Психодиагностика мотивации и саморегуляции. Практикум по психодиагностике

4. Прихожан А. Явление, причины, диагностика// Школьный психолог.-2004. -№ 8. – с.17-32.

5. Психология эмоций: Тексты / Под ред. , Ю. Б,Гипенрейтер. – М.,1993.

Лабораторные занятия № 12-13

Тема: Исследование эмоционального состояния фрустрации

Цель: Формирование знаний и умений по изучению эмоциональных состояний личности.

Задачи:

1. Провести исследование фрустрационных реакций с помощью «Теста рисуночных ассоциаций» С. Розенцвейга.

2. Провести обработку и интерпретацию результатов исследования.

Вопросы для обсуждения

1. Каковы цели использования проективных методик?

2. Каковы достоинства и недостатки проективных методик?

3. Каковы теоретические основы методики С. Розенцвейга?

4. Опишите способы анализа и основные показатели методики С. Розенцвейга?

1. Составить аналитические таблицы результатов, полученных при анализе ответов.

2. Проанализировать результаты исследования по параметру совпадения ответов испытуемых на каждую ситуацию (стандартный показатель).

Основная литература

1. Данилова тест «рисуночной фрустрации» С. Розенцвейга. - М.,1992.

2. Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других / Составители Р. Римская, С. Римский. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997. – С. 243 – 281.

3. Собчик Л. Вербальный фрустрационный тест. Метод определения агрессивности и значимых ценностей у старшиклассников// Школьный психолог№ 9 (книга в газете).

4. Соколова методы исследования личности. - М.,1980.

5. Яньшин по клинической психологии. Методы исследования личности.- СПб.: Питер, 2044.-С.86-124.

Дополнительная литература

1. Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. - М..1990.- С.44-53.

2. Семаго Н., Семаго М. Диагностика базовой аффективной регуляции// Школьный психолог№ 5.- с.8-9.

3. Тарабрина изучения фрустрационных реакций //Иностр. психология. – 1994. - № 2 (4).

4. Экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций. Методическая рекомендация// Сост. . Ред. .- Л.,1984.

Лабораторные занятия № 14-15

Тема: Патохарактерологическая диагностика с использованием методик MMPI и ПДО

Оборудование

Текст опросника, лист ответов, ключи, таблицы перевода сырых баллов в стандартные, графическое представление результатов.

1. Экспериментатор знакомит испытуемых с инструкцией.

2. Самостоятельная работа студентов с текстом опросника и бланками ответов.

3. Обработка результатов:

Подсчитывается количество отрицательных и положительных ответов по каждой шкале с помощью ключа;

Подсчитывается показатель по каждому фактору путем суммирования положительных утверждений испытуемого, входящих в фактор с положительным знаком, и отрицательных утверждений, входящих в фактор с отрицательным знаком.

С помощью таблицы «Подсчет показателей по каждому фактору» сырые баллы переводятся в накопленные частоты;

Строится диаграмма выраженности уровней самоотношения.

4. Интерпретация результатов и выводы.

1. Самостоятельно изучить методики диагностики самосознания: шкала «Я-концепции» Теннеси, шкала Дембо-Рубинштейна, семантический дифференциалпроективные методики, репертуарные методики.

2. Провести диагностику самоотношения, используя выбранную методику.

3. Обработать результаты и представить интерпретацию в письменном виде.

Основная литература

1. Елисеев по психологии личности. – СПб.: Питер, 2003. – С.397-434.

2. Глуханюк по психодиагностике. – М., 2003. – С. 151-162.

3. Столин личности.- М..1983.

4. Шевандрин, коррекция и развитие личности. – М., 1999.- С. 298-302.

5. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности.- М.,1987.

6. Шмелев личностных черт. - М.,2000 .

Дополнительная литература

1. , Столин психодиагностика. – СПб.: Речь, 2000.

2. Егорычева направленность подростка и метод ее диагностики// Мир психологии№.1.- с.264-278 (стандартизированное интервью для определения доминирующей личностной направленности)

3. , Рождественский телесности в Я-структуре старшеклассников и содержание их жизненных проектов// Психологический журнал. –2004.- т.25.-№ 2.- с.27-33.

4. Практикум по психодиагностике: диагностика мотивации и саморегуляции. – М., 1990.

Лабораторное занятие № 18

Тема: Диагностика мотивационной сферы личности

Цель: Диагностика мотивации достижения и избегания неудач с помощью опросника А. Мехрабиана.

Задачи:

1. Познакомить студентов с методами диагностики мотивационной сферы личности.

2. Описать требования к проведению теста, особенности количественной обработки полученных результатов.

3. Провести диагностику студентов.

Оборудование

Текст опросника (формы А, Б), бланки фиксации результатов, бланки ответов.

Вопросы для обсуждения

1. Характеристика классификаций мотивов.

2. Основные теоретические и практические проблемы изучения мотивационной сферы.

3. Особенности методик изучения мотивации.

Порядок выполнения работы

1. Инструктирование студентов.

2. Самостоятельное заполнение листа ответов.

3. Обработка результатов:

Перевести данные по каждому из суждений опросника в баллы с помощью ключей;

Провести интерпретацию полученных результатов.

Задания для самостоятельной работы

7. Собрать данные со всей группы и проранжировать их.

8. Определить суммарные баллы, соответствующие трем уровням выраженности: высокому, среднему, низкому.

9. Дать интерпретацию индивидуальным результатам в соответствии с содержанием понятия «мотивация достижения».

Основная литература

1. , Морозов -справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер Ком, 1999.

2. Глуханюк по психодиагностике. – М., 2003. – С. 131 – 140.

3. Корнилова конструкты и психологическая реальность в индексах мотивации опросника Эдвардса// Вопросы психологии.- 1997.- № 1.- с.63-74.

4. Рабочая книга практического психолога /Под ред. , . – М., 2001.

5. Рогов книга практического психолога. – М., 1995.- С.201-205.

Дополнительная литература

1. Афанасьева Н. Тест мотивации достижений детей 9-11 лет// Школьный психолог - 2001.-№22. (книга в газзете).

2. Братченко коммуникативной направленности//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы № 3.- спроективная методика).

3. Егорычева направленность подростка и метод ее диагностики// Мир психологии. – 1999.- №.1.- с.264-278 .

4. Шевандрин, коррекция и развитие личности. – М., 1999.- С. 199-203.

Лабораторные занятия № 19-21

Тема: Диагностика мотивационной сферы личности при помощи проективных методик

Цель : знакомство и практическая работа студентов с проективными методиками.

Задачи:

1. Ознакомить студентов с методиками:

Тест фрустрации С. Розенцвейга;

Тест Л. Сонди;

Тест М. Люшера;

Тест Г. Роршаха;

Тематический апперцепционный тест (ТАТ).

2. Дать представление о практических проблемах использования проективных методик.

3. Провести тестирование студентов и обработку полученных результатов по методике ТАТ.

Вопросы для обсуждения

1. Цели использования проективных методик.

2. Достоинства и недостатки проективных методик.

3. Общая характеристика наиболее популярных проективных методик.

Задания для самостоятельной работы
Основная литература

1. Альманах психологических тестов. – М.,1995.

