между группами больных в зависимости от нозологической картины болезни.

Результаты исследования убедительно свидетельствуют о том, что успех реабилитационного лечения в значительной степени определяется участием больного в МДБ. Мультидисциплинарный принцип реабилитации больных пожилого и старческого возраста благоприятно влияет как на степень восстановления различных функций пациентов, так и на их бытовую адаптацию и повседневную жизненную активность и согласуется с данными других авторов. Кроме того, использование данного принципа положительно сказывается и на психоэмоциональном состоянии человека .

Можно сделать вывод, что в процессе осуществления своих обязанностей такая технология социальной работы как реабилитация является наиболее сложной из тех, что осуществляются социальным работником в учреждениях социальной помощи. В её процессе на разных этапах возникают разные проблемы которые предстоит решать, для этого есть 2 основных метода - индивидуальный и групповой, у которых также есть особенности проведения. Наиболее разумным предполагается психосоциальный подход реабилитации. Он заключается в том, что бы уравновесить отношения между внутренним миром и общественными связями, а также их сохранение. В результате качественно проделанной работы наблюдается более успешная социализация, адаптация в учреждении психиатрической помощи, а также после выписки.

Общая психиатрия Тиганов А.С. (под. ред.)

В ее непосредственные задачи входят: медицинская реабилитация, направленная на достижение максимально возможной клинической компенсации, купирования проявлений болезни и профилактику ее нежелательных последствий или их уменьшение; профессионально-трудовая реабилитация - возвращение больному способности к участию в общественно полезном труде, самостоятельному жизнеобеспечению; социальная реабилитация - восстановление индивидуальной и общественной ценности больного.

Краткий исторический очерк. Необходимость гуманного отношения к душевнобольным и поддержания их социального статуса осознавалась учеными еще в глубокой древности. Так, Целий Аврелиан (IV - V вв. н.э.)1 в своих наставлениях рекомендовал доброжелательное, щадящее обращение с душевнобольными, а выздоравливающим предписывал прогулки, приятные беседы, чтение, театр и упражнения в риторике. Но реальный сдвиг в соответствующих психиатрических воззрениях произошел позднее, лишь в XVIII в. У истоков движения за "нестеснение" (no-restraint) душевнобольных и создание достойных человека условий их содержания стоял французский врач Филипп Пинель (P.Pinel). В Англии идеи гуманного отношения к душевнобольным пропагандировал W.Tuke, впервые организовавший для них приют со свободным содержанием (1792 г.). Фактической же отмене мер стеснения психиатрия обязана J. Conolly (1839). При активном участии J. Esquirol в 1838 г. во Франции появился первый законодательный акт, охраняющий права и интересы душевнобольных. Аналогичные законы к середине XVIII в. были приняты и в других европейских странах.

В России на протяжении столетий юродивые, убогие и лишившиеся рассудка находили пристанище при монастырях. Лишь при Петре I появились первые специальные дома для душевнобольных (доллгаузы). Позднее, в правление Екатерины II был издан Устав Приказов общественного призрения, включавших в свой состав и дома для умалишенных, в котором предписывалось человеколюбивое отношение к их обитателям.

В конце XVIII - начале XIX в. существенное место в призрении душевнобольных стал занимать семейный патронаж (особенно развитый в прилегающих к крупным больницам местностях), в котором уже более явно выступали элементы реабилитации больных в современном ее содержании. Наконец, в 1900 г. В.М. Бехтерев впервые в России открывает в Петербургской клинике душевных болезней нервно-психиатрическое отделение со свободным выходом для выздоравливающих, что расширяло возможности их приобщения к обычной жизни. В новых больницах начинают предусматриваться специально оборудованные помещения для различных ремесел. Последние служили как целям излечения (трудовая терапия), так и отчасти развлечения больных. Для хронически больных организовывались колонии, которые располагались преимущественно в сельской местности, с тем, чтобы сохранившие способность к труду больные могли заниматься сельскохозяйственным трудом (садоводством, полевыми работами, скотоводством и т.д.). Так, в 1873 г. большая колония открылась под Новгородом, а в 1881 г. - в селе Покровско-Мещерское под Москвой. В некоторых колониях начала практиковаться система "открытых дверей". Уже в тот период В.И. Яковенко, наблюдая отрицательные последствия длительного пребывания больного в лечебнице и изоляции от общества, одним из первых русских психиатров высказал идею о необходимости децентрализации психиатрической помощи. Он предложил проект устройства сети небольших больниц, "выдвинутых в самую гущу повседневной жизни". Позднее П.П.Кащенко, заведуя больницей в Нижнем Новгороде (1898-1920), превратил ее в образцовое лечебное учреждение. Наличие при больнице мастерских и огородов позволяло больным посильно участвовать в трудовом процессе. Он по западному образцу организовал также колонию для душевнобольных, где широко практиковал систему семейного патронажа.

Но наиболее активное распространение и реализация идей "нестеснения" в России связаны с именем С.С.Корсакова и представителей его школы, которым отечественная психиатрия обязана тем, что основные подходы к внутрибольничной реабилитации психически больных, актуальные и до настоящего времени, были сформированы в России еще в начале нашего столетия. С.С.Корсаков, будучи инициатором и руководителем земского и городского строительства психиатрических учреждений, упразднил все меры физического стеснения больных (смирительные рубашки, изоляторы, решетки на окнах и т.д.). В круг его интересов входили также вопросы защиты гражданских прав психически больных, проведение судебно-психиатрической экспертизы, распространение психиатрических знаний среди населения и профилактика психических расстройств.

Последователи С.С.Корсакова В.П.Сербский и П.Б.Ганнушкин много сделали для разработки законодательства о душевнобольных, решения вопросов права на призрение и обеспечение, вменяемости, дееспособности и трудоспособности, т.е. комплекса юридических проблем, без рассмотрения которых невозможна настоящая ресоциализация психически больных. В дальнейшем земский психиатр Т.А.Гейер (один из инициаторов создания Института экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов) создал клинические основы врачебно-трудовой экспертизы, трудоустройства психически больных, внебольничной помощи, психотерапии и трудовой терапии - всего того, что впоследствии вошло в понятие "социально-трудовая реабилитация".

Хотя основы отечественной социальной психиатрии были заложены еще в земский период, их реализация в государственном масштабе произошла лишь в 20-30-е годы XX столетия, ознаменовавшись не только реконструкцией уже имевшихся психиатрических больниц, но и организацией в нашей стране внебольничной психиатрической службы (психоневрологических кабинетов, диспансеров) и формированием системы социального и трудового устройства больных.

Благодаря развитию сети психоневрологических диспансеров появилась возможность амбулаторного лечения психически больных, сокращения сроков их пребывания в стационаре. Стало реальным оказание им квалифицированной медико-социальной помощи на протяжении всей жизни с соблюдением преемственности лечебных и реабилитационных мероприятий между больницей и диспансером. Исчезла необходимость социальной изоляции больных, отрыва их от повседневной жизни. Наблюдение за амбулаторными контингентами внесло коррективы в научные представления о динамике психических болезней, показав, что на большем их протяжении многие больные не нуждаются в госпитализации, остаются в обществе и при наличии благоприятных условий могут длительно сохранять трудоспособность.

Базой для социально-трудовой реабилитации психически больных стали дневные стационары при ПНД, кабинеты трудовой терапии и лечебно-трудовые мастерские. Трудовая терапия широко осуществляется и в самих психиатрических больницах, где практически в каждом отделении в предусмотренные внутренним распорядком часы больные выполняют простейшую работу (собирают мелкие детали разных приборов, делают искусственные цветы, игрушки, склеивают упаковочные коробки и т.п.). Часть больных выполняют наружные работы на территории больницы. В больницах с хорошо поставленным лечебно-реабилитационным процессом организация таких занятий занимает достаточно большое место наряду с культуротера-пией (просмотры кинофильмов, пользование библиотекой и т.п.). Однако эта "внутрибольничная" реабилитация на современном этапе развития общества не могла удовлетворять ни психиатров, ни пациентов, и практически во всех странах реабилитационные мероприятия стали осуществляться и вне лечебных психиатрических учреждений на более высокой технической основе.