2. Блейхер патопсихология. – Ташкент, 1976.

3. , Савченко (психодиагностический инструментарий и его применение в условиях социальных служб).- Киев, 1995.

4. Бодалев психодиагностика. - СПб.: Речь, 2000.

5. Основы психодиагностики /Под ред. .- М.,1996.

6. Соколова методы исследования личности.- М.,1980.

Дополнительная литература

1. Данилова тест «рисуночной фрустрации» С. Розенцвейга.- М.,1992.

2. Решетников О. Тот самый Люшер// Школьный психолог.-2003.-№ 25-26. – с.23.

3. Рыжов исследования способов преодоления внутреннего конфликта с помощью теста тематической апперцепции (ТАТ)//Семейная психология и психотерапия№ 3.- с.85-89.

4. Собчик Л. Рисованный апперцептивный тест// Школьный психолог№19.- с.8-9.

Лабораторные занятия № 22-23

Тема: Рисуночные тесты в психодиагностике

Цель : знакомство и практическая работа студентов с рисуночными тестами.

Задачи:

1. Ознакомить студентов с методиками диагностики личности и межличностных отношений:

Тест Коха «Дерево»;

- «Несуществующее животное»;

- «Рисунок семьи»;

- «Человек», «Человек под дождем».

2. Провести тестирование студентов по тесту Коха «Дерево», обработать и проинтерпретировать полученные результаты.

Вопросы для обсуждения

1.Основные этапы развития детского рисунка.

2. Достоинства и недостатки графических проективных методик.

3. Типичные ошибки при интерпретации детских рисунков.

Задания для самостоятельной работы

Основная литература

1. Мира - и – Лопес Е. Графическая методика исследования личности. – СПб.,2002.

2. Рогов книга практического психолога в образовании. – М., 1990.

3. , Потемкина методы в психологической диагностике. – М.,1992.

4. Семаго Н. Детский рисунок. Этапы развития и качественная оценка// Школьный психолог.-2003.-№ 35.- С.9-16.

5. Степанов С. Тест «Нарисуй человека» как метод диагностики интеллекта// Школьный психолог№ 46 (книга в газете).

Дополнительная литература

1. Ахутина Т., Меликян З. Копирование перспективного рисунка (Диагностическая проба для старших дошкольников)// Школьный психолог№16.- с.8-9.

2. Баранова О. Рисунок семьи. Диагностика межличностных отношений детей в семье// Школьный психолог№ 29. (книга в газете).

3. Батов анализ детского рисунка на тему Чернобыльской аварии// Вопросы психологии№ 1.- с.33-44.

4. Жуковский И. Тест «Несуществующее животное»// Школьный психолог№ 26. (книга в газете).

5. Лебедева Л., Лебедева О. Жила-была рябина…диагностический потенциал детских рисунков в арт-терапии// Школьный психолог№ 32,33.

6. Степанов С. О чем говорят рога и клыки?// Школьный психолог.-2001.- № 18. (книга в газете)

7. Юринова Н. Человек под дождем. Графическая психодиагностическая методика// Школьный психолог№33. – с.8-9.

1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

Основная литература

1. Анастази А. Дифференциальная психология. - М., 2001.

2. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 кн. / Под ред. , . – М., 1982

3. Анастази А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. – СПб., 2001.

4. Ануфриев диагноз: система основных понятий. – М., 1995.

5. Асмолов как предмет психологического исследования. – М., 1984

6. Белый Роршаха. Практика и теория. – СПб., 1992

7. Березин многопрофильного исследования личности (в клинической медицине и психогигиене) / , . – М., 1976.

8. Блейхер диагностика / , . – Киев, 1986

9. Блейхер диагностика интеллекта и личности / , . – Киев, 1979.

10. Бом Э. Руководство по психодиагностике. – М., 1977.

11. Бурлачук личности. – Киев, 1989.

12. Бурлачук в проективную психологию. – Киев, 1997.

13. Бурлачук -справочник по психодиагностике / , . – СПб., 1999.

14. Бурлачук жизненных ситуаций: Учеб. Пособие / , . – М., 1998.

15. Бурлачук (психодиагностический инструментарий и его применение в условиях социальных служб) / , . – Киев, 1995.

16. , Цукерман обследование младших школьников. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.

17. Волков социометрических измерений в социально-психологических исследованиях. – Л., 1972.

18. Выготский развития и педологическая клиника трудного детства //Собрание сочинений в 6-ти т. т.5. /Гл. ред. ; АПН СССР. – М.: Педагогика, 1983.

1. Гайда тестирование / , . – М., 1982.

2. Гласс Дж. Статистические методы в педагогике и психологии / Дж. Гласс, Дж. Стенли. – М., 1976.

3. Головина методы в современной психологии: статус, разработка, применение / , . – М.,1995.

4. Гуревич дифференциальной психологии. – М., 1998.

5. Гуревич диагностика. – М., 1981.

6. Дворщенко личностных акцентуаций. – СПб., 2002.

7. Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Методические рекомендации. - Ростов н/ Д: «Феникс», 20с.

8. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника: Учебн. пособие /, и др.; Под. ред. , . - Мн.,1997. - С. 228-232.

9. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста/Под ред. , . Вып.1,2.- М.,1996.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Практикум по психодиагностике

Введение

1. Что такое стандартизация теста?

2. Назовите виды проективных тестов в психодиагностике

3. Назовите способы определения надежности теста

4. Каков вклад в психодиагностику А.Бине?

5. Формы психодиагностической работы

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Комфортность сферы жизни человека определяется качеством окружающих его товаров, работ и услуг. Качество стало определяющим для потребителей во всех странах мира. Именно качество является основным фактором реализации товара по выгодной цене. Однако потребительские требования, предъявляемые к качеству продукций, постоянно изменяются в зависимости от покупательной способности населения, уровня конкуренции, климатических условий, культурных традиций и многих других факторов. Поэтому для обеспечения успешного бизнеса необходимо управлять качеством продукции и услуг, уметь количественно оценивать и анализировать их показатели, прогнозировать влияющие на них процессы.

Стандартизация, метрология и сертификация являются инструментами обеспечения качества продукции, работ и услуг. Знание основ этих трех областей деятельности и умение применять эти знания в практической жизни позволяют иметь достоверную, обоснованную и объективную информацию, а также обеспечивают возможность повышения качества товаров, работ и услуг в рамках современных технологий и уровня научного потенциала человеческого разума.

Целью данной работы является формирование основополагающих знаний, умений и навыков, отражающих динамику современных преобразований в указанных областях деятельности.

Работа состоит из введения, основной части и списка используемой литературы.

1. Что такое стандартизация теста?

Особое значение имеет выбор критерия оценки получаемых результатов. Без сопоставления с точкой отсчета результаты психологических испытаний ничего не значат.

1. Они сопоставляются с нормами выполнения в выборке стандартизации (репрезентативная выборка того типа, для которой данная методика предназначена, например, дети определенного возраста, студенты высших учебных заведений сходного профиля, представители той или иной профессии и др.). Эти нормы устанавливаются опытным путем.