Важным стимулом к введению такой трудовой терапии послужило распространение идей социотерапии. У истоков последней стоял немецкий психиатр Н. Simon (1927), считавший включение психически больного в коллективную трудовую деятельность мощным фактором стимуляции его социальной активности и преодоления явлений патологической психосоциальной адаптации к неблагоприятной внутрибольничной среде. Предложенная им система в несколько измененном виде получила широкую известность в послевоенные годы под названиями "терапия занятостью" (occupational therapy); "промышленная терапия", или "промышленная реабилитация" (industrial therapy, industrial rehabilitation). Отправной ее точкой явилась групповая работа в лечебных мастерских в условиях, приближенных к реально производственным, но затем такая терапия была перенесена на сельскохозяйственные и промышленные предприятия. Эта тенденция стала особенно характерной для послевоенной психиатрии.

Возможности такой реабилитации существенно возросли после введения в клиническую практику эффективных антипсихотических средств, которые позволили добиваться не только улучшения состояния многих больных, но и выписки их из стационара с переводом на поддерживающую терапию. Поэтому развитие промышленной реабилитации в нашей стране достигло наибольшего "расцвета" в 70-80-е годы. В психиатрической литературе тех лет широко освещались ее различные организационные формы и приводились убедительные данные о ее высокой эффективности [Мелехов Д.Е., 1974; Кабанов М.М., 1978; Красик Е.Д., 1981]. Были разработаны не только различные формы трудовой реадаптации, но и соответствующие медико-психологические воздействия на больного во время ее проведения.

В нашей стране в крупных сельскохозяйственных и промышленных регионах этими вопросами занимались специальные реабилитационные центры. Кратко остановимся на характеристике наиболее типичных из них.

В 1973 г. в Одесской области был создан постгоспитальный реабилитационный центр, функционировавший на базе сельскохозяйственного предприятия. Строившиеся на принципе хозрасчета взаимоотношения с совхозом предусматривали обеспечение больных благоустроенным общежитием (где они находились на полном самообслуживании), питанием в столовой и работой. Квалифицированная медицинская помощь оказывалась больным реабилитационной службой Одесской психиатрической больницы. Таким образом, в реабилитационном процессе комплексно использовались психосоциальные (социотерапевтические) и биологические методы воздействия. Больные выполняли полевые работы, были заняты на животноводческой ферме, в специализированных цехах по обработке сельскохозяйственной продукции. Процесс реабилитации осуществлялся поэтапно, начиная с формирования профессиональных навыков и кончая рациональным трудоустройством в совхозе. Центр рассчитывался преимущественно на больных с хроническими и непрерывно текущими формами психических заболеваний, а также страдающих частыми рецидивами. Среди них преобладали лица с большой давностью болезни (от 10 до 25 лет), длительным (более 5-10 лет) непрерывным пребыванием в психиатрическом стационаре либо частыми регоспитализациями. Наблюдения за больными в этом центре показали, что в результате реабилитационных мероприятий значительно снижалась частота обострений, возрастала длительность межприступных промежутков, смягчалась продуктивная симптоматика, компенсировались проявления дефекта. Около 60 % больных полностью овладевали производственными навыками, остальные осваивали их в частичном объеме [Марьянчик Р.Я., 1977].

Реабилитационные центры давали существенную финансовую выгоду здравоохранению за счет сокращения сроков пребывания больных в стационаре, стоимости произведенной ими продукции, прибыли, полученной при ее реализации. Но такая трудовая реабилитация преследовала и более важную цель - сделать возможной выписку, внебольничное существование и самообеспечение больных-инвалидов, длительно находившихся в психиатрических стационарах, в том числе колониального типа. При этом ставились задачи восстановления утраченных связей с родственниками и знакомыми, оживления забытых навыков правильного поведения и самообслуживания, а также эмоциональности пациентов (при дополнительном использовании культтерапии, лечебной физкультуры и т.п.). Промышленная реабилитация получила широкое распространение в Калуге [Лифшиц А.Е., Арзамасцев Ю.Н., 1978] и Томске [Красик Е.Д. и др., 1981].