2. Затем результаты каждого испытуемого сопоставляются с нормой и квалифицируются как средние, высокие или низкие. Это позволяет определить положение конкретного испытуемого относительно нормативной выборки или выборки стандартизации. Для этого сырые баллы (т. е. количество правильных ответов) с помощью специальных таблиц переводятся в стандартные показатели, сопоставимые друг с другом и с нормой. В данном случае используется статистическая норма (уровень, который характеризует статистически среднего человека).

Стандартизация психодиагностической методики предполагает:

1 Единую стандартную процедуру её проведения и обработки результатов.

2 Перевод "сырых" результатов теста в стандартную шкалу тестовых данных (что позволяет сопоставлять результаты у разных испытуемых в разных тестах).

Репрезентативность тестовых норм -правомерность применения тестовых норм в большой группе людей. Так, если тестовые нормы были вычислены на выборке школьников, то эти нормы нельзя автоматически переносить на студентов - надо провести рестандартизацию теста, проверить его на студентах и вычислить тестовые нормы для студентов.

Кроме статистических тестовых норм часто используют критериальные нормы, т. е. достиг ли человек критического требуемого уровня развития профессионально важного психологического качества.

Достоверность теста - способность теста защищать информацию от мотивационных (сознательных и бессознательных) искажений и социальной желательности ответов (это достигается через введение в тест проверочной шкалы лжи). стандартизация психодиагностической проективный тест

2. Назовите виды проективных тестов в психодиагностике

Проективная методика -- группа методик, предназначенных для диагностики личности. Для них характерен глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных ее черт. Наиболее существенным признаком является использование в них неопределенных стимулов, которые испытуемый должен сам дополнять, интерпретировать, развивать и т. д. При этом происходит проекция (перенос) психических свойств испытуемого на материал задания, что позволяет выявить его скрытые личностные особенности.

Цель проективных методик относительно замаскирована, что уменьшает возможность испытуемого давать такие ответы, которые позволяют произвести желательное о себе впечатление.

Эти методики носят в основном индивидуальный характер и в большей своей части бывают предметными или бланковыми.

Виды проективных методик

1. Конститутивные (методики структурирования)

Испытуемый должен придать смысл какому-то аморфному материалу

Тест Роршаха. Полагается, что в процессе интерпретации изображений, придания им смысла, испытуемый проецирует свои внутренние установки, стремления и ожидания на тестовый материал. Конструктивные методики

Предлагаются оформленные детали (фигурки людей и животных, модели их жилищ и пр.), из которых нужно создать осмысленное целое и объяснить его.

2. Интерпретативные методики

Истолкование какого-либо события, ситуации. Испытуемому предлагаются таблицы-картины, на которых изображены относительно неопределенные ситуации, допускающие неоднозначную интерпретацию. В ходе обследования испытуемым составляется небольшой рассказ, в котором необходимо указать, что привело к изображенной ситуации, что происходит в настоящее время, о чем думают, что чувствуют действующие лица, чем эта ситуация завершится. Предполагается, что испытуемый идентифицирует себя с "героем" рассказа, что дает возможность раскрытия внутреннего мира обследуемого, его чувств, интересов и побуждений. Тематический Апперцептивный Тест (ТАТ)

3. Катартические методики

Осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях с целью достижения игрового катарсиса

Психодрама в виде импровизированного театрального представления позволяет субъекту не только аффективно отреагировать и тем самым добиться терапевтического эффекта, -- но и дает исследователю возможность обнаружить выносимые вовне конфликты, проблемы, другую личностно насыщенную продукцию.

4. Рефрактивные методики

Непроизвольные изменения в общепринятых средствах коммуникации (речь, почерк). Графология

5. Экспрессивные методики

Рисование на свободную или заданную тему "Дом - дерево - человек". Проективный рисунок человека. По рисунку делают выводы об аффективной сфере личности, уровне психосексуального развития и других особенностях.

6. Импрессивные методики

Предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим

Тест Люшера. Психологическая интерпретация исходит из символического значения цвета. В качестве стимулов могут выступать фактически любые объекты живой и неживой природы.

7. Аддитивные методики

Завершение имеющего начало предложения, рассказа или истории.

Например, предлагается серия незаконченных предложений типа: "Будущее кажется мне...", "Думаю, что настоящий друг..." и т. п. Эти методики предназначены для диагностики разнообразных личностных переменных.

3. Назовите способы определения надежности теста

Надежность теста один из критериев качества теста, относящийся к точности психологических измерений. Чем больше Надежность теста, тем относительно свободнее он от погрешностей измерения. Надежность теста рассматривается при одном подходе: как стабильность результатов при повторном тестировании; при другом, как проявление степени эквивалентности двух одинаковых по форме и цели (параллельных) тестов.

Надежность характеризует тесты свойств, но не состояний. Свойства:

1. Воспроизводимость результатов исследования.

2. Точность измерения.

3. Устойчивость результатов.

Степень надёжности методик зависит от многих причин. Среди негативных факторов наиболее часто называются следующие:

1. нестабильность диагностируемого свойства;

2. несовершенство диагностических методик (небрежно составлена инструкция, задания по своему характеру разнородны, нечётко сформулированы указания по предъявлению методики испытуемым и т.д.);

3. меняющаяся ситуация обследования (разное время дня, когда проводятся эксперименты, разная освещённость помещения, наличие или отсутствие посторонних шумов и т.д.);

4. различия в манере поведения экспериментатора (от опыта к опыту по-разному предъявляет инструкции, по-разному стимулирует выполнение заданий и т.д.);

5. колебания в функциональном состоянии испытуемого (в одном эксперименте отмечается хорошее самочувствие, в другом - утомление и т.д.);

6. элементы субъективности в способах оценки и интерпретации результатов (когда ведётся протоколирование ответов испытуемых, оценивают ответы по степени полноты, оригинальности и т.д.).

О высокой надежности метода говорят в том случае, когда метод точно измеряет то свойство, для измерения которого он предназначен. В качестве критериев точности можно отметить следующие:

Существуют различные методы оценки надежности:

Ретестовый метод - повторное тестирование выборки испытуемых одним и тем же тестом через определенный интервал времени при одних и тех же условиях. Временной интервал зависит от возраста (например, у маленьких детей изменения могут произойти в течение одного месяца), а также событий, происходящих с испытуемым в жизни.

Возможный обман со стороны испытуемого, его искушенность, события, происшедшие в интервале между тестированиями, не оказывают особого влияния (как в ретестовом методе) на степень надежности теста. Если фактор тренировки снижен при тестировании параллельными формами, то эффект переноса принципа заданий часто имеет место. Эффект переноса следует учитывать при построении параллельных форм.

Требования к построению параллельных форм:

1. Параллельные формы должны быть независимо построенными тестами, но отвечать одним и тем же требованиям;

3. эквивалентность параллельных форм необходимо проверять ретестовым методом.

Определение константности, т.е. относительная независимость результатов от Личности экспериментатора. Так как методика разрабатывается для дальнейшего использования ее другими психодиагностами, необходимо определить в какой мере ее результаты поддаются влиянию личности экспериментатора. Коэффициент константности определяется путем корреляции результатов двух опытов, проводимых на одной и той же выборке, но разными экспериментаторами. Коэффициент корреляции не должен быть ниже 0,80.

4. Каков вклад в психодиагностику А.Бине?

Один из основоположников экспериментальной психологии Альфред Бине считал, что в центре внимания этой науки должны быть высшие психические процессы. На раннем этапе исследования интеллекта Бине пытался понять взаимоотношения между интеллектом и теми "переменными", которые рассматривались в хиромантии и френологии.

По утверждению Бине, к базовым понятиям индивидуальной психологии относится норма и отклонение отнормы, но установление норм -- это только начало. Кроме этого, ученый хотел понять, какие существуют взаимоотношения между различными умственными процессами, с тем чтобы предсказывать степень развития одного процесса, основываясь на знании другого. Бине думал, что тесты для определения умственных способностей должны также давать информацию как о качественных, так и количественных различиях, поскольку, например, ребенок не просто обладает меньшей, но иной памятью, чем взрослый.

В 1905 г. А. Бине совместно с Теодором Симоном создают первую шкалу, предназначенную для измерения интеллекта детей и состоящую из 30 заданий, расположенных в зависимости от возрастания трудности. Количество баллов, полученных ребенком, зависело от числа решенных заданий. Бине утверждал, что шкала представляет собой "грубый" способ дифференциации (например, обычный 5-летний ребенок не пройдет выше 14-го задания).

С исследований А. Бине и его ближайших коллег началось "очищение" ранее сложившегося ряда тестов от тех, которые измеряли индивидуальные различия, непосредственно не связанные с интеллектом. Тем самым теоретически и эмпирически были намечены контуры психического образования, ныне называемого интеллектом.

В качестве примера приведем задания теста Бине--Симона (1911) для детей

1. Различать правую и левую стороны.

2. Описать предложенную картинку.

3. Выполнить несколько поручений.

4. Назвать общую стоимость нескольких монет.

5. Назвать показанные четыре основных цвета.

1. Сравнение двух объектов по памяти. Установление сходства между ними.

2. Обратный счет от 20 до 1.

3. Обнаружение пропусков в изображениях людей (4 задания).

4. Назвать день, число, месяц, год.

5. Повторить ряд из пяти однозначных чисел.

Гениальное решение проблемы диагностики интеллектуального уровня, данное А. Бине, заключалось в предложении подвергать детей таким испытаниям (тестам), о которых известно, в каком возрасте нормальные дети их верно решают.

Однако эта разность для различных возрастных групп имеет неодинаковое значение, так как развитие интеллекта идет неравномерно. Один год опережения или отставания в интеллектуальном развитии для 4-летнего ребенка имеет гораздо большее значение, чем для 12-летнего. В связи с этим Вильям Луис Штерн(1912) предложил определять не абсолютную меру интеллекта -- разность, а относительную.

Так появился знаменитый коэффициент интеллекта (Intelligence Quotient), сокращенно IQ, формула которого имеет следующий вид:

IQ = умственный возраст / хронологический возраст * 100

Впоследствии коэффициент интеллекта будет выражен в единицах стандартного отклонения, что показывает, в каком отношении находится результат данного обследуемого к средней величине распределения результатов для его возраста.

Тесты Бине--Симона очень быстро получили распространение во всем мире: публикуются многочисленные переводы и адаптации, в том числе и на русском языке. В значительной мере тестирование интеллекта в первые десятилетия XX в. связано с развитием тестов Бине--Симона.

5. Формы психодиагностической работы

Для психодиагностического обследования используют психодиагностические методы, т.е. исследовательские методы психологической науки. Особенностью психодиагностических методов является их измерительно-исследовательская направленность, что и обеспечивает количественную и (или) качественную оценку явления, которое изучается. Основными требованиями к психодиагностическим методам являются:

а) стандартизация инструментария, в основе которой лежит понятие нормы;

б) надежность и валидность инструментария;

в) жесткая регламентация процедуры обследования. Психодиагностические методы конкретизируются в трех основных диагностических подходах, которые практически охватывают все многообразие диагностических методик:

1. "Объективный" подход - диагностика осуществляется на основе успешности (результативности) и способа (особенностей) выполнения деятельности. Это преимущественно тесты личности и тесты интеллекта, а также тесты специальных способностей и тесты достижений.

2. "Субъективный" подход - диагностика осуществляется на основе данных, которые сообщает о себе исследуемый, самоописаний особенностей личности, поведения в конкретных ситуациях. Это разнообразные опросники.

3. "Проективный" подход - диагностика осуществляется на основе анализа особенностей взаимодействия с нейтральным, будто безличным материалом, который в силу его определенной неопределенности становится объектом проекции. Это разнообразные проективные методики исследования личности.

Психодиагностическое обследование может проводиться в индивидуальной и групповой форме. Выбор формы психодиагностического обследования зависит от цели и методик, которые использует практический психолог.

Индивидуальное обследование предполагает работу практического психолога с человеком на протяжении определенного срока. При групповом обследовании каждый человек получает бланк ответа и стимульный материал. Размещение людей в помещении при групповом психодиагностического обследования должно обеспечивать необходимые условия для сосредоточенной работы.

Процедура психодиагностического обследования предусматривает реализацию трех этапов:

а) сбор данных в соответствии с задачи исследования;

б) обработка и интерпретация полученных данных;

в) постановка диагноза или прогноза.

Заключение

Метрология, стандартизация, сертификацияявляются главными инструментами обеспечения качества продукции, работ и услуг.

Стандартизация- деятельность, которая устремлена на определение и разработку требований, норм и правил, гарантирующая право потребителя на покупку товаров за устраивающую его цену, должного качества, а также право на благоустроенность и безопасность труда.

Единой задачей стандартизации является охрана интересов потребителей в вопросах качества услуг и продукции.

В данной работе рассмотрены отдельные вопросы по данному предмету, а именно:

Сущность стандартизации и ее виды

Способы определения надежности теста

Вклад в психодиагностику А. Бине

Формы психодиагностической работы.

Список используемой литературы

1. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология - М.: Питер, 2000

2. Психодиагностика. Бурлачук Л.Ф. СПб.: Питер, 2006

3. Никандров В.В. Экспериментальная психология. Учебное пособие.- СПб.: Издательство речь, 2003

4. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова, С.А. Манычева - "Питер", 2003

5. Абрамова Г.С. Практическая психология. Изд. 3

6. Екатеринбург: "Деловая книга", 1998.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Сбор информации о человеческой психике. Современная психологическая диагностика. Сущность дифференциальной психометрии. Различные методы оценки надежности. Способность теста защищать информацию от мотивационных искажений. Приемы обеспечения достоверности.

    реферат , добавлен 16.02.2011

    Четырёхфакторная модель социальной желательности как наиболее широко признанный метод оценки социальной желательности и самообмана. Проблема неискренности, социально желательных ответов, разных форм приукрашивания в психологическом исследовании.

    дипломная работа , добавлен 20.06.2017

    Социальная желательность как фактор поведения. Понятие социальной желательности. Социальная желательность и личностные черты. Эмпирическое исследование с применением шкалы социальной желательности Кроуна-Марлоу. Проверка надежности и валидности.

    курсовая работа , добавлен 17.05.2008

    Роль феномена социальной желательности в научной литературе, характеристика четырёхфакторной модели социальной желательности Д. Паулюса и О. Джона. Развитие и специфика моделей социальной желательности. Программа и методика эмпирического исследования.