Следует отметить, что организация промышленной реабилитации давала существенные преимущества больным по сравнению с работой в традиционных лечебно-трудовых мастерских. Такие мастерские считались промежуточным звеном на пути трудоустройства больных в спеццехе или на обычном производстве. Но труд в лечебно-трудовых мастерских не являлся работой в юридическом смысле, поскольку больным не начислялся трудовой стаж, не заводились трудовые книжки, вместо зарплаты они получали денежное вознаграждение. Им не выдавался листок нетрудоспособности ("больничный листок"), не предоставлялись оплачиваемые отпуска. Они оставались, таким образом, на положении больных лечебного учреждения и говорить об их истинной компенсации не представлялось возможным. Социальный статус больных в условиях работы на обычном промышленном предприятии коренным образом менялся.

В Калужской областной психиатрической больнице № 1 в 1973 г. на базе лечебно-трудовых мастерских был открыт специальный цех турбинного завода, который стал не только центром трудовой и социальной реабилитации, но и местом производственного обучения больных в условиях промышленного предприятия.

В цехе работали инвалиды I и II групп по психическому заболеванию, а также больные, которые не имели инвалидности, но не могли по своему состоянию работать в условиях обычного производства. Больные зачислялись в штат спеццеха и выполняли соответствующие производственные операции. Соблюдение условий труда, правильность использования труда больных, выполнение санитарно-гигиени-ческих мероприятий и наблюдение за психическим состоянием пациентов осуществлялись специалистами психиатрической больницы. Все это позволяло во многих случаях достичь повышения уровня социальной адаптации. Производственные задания подбирались для больных в строгом соответствии с задачами реабилитации. Администрация завода предоставляла больным одноразовое питание и оплату лечения, обеспечивала их различными по сложности видами труда от простых картонажных работ до сборки электросхем радиоаппаратуры. Поскольку цех располагался на территории больницы, возможность работать в нем больные получали еще будучи в стационаре. В свою очередь больные, занятые в цехе, при ухудшении состояния или временной нетрудоспособности могли быть переведены в больницу на режим дневного или полного стационирования. Трудоустроенные в цехе больные приравнивались в своих правах к рабочим завода (получали зарплату, надбавки за выполнение плана, имели весь комплекс социальных услуг, предоставляемых заводом). Более того, входя в состав профсоюзной организации, больные иногда активно привлекались к общественной работе, что способствовало восстановлению реальных социальных навыков и связей. При отсутствии необходимости в повседневном психиатрическом наблюдении больные могли переводиться на обычное производство.

Подобная организация промышленной реабилитации, но в большем объеме была осуществлена в Томском регионе при активном участии сотрудников кафедры психиатрии Томского медицинского института и Томской областной психиатрической больницы. В специальных помещениях были развернуты цеха некоторых томских промышленных предприятий, где больным предоставлялись различные по своей сложности виды труда (вплоть до работы на станках). Это позволяло пациентам не только получать достаточно хорошую оплату за произведенную продукцию, но и вносить существенный вклад в общую эффективность работы соответствующего производства. Последнее имело огромное психотерапевтическое значение для больных, не говоря уже о том, что длительно болевшие, с выраженным психическим дефектом пациенты, многие годы являвшиеся "обузой" для семьи, превращались в активных ее членов и в какой-то мере в "кормильцев". Некоторые больные трудоустраивались в индивидуально созданных условиях непосредственно на промышленных предприятиях Томска или в пригородных совхозах. Промышленная реабилитация осуществлялась в несколько этапов. Первый из них длительностью от 2 мес до 2 лет был периодом временного трудоустройства, когда больные, находясь на режиме частичной госпитализации, имели возможность постепенно расширять свою социальную и профессиональную активность. Им оказывалась систематическая комплексная помощь медицинскими и социальными работниками, психологами специальных реабилитационных бригад. Общий благоприятный эффект реабилитации достигался у 70 % больных, которые до этого были почти полностью социально и профессионально дезадаптированы.