    дипломная работа , добавлен 26.07.2017

    Общая и дифференциальная психометрика. Ее отношение к психодиагностике и дифференциальной психологии. Понятие надежности. Содержательная, эмпирическая, конструктная и дискриминантная валидность. Стандартизация тестов и репрезентативность тестовых норм.

    презентация , добавлен 05.01.2014

    Психодиагностические методики и их широкое распространение и использование в сфере консультирования и психотерапии. Психические особенности конкретного индивида или группы. Специфика психодиагностической ситуации. Методика исследования тревожности.

    реферат , добавлен 06.07.2011

    Развитие умственных способностей посредством интеллектуальных занятий. Определение высокого, среднего, низкого уровня самоактуализации личности. Разработка и использование шкал познавательных потребностей и креативности, ориентации во времени и поддержки.

    курсовая работа , добавлен 27.06.2014

    Понятие, основные виды валидности теста в психодиагностике. Методы психодиагностики межличностных отношений. Социометрия как традиционная методика исследования отражения межличностных отношений. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.

    курсовая работа , добавлен 23.09.2014

    Формирование навыков психодиагностической и коррекционной работы, организация и проведение психолого-педагогических исследований, развитие навыков и умений работы с людьми. Знакомство с отдельными операциями профессиональной деятельности психологов.

    отчет по практике , добавлен 28.02.2010

    Понятие психодиагностики, методы оценки, измерения, классификации психологических и психофизиологических особенностей людей. Разработка психодиагностической методики. Профессиональная подготовка специалистов в области психологической диагностики.

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

Методические указания к практическим занятиям

Структура практического занятия:

1. Проверка готовности к работе;

2. Выполнение практической работы (составление рубрикатора методики, ведение протокола);

3. Оформление отчета по практической работе.

Оформление отчета (протокол занятия) по выполнению практической работы проводится письменно (на бумаге размером А4) и включает:

1) Название практической работы и дату ее выполнения;

2) Цель работы;

3) Перечень использованных методик и условия проведения обследования;

4) Информация об обследуемом (фамилия, имя, отчество (или инициалы), возраст, пол, социальный статус);

Результаты наблюдения за поведением обследуемого во время беседы и психодиагностики (эмоциональное и соматическое состояние, уровень мотивации и заинтересованности в обследовании, в его результатах);

Описание результатов обследования:

Достижения обследуемого при выполнении тестовых заданий
(в контексте цели исследования!);

Показатели, по которым получены менее высокие результаты;

Показатели, по которым получены низкие значения и которые требуют коррекции.

6) Выводы:

Уровень сформированности изучаемых психических образований в соответствии с поставленной целью обследования.

Рекомендации могут быть адресованы либо самому обследуемому, либо заказчику обследования, либо психологу, который будет заниматься в дальнейшем психологическим сопровождением обследуемого, определяя для него способы и формы психологической помощи.

1) Название методики;

2) Сокращенное название методики;

4) Цель исследования;

5) Форма проведения (индивидуальная/групповая, наличие компьютерной версии теста);

6) Исследуемые (возраст);

7) Структура методики;

8) Время проведения;

9) Информация о стандартизации (издатель);

10) Год издания.

Отчет отдается преподавателю на проверку после занятия, либо перед началом следующего и хранится на кафедре до окончания всего курса, для чего каждым обучающимся заводится папка.

В зависимости от содержания занятия обучающиеся готовят стимульный материал к методикам, осваивают процедуру проведения психодиагностических методик, обрабатывают данные, составляют заключения по результатам исследования.



Практическое занятие № 1

Тема. Диагностика темперамента

Продолжительность – 4 часа

Цель занятия: знакомство с методами диагностики индивидуально-типологических особенностей личности; диагностика индивидуально-типологических особенностей студентов.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение понятия «темперамент»;

2. Дайте характеристику свойств нервной системы;

3. Назовите известные Вам методы диагностики индивидуально-типологических особенностей личности.

Задание № 1. Провести диагностику темперамента студента с помощью методики «Тест-опросник Я. Стреляу».

Оборудование:

Ход работы:

1) Знакомство с инструкцией к опроснику Я. Стреляу;

3) Обработка результатов:

Сравнение сырых баллов с диагностическими статистическими границами;

Интерпретация результатов.

Задание № 2. Провести диагностику структуры темперамента студента с помощью методики «Опросник структуры темперамента В.М. Русалова (ОСТ)».

Оборудование: текст опросника, бланк для ответов, ключи.

Ход работы:

1) Знакомство с инструкцией к опроснику структуры темперамента В.М. Русалова (ОСТ);

2) Самостоятельная работа с текстом опросника;

3) Обработка результатов:

Интерпретация результатов.

Задание № 3. Проведение диагностики формально-динамических свойств индивидуальности студента с помощью опросника В.М. Русалова (ОФДСИ).

Оборудование: текст опросника, бланк для ответов, ключи.

Ход работы:

1) Знакомство с инструкцией к опроснику формально-динамических свойств индивидуальности В.М. Русалова (ОФДСИ);



2) Самостоятельная работа с текстом опросника;

3) Обработка результатов:

Перекодирование ответов согласно ключу;

Подсчет количества сырых баллов с помощью ключа по каждой шкале и занесение их в лист ответов;

Интерпретация результатов.

Задание № 4. Провести диагностику темперамента студента с помощью теста-опросника Г. Айзенка EPI (форма А, адаптирован Г.И.Шмелевым).

Оборудование: текст опросника, бланк для ответов, ключи, графическое отображение полученных результатов.

Ход работы:

1) Знакомство с инструкцией к тесту-опроснику Г. Айзенка EPI (форма А, адаптирован Г. И. Шмелевым);

2) Самостоятельная работа с текстом опросника;

3) Обработка результатов:

Подсчет количества сырых баллов с помощью ключа по каждой шкале и занесение их в лист ответов;

Графическое отображение полученных результатов;

Интерпретация результатов.

1. Моисеева, О. Ю. Психодиагностика индивидуальных особенностей личности. Часть 1.Психодиагностика темперамента: Учеб. пособие / О. Ю. Моисеева. – Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2002. - 52 с.

2. Ракович, Н. К. Практикум по психодиагностике личности: Дидактические материалы / Отв. ред. Н.К. Ракович. – Мн.: БГПУ им. М.Танка, 2002. – 248 с.

3. Русалов, В. И. Опросник структуры темперамента / В. И. Русалов. – М., 1992.

4. Русалов, В. М. Опросник формально-динамичеких свойств индивидуальности человека (ОФДСИ) / В. М. Русалов. - М. : ИП РАН, 2004. – 136 с.

5. Стреляу, Я. Методика диагностики темперамента (формально-динамических характеристик поведения): Учебно-методическое пособие / Стреляу Я., Митина О., Завадский Б., Бабаева Ю., Менчук Т. - М. : Смысл, 2009. – 104 с.

6. Темперамент и характер: Психологическая диагностика. – М. : Изд-во ВЛАДОС ПРЕСС, 2001. – 336 с.

7. Шашок, В. Н. Общая психодиагностика: Диагностика характерологических и личностных особенностей: Практикум / Сост. В. Н. Шашок, Н. В. Смирнова. – Мн. : БГПУ им. М.Танка, 2003.-40с.

Практическое занятие № 2

Тема. Подходы к исследованию особенностей личности на основе выделения черт и типов

Продолжительность 4 часа

Цель занятия: знакомство с методами диагностики черт личности;диагностика черт личности студента.

Контрольные вопросы:

1. Охарактеризуйте основные подходы к понятию «свойства личности»;

2. Дайте представление об основных стратегиях составления личностных опросников;

3. Приведите примеры известных Вам методов диагностики черт и типов личности;

4. В чем основные недостатки личностных опросников?

5. Чем опросники личностных черт отличаются от типологических опросников?

Задание № 1. Провести диагностику черт личности студента с помощью методики 16 PF Кеттелла (форма С).

Оборудование: текст опросника 16 PF Кеттелла (форма С), лист ответов, ключи, таблицы перевода сырых баллов в стены, интерпретации полученных результатов, графическое отображение полученных результатов.

Ход работы:

1) Знакомство с инструкцией к опроснику 16 PF Кеттелла (форма С);

2) Самостоятельная работа с текстом опросника;

3) Обработка результатов:

Подсчет количества сырых баллов с помощью ключа и занесение их в лист ответов;

Определение достоверности полученных результатов по шкале Md;

Графическое изображение собственного профиля личности;

Интерпретация результатов; выявление первичных и вторичных факторов.

Задание № 2. Провести диагностику индивидуально-типологических свойств (ведущих тенденций) личности с помощью методики Л. Н. Собчик (ИТО).

Оборудование: текст опросника Л.Н. Собчик (ИТО), лист ответов, ключ для подсчета результатов, шкалы измерения индивидуально-типологических тенденций.

Ход работы:

1) Знакомство с инструкцией к методике Л.Н. Собчик (ИТО);

2) Самостоятельная работа с текстом опросника;

3) Обработка результатов:

Графическое изображение индивидуально-типологических тенденций личности;

Интерпретация результатов.

Задания по итогам практической работы:

3. Самостоятельно провести диагностику исследования личности с помощью стандартизированной методики исследования личности (СМИЛ) Л.Н. Собчик; составить рубрикатор и протокол к методике.

1. Бажин, Е. Ф. Опросник уровня субъективного контроля (УСК) / Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынина, А. М. Эткинд. – М., 1993.

2. Капустин, А. Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла / А. Н. Капустин. - СПб. : Речь, 2001. - 112 с.

3. Практикум по психодиагностике: Учебное пособие / Н. С. Глуханюк. – 3-е изд., испр. – Издательство МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «Модек», 2006. – 2008 с.

4. Рукавишников, А. А. Факторный личностный опросник Р. Кеттелла: Руководство по использованию / А. А. Рукавишников, М. В. Соколова. - СПб. : Издательство «Речь», 2005. – 624 с.

5. Собчик, Л. Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики / Л. Н. Собчик. – СПб. : Издательство «Речь», 2005. – 624 с.

6. Собчик, Л. Н. СМИЛ Стандартизированный многофакторный метод исследования личности [Текст] / А. Н. Собчак. – СПб. : Речь, 2007. – 224 с.

7. Шашок, В. Н. Общая психодиагностика: Диагностика характерологических и личностных особенностей: Практикум / Сост. В. Н. Шашок, Н. В. Смирнова. – Мн. : БГПУ им. М. Танка, 2003. – 40 с.

Практическое занятие № 3

Тема. Исследование особенностей личности путем диагностики рисунка

Продолжительность – 2 часа

Цель занятия: знакомство и практическая работа студентов с рисуночными проективными методиками.

Контрольные вопросы:

1. В чем главные достоинства и недостатки графических проективных методик?

2. Раскройте основные принципы интерпретации рисуночных проективных методик;

3. Назовите известные Вам рисуночные проективные методики.

Оборудование: белые листы бумаги размером А4, карандаш, ластик, схемы для обработки данных.

Ход работы:

1) Знакомство с графическими проективными методиками:

Тест «Свободный рисунок»;

Тест «Картина мира»;

Тест «Автопортрет»;

Тест «Дом-дерево-человек»;

Тест «Рисунок семьи»;

Тест «Несуществующее животное»;

Тест «Дерево» (К. Кох);

Тест «Человек под дождем»;

2) Выполнение двух (трех) графических проективных методик (на выбор);

3) Обработка и интерпретация результатов с помощью схем для обработки данных, используя рекомендуемые литературные источники (5).

Задания по итогам практической работы:

1. Составить протокол к проведенным на практическом занятии рисуночным методикам;

2. Самостоятельно провести диагностику личности с помощью 2 (3) графических проективных методик у членов Вашей семьи или знакомых;

3. Обработать и дать интерпретацию результатов проведенных самостоятельно рисуночных методик, используя схемы для обработки данных и рекомендуемые литературные источники; составить протокол к проведенным методикам.

1. Беллак, Л. Проективная психология / Л. Беллак. – Издательство Института Психотерапии, 2010.

2. Бук, Дж. Тест «Дом-Дерево-Человек» (ДДЧ) / Дж. Бук // Проективная психология. – М. : Апрель, ПРЕСС, ЭКСМО-Пресс, 2000. – С. 260-344.

3. Венгер, А. Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство / А. Л. Венгер. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.

4. Дукаревич, М. З. Рисунок несуществующего животного (РНЖ) / М. З. Дукаревич, П. В. Яньшин // Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. – М. : Издательство МГУ, 1990. – С. 54-73.

5. Романова, Е. С. Графические методы в практической психологии: учебное пособие / Е. С. Романова. – М. : Аспект Пресс, 2011. – 400 с.

6. Семенова, З. Ф. Психологические рисуночные тесты. Методика «Дом-Дерево-Человек» / З. Ф. Семенова, С. В. Семенова. – М. : АСТ; СПб. : Сова, 2007. – 190 с.

Практическое занятие № 4

Тема. Проективные методы диагностики личности

Продолжительность – 8 часов

Цель занятия: знакомство и практическая работа студентов с проективными методами диагностики личности.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение понятия «проекция»;

2. Охарактеризуйте основные проблемы разработки проективных методик;

3. Раскройте проблему стимула в проективных методах;

4. Какая существует классификация проективных методов?

5. Какие проективные методики Вы знаете? Охарактеризуйте их.

Оборудование: стимульный материал к методике«Фрустрационный тест» С. Розенцвейга, стимульный материал к методике «Тематический апперцептивный тест» (ТАТ), стимульный материал к методике «Восьмицветовой тест М. Люшера», стимульный материал к методике «Тест Л. Сонди».

Ход работы:

1) Знакомство с проективными методами диагностики личности («Фрустрационный тест» С. Розенцвейга, «Тематический апперцептивный тест» (ТАТ), «Тест детской апперцепции» (САТ) Л.Беллака, «Восьмицветовой тест М. Люшера», «Методика чернильных пятен Г. Роршаха», «Тест Л. Сонди»);

2) Проведение диагностики личности с помощью проективной методики «Фрустрационный тест» С. Розенцвейга; обработка и интерпретация результатов;

3) Проведение диагностики с помощью проективной методики «Тематический апперцептивный тест» (ТАТ); обработка и интерпретация результатов;

4) Проведение диагностики с помощью проективной методики «Восьмицветовой тест М. Люшера»; обработка и интерпретация результатов;

5) Проведение диагностики с помощью проективной методики «Тест Л. Сонди»; обработка и интерпретация результатов.