Большой опыт реабилитации психически больных имелся в Санкт-Петербурге, где организаторами этого дела выступили специалисты Психоневрологического института им. В.М.Бехтерева МЗ РФ [Кабанов М.М., 1978].

Развитие реабилитационных программ сделало необходимым и создание некоторых новых организационных структур. Так, для больных, не имевших семьи или утративших ее, организовывались специальные общежития, уклад жизни в которых максимально приближался к обычному. Здесь больные, находившиеся ранее длительное время в условиях психиатрического стационара для хроников, могли постепенно восстанавливать утраченные навыки повседневной жизни. Такие общежития играли роль промежуточного звена между больницей и реальной жизнью и нередко организовывались при психиатрической больнице. Пребывание в таких общежитиях являлось одним из важнейших этапов в процессе ресоциализации больных. Однако эта форма пока не получила адекватного ее значению развития.

Несмотря на то что промышленная реабилитация представляла собой оптимальную форму возвращения больных к общественно полезному труду, она не получила повсеместного распространения в стране. Даже в период 70-80-х годов ею была охвачена только незначительная часть нуждавшихся (около 8-10 % от общего числа инвалидов). В спеццехах не хватало мест. Предлагаемые в них виды труда, в основном малоквалифицированного, далеко не всегда учитывали прежнюю профессиональную занятость и практически исключали участие в реабилитационных программах лиц, в прошлом занимавшихся умственной деятельностью. Показатели снятия группы инвалидности и возвращения на обычное производство оставались невысокими. Большая часть больных имели инвалидность пожизненно и в лучшем случае могли работать лишь в специально созданных производственных условиях и под медицинским наблюдением. Учитывая нестабильную работоспособность психически больных, необходимость щадящего индивидуального к ним подхода, предубежденное отношение трудовых коллективов, администрация предприятий в свою очередь не проявляла заинтересованности в расширении сети специальных цехов или приеме психически больных на обычное производство.

В зарубежных странах проблема ресоциализации психически больных, также вставшая остро в конце 70-х - начале 80-х годов, была в определенной степени связана с антипсихиатрическим движением, когда начался процесс так называемой деинституционализации - выведения пациентов за стены психиатрических стационаров с их закрытием. Выписанные больные, будучи неспособными вести самостоятельную жизнь и обеспечивать себя экономически, пополнили ряды бездомных и безработных. Они нуждались не только в психиатрической помощи, но и в социальной защите и финансовой поддержке, тренинге утраченных трудовых и коммуникативных навыков.

При тесном сотрудничестве психиатрических и социальных служб, существующих за счет государственного финансирования, общественных и благотворительных фондов, во многих европейских странах сформировалась разветвленная социореабилитационная система, нацеленная на поэтапную реинтеграцию психически больных в общество. Задачами входящих в нее учреждений являются предоставление психически больным временного места проживания, обучение и привитие им навыков, необходимых в повседневной жизни, улучшение их социальной и трудовой приспособляемости. С этой целью были созданы специальные общежития, гостиницы, так называемые дома на полпути (halfway houses), в которых больные не только проживают, обеспечиваются психиатрическим наблюдением, но и получают помощь в профессионально-трудовом продвижении.

Выписанные из стационара пациенты в некоторых странах имеют возможность поступать во внебольничные учреждения (out-patient clinic) и реабилитационные центры с ограниченным сроком пребывания в них. Так, во Франции он не превышает 18 мес. К концу этого периода оцениваются полученные больным навыки и определяется его возможность вернуться к работе на общих основаниях или же ограничиться уровнем лечебно-трудовых учреждений. Все большее распространение получает трудоустройство больных в обычных условиях производства, но при сохранении постоянного наблюдения психиатров и социальных работников. К сожалению, эта форма во многом зависит от работодателей.