Задания по итогам практической работы:

5. Самостоятельно ознакомиться с методикой «Тест детской апперцепции (САТ) Л. Беллака; составить рубрикатор к методике;

6. Самостоятельно ознакомиться с методикой «Фрустрационный тест С. Розенцвейга» (детский вариант); составить рубрикатор к методике.

1. Беллак, Л. Тест детской апперцепции (фигуры животных). Методическое руководство / Беллак Л., Беллак С.С. – СПб. : ИМАТОН, 2001.

2. Дубовская, О. Ф. Восьмицветовой тест Люшера / О. Ф. Дубовская. – М. : Когито-Центр, 2003.

3. Леонтьев, Д. А. Тематический апперцептивный тест / Д. А. Леонтьев. – М. : Смысл, 1998.

4. Собчик, Л. Н. МЦВ – метод цветовых выборов. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера / Л.Н. Собчик. – СПб. : Речь, 2002.

5. Ясюкова, Л. А. Фрустрационный тест С. Розенцвейга. Методическое руководство / Л. А. Ясюкова. – СПб. : ИМАТОН, 2001.

Практическое занятие № 5

Тема. Диагностика сознания и самосознания

Продолжительность – 6 часов

Цель занятия: знакомство с методами диагностики сознания и самосознания; диагностика сознания и самосознания студента.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение понятиям «сознание», «самосознание», «самооценка»;

2. Охарактеризуйте уровневое строение самосознания;

3. Какие методики диагностики сознания и самосознания Вы знаете? Кратко охарактеризуйте их.

Задание № 1. Провести диагностику самоотношения как компонента самосознания у студентов с помощью теста-опросника В.В. Столина и С.Р. Пантелеева (МИС).

Оборудование: текст опросника В.В. Столина и С.Р. Пантелеева, лист ответов, ключи, таблица перевода сырых баллов в стандартные, графическое отображение результатов, интерпретация полученных данных.

Ход работы:

1) Знакомство с инструкцией к методике В.В. Столина и С.Р.Пантелеева (МИС);

2) Самостоятельная работа с текстом опросника;

3) Обработка результатов:

Подсчет количества баллов по каждой шкале с помощью ключа и занесение их в лист ответов;

Перевод сырых баллов в накопленные частоты;

Графическое изображение выраженности уровней самоотношения;

Интерпретация результатов.

Задание № 2. Провести диагностику особенностей самосознания личности с помощью методики «Техники репертуарных решеток Дж. Келли».

Оборудование: матрица репертуарной решетки

Ход работы:

1) Изучение особенностей процедуры, обработки и интерпретации результатов при использовании техники репертуарных решеток

2) Заполнение репертуарной решетки:

Формирование списка элементов;

Выявление конструктов;

Заполнение решетки;

Обработка и анализ полученной решетки.

Задание № 3. Провести диагностику особенностей самосознания личности с помощью методики «Личностный дифференциал».

Оборудование: бланк-анкета личностного дифференциала.

Ход работы:

1) Изучение особенностей процедуры, обработки и интерпретации результатов при использовании методики «Личностный дифференциал»;

2) Самостоятельная работа с бланком-анкетой личностного дифференциала;

3) Обработка и анализ полученных результатов.

Задания по итогам практической работы:

4. Самостоятельно провести диагностику уровня субъективного контроля личности с помощью теста-опросника Дж. Роттера (УСК); составить рубрикатор и протокол к методике.

5. Самостоятельно провести диагностику уровня самоактуализации личности с помощью методики «Диагностика самоактуализации личности (САМОАЛ)» (А.В. Лазукин, адаптация Н.Ф. Калина); составить рубрикатор и протокол к методике.

1. Диагностика самоактуализации личности (А. В. Лазукин в адаптации Н. Ф. Калина) / Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. – C. 426-433.

2. Пантилеев, Р. С. Практикум по психодиагностике личности: Руководство по интерпретации / Р. С. Пантилеев // Куб - электронная библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.koob.ru/books/psychodiagnostic_systems/praktikum_po_psihodiagnostike_pantileev.zip. – Дата доступа: 10.02.2012.

3. Похилько, В. И. Психодиагностика индивидуального сознания / В. И. Похилько // Общая психодиагностика; под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. – М. : МГУ, 1987.

4. Ракович, Н. К. Практикум по психодиагностике личности: Дидактические материалы / Отв. ред. Н. К. Ракович. – Мн. : БГПУ им. М.Танка, 2002. – 248 с.

5. Соломин, И. Л. Практикум по психодиагностике. Психосемантические методы: учебно-методическое пособие / И. Л.Соломин. – СПб. : Санктпетербургский гос. Университет путей сообщения, 2013. – 96 с.

6. Франселла, Ф. Новый метод исследования личности: руководство по репертуарным личностным методикам / Ф. Франселла, Д. Баннистер. – М. : Прогресс, 1987. – 236 с.

7. Шашок, В. Н. Общая психодиагностика: Диагностика характерологических и личностных особенностей: Практикум / Сост. В. Н. Шашок, Н. В. Смирнова. – Мн. : БГПУ им. М.Танка, 2003. – 40 с.

Практическое занятие № 6

Тема. Психодиагностика мотивации и эмоциональных состояний

Продолжительность – 4 часа

Цель занятия: знакомство с основными методами диагностики мотивационной и эмоциональной сферы личности; диагностика мотивации достижений и эмоциональных состояний студентов.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение понятию «мотивация»;

2. Какие типы мотивов Вы знаете?

3. Перечислите известные Вам методики диагностики мотивационной сферы личности;

4. Дайте определение понятиям «эмоции», «эмоциональная направленность»;

5. Перечислите известные Вам методики диагностики эмоциональной сферы личности.

Задание № 1. Провести диагностику мотивации достижения и избегания неудач с помощью теста-опросника А. Мехрабиана.

Оборудование: текст опросника (форма А, Б), лист ответов, ключи, интерпретация полученных данных.

Ход работы:

1) Знакомство с инструкцией к тесту-опроснику А. Мехрабиана;

2) Самостоятельная работа с текстом опросника;

3) Обработка результатов:

Перевод данных по каждому из суждений опросника в баллы с помощью ключа;

Подсчет суммарных баллов;

Интерпретация результатов.

Задание № 2. Провести диагностику мотивационной сферы личности с помощью методики ценностных ориентаций М. Рокича.

Оборудование: стимульный материал (набор из 18 карточек), бланк для ответов.

Ход работы:

1) Знакомство с инструкцией к методике ценностных ориентаций М. Рокича;

2) Самостоятельная работа с методикой;

3) Заполнение бланка для ответов;

4) Обработка результатов;

5) Интерпретация результатов.

Задание № 3. Провести диагностику эмоциональной направленности личности с помощью методики «Эмоциональная направленность (Б. И. Додонов)».