По единодушному мнению психиатров, подавляющее большинство пациентов, нуждающихся в реабилитации, составляют больные щизофренией. Для них использовались специальные тренинговые программы (social skill training, communication training; occupational training), направленные на достижение автономности в стиле жизни больного, улучшение его социальных связей и профилактику полной изоляции (что наиболее важно для больных шизофренией). В реабилитации особенное значение имеет индивидуализированный подход, учитывающий вид и степень выраженности имеющейся у больного дисфункции (недостаточность инициативы и эмоций, социальный и когнитивный дефект). Сравнительно недавно появились специальные компьютерные программы, построенные по типу диалога. Они предназначены для тренировки концентрации внимания и других когнитивных функций и могут использоваться больными самостоятельно. Наиболее распространенные тренинговые методики, ориентированные на коррекцию социального поведения больного (token economy programmes; social skill training strategies) используют стратегию копирования правильного поведения в повседневной жизни: помимо коррекции присущих больным шизофренией эмоционально-волевых и когнитивных нарушений они помогают выработать необходимые для решения повседневных проблем и ведения самостоятельной жизни навыки, включая использование социальных льгот, финансовых ресурсов.

Таким образом, современные реабилитационные подходы нацелены прежде всего на личность больного, развитие утраченных навыков и активацию компенсаторных механизмов. Если же степень несостоятельности больного не позволяет ему функционировать без посторонней помощи, то заботу о нем берут на себя государство и общество. В отношении выполнения реабилитационных программ даже экономически развитые страны с высоким уровнем жизни испытывают значительные трудности, связанные с финансовым обеспечением. Вслед за периодом оптимизма и не оправдавшихся надежд на быструю реализацию реабилитационных программ пришло более взвешенное понимание реального положения вещей. Стало ясно, что реабилитация психически больных - это не ограниченная тем или иным временем программа, а процесс, который должен начинаться в стадии инициальных проявлений болезни и продолжаться практически всю жизнь, что требует большого напряжения усилий со стороны общества в целом и органов здравоохранения в частности. Недостаточное финансовое обеспечение, отчасти обусловленное и отвлечением материальных средств на решение более насущных вопросов (в частности, борьбу со СПИДом), привело к сворачиванию во многих странах реабилитационных программ, в результате чего многие психически больные стали возвращаться в психиатрические стационары.

В России в последние годы в связи с общим ухудшением экономической ситуации, закрытием некоторых государственных предприятий и появлением безработицы реабилитация психически больных также стала трудноразрешимой задачей. Пришли в упадок обеспечивавшиеся ранее государством учреждения реабилитационной направленности - лечебно-трудовые 362

мастерские, артели и производства, использовавшие труд инвалидов. Из-за недостаточности материальной базы сворачиваются программы профессионального обучения умственно отсталых во вспомогательных школах и интернатах, закрываются принимавшие их выпускников профессиональные училища. Медико-социальная служба, ориентированная на ресоциализацию психически больных, до сих пор не получила своего развития. Вместе с тем в стране возникли функционирующие на коммерческой основе, вне всякой связи с государственными учреждениями (больницами и диспансерами), предприятия и организации психосоциальной помощи. Но они в связи с дороговизной предоставляемых ими услуг остаются практически недоступными для большинства малоимущих психически больных.

В создавшихся условиях выявилась необходимость поиска новых путей организации социально-трудовой адаптации психически больных и умственно отсталых. Одним из наиболее перспективных направлений представляется образование внегосударственных благотворительных фондов, клубов социальной поддержки психически больных, ассоциаций их родственников и других общественных организаций, заинтересованных в их социальной реинтеграции. Созданный одним из первых в 1991 г. при активном участии группы психотерапевтов, самих больных и их родственников благотворительный фонд "Душа человека" осуществляет комплекс программ, направленных на повышение социальной компетентности и социальную реабилитацию психически больных инвалидов. В рамках одной из них- "Московский клубный фонд" больные имеют возможность повысить свои профессиональные навыки и получить опыт работы в области делопроизводства, организации питания и досуга, трудоустройства и налаживания контактов с работодателями, необходимый им для последующего трудоустройства на обычных рабочих местах. Фонд предоставляет больным материальную поддержку, бесплатное питание в благотворительном кафетерии. Специальная программа, посвященная дальнейшему развитию системы негосударственных организаций, предусматривает обучение региональных представителей этого движения в России.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!