Оборудование: текст опросника, лист ответов (ключ).

Ход работы:

1) Знакомство с инструкцией к методике Б. И. Додонова «Эмоциональная направленность»;

2) Самостоятельная работа с текстом анкеты и регистрация ответов;

3) Ранжирование перечня переживаний в порядке убывания;

4) Обработка и интерпретация результатов.

Задания по итогам практической работы:

3. Самостоятельно провести диагностику эмоциональной сферы личности с помощью двух методик на выбор; составить рубрикатор и протокол к методикам.

1. Методики диагностики эмоциональной сферы: психологический практикум / сост. О.В. Барканова [серия: Библиотека актуальной психологии]. – Вып. 2. – Красноярск: Литера-принт, 2009. – 237 с.

2. Практикум по психодиагностике: Учебное пособие / Н. С. Глуханюк. – 3-е изд., испр. – Издательство МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «Модек», 2006. – 2008 с.

3. Прохоров, А. О. Практикум по психологии состояний: Учебное пособие / Под ред. проф. А. О. Прохорова. – СПб: Речь, 2004. – 480 с., илл.

Практическое занятие № 7

Тема. Диагностика общих интеллектуальных способностей

Продолжительность – 6 часов

Цель занятия: знакомство с основными методами диагностики общих интеллектуальных способностей; диагностика общих интеллектуальных способностей студента.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение понятию «интеллект». Кратко охарактеризуйте основные подходы к определению интеллекта;

2. Охарактеризуйте основные свойства интеллекта;

3. Назовите существующие методы диагностики интеллекта.

Задание № 1. провести диагностику общеинтеллектуальных способностей студента с помощью адаптированной версии теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра (ТУС).

Оборудование: экспериментальная серия заданий, лист ответов, ключи, таблица перевода сырых баллов в стандартные, графическое отображение результатов, интерпретация полученных данных.

Ход работы:

1) Знакомство с инструкцией к тесту структуры интеллекта Р.Амтхауэра (ТУС);

2) Самостоятельная работа с текстом теста;

3) Обработка результатов:

С помощью нормативных таблиц перевести сырые баллы в стандартные;

Графически представить индивидуальный профиль структуры интеллекта;

Проинтерпретировать полученные результаты.

Задание № 2. Провести диагностику интеллекта студента с помощью методики «Прогрессивные матрицы Равена (ПМР)».

Оборудование: стимульный материал (таблицы из 5 серий по 12 штук), бланк ответов, ключ.

Ход работы:

1) Знакомство с инструкцией к тесту Равена (ПМР);

3) Обработка результатов:

Подсчет количества баллов по всем таблицам и по отдельным сериям;

Сравнение показателей по отдельным сериям со среднестатистическими показателями;

Определение уровня развития интеллекта;

Интерпретация результатов, качественный анализ результатов теста.

Задание № 3. Провести диагностику интеллекта с помощью методики «Культурно-свободный тест интеллекта» Р. Кеттелла.

Оборудование: тестовая тетрадь, бланк для ответов, ключ, нормативные таблицы.

Ход работы:

1) Знакомство с инструкцией к культурно-свободному тесту интеллекта Р. Кеттелла;

2) Самостоятельная работа с тестом;

3) Обработка результатов:

Подсчет количества баллов с помощью специальных ключей;

Перевод «сырых» баллов в шкальные IQ-баллы с помощью нормативных таблиц;

Вычисление общего коэффициента интеллекта (IQ);

Интерпретация результатов.

Задания по итогам практической работы:

4. Самостоятельно провести диагностику интеллекта с помощью методики «Социальный интеллект» Дж. Гилфорда; составить рубрикатор и протокол к методике.

1. Акимова, М. К. Психологическая коррекция умственного развития школьников / М. К. Акимова, В. Т. Козлова. - М., 2000.

2. Денисов, А. Ф. Культурно свободный тест интеллекта Р. Кеттелла (Руководство по использованию) / А. Ф. Денисов, Е. Д. Дорофеев. – СПб. : ИМАТОН, 1996. – 17 с.

3. Носс, И. Н. Психодиагностика: учебник для бакалавров: (учебник для студ. вузов психол. спец.) / Носс И. Н. – М. : Юрайт, 2011.

4. Практикум по психодиагностике: Учебное пособие / Н. С. Глуханюк. – 3-е изд., испр. – Издательство МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «Модек», 2006. – 2008 с.

5. Прогрессивные матрицы Равенна: методические рекомендации / сост. и общая редакция О. Е. Мухордовой, Т. В. Шрейбер. – Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2011. – 70 с.

6. Тест умственных способностей: Руководство / Под ред. В. И.Чиркова. – Ярославль, 1993.

7. Шанина, Г. Е. Психологическая диагностика: учеб.-практ. пособие для студ. спец. «Психология» всех форм обучения / Шанина Г. Е. – М. : (б.и.), 2010.

8. Ясюкова, Л. А. Тест структуры интеллекта Амтхауэра / Л. А. Ясюкова. – СПб., 2002.

Практическое занятие № 8

Тема. Диагностика креативности

Продолжительность – 6 часов

Цель занятия: знакомство с основными методами диагностики креативности; диагностика креативности студента.

Контрольные вопросы:

1. Дайте общее представление о проблеме креативности и ее измерении в психологии;

2. Как соотносятся показатели тестов креативности и интеллекта?

3. В чем достоинства и недостатки тестов креативности?

4. Приведите примеры методик изучения креативности.

Оборудование: стимульный материал к методике «Тест измерения креативности Дж. Гилфорда», стимульный материал к методике «Тест креативности Е. П. Торранса», стимульный материал к методике «Тест Медника», карандаш, ластик.

Ход работы:

1) Знакомство с инструкциями к методикам («Тест измерения креативности Дж. Гилфорда», «Тест креативности Е. П. Торранса», «Тест Медника»);

2) Проведение диагностики креативности (студенты, работая в парах, выполняют роль испытуемого и экспериментатора);

3) Обработка и интерпретация результатов.

Задания по итогам практической работы:

1. Богоявленская, Д. Б. Проблемы диагностики креативности / Д. Б. Богоявленская // Психологическая диагностика. –2004.- № 3.- с.3-19.

2. Носс, И. Н. Психодиагностика: учебник для бакалавров: (учебник для студ. вузов психол. спец.) / Носс И. Н. – М. : Юрайт, 2011.

3. Туник, Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты / Е. Туник // Школьный психолог. - 2001.- № 45. (специальная вкладка).

4. Туник Е. Опросник креативности Джонсона / Е. Туник. - 2000.- № 47.- С. 8-9.

5. Шанина, Г. Е. Психологическая диагностика: учеб.-практ. пособие для студ. спец. «Психология» всех форм обучения / Шанина Г. Е. – М. : (б.и.), 2010.

Практическое занятие № 9

Тема. Диагностика стилевой сферы личности

Продолжительность – 4 часа

Цель занятия: знакомство с методиками диагностики стилевой сферы личности; диагностика стилевой сферы личности студента.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение понятию «стиль» в психологии;

2. Дайте определение понятию «когнитивный стиль»;

3. Охарактеризуйте понятие индивидуального стиля деятельности в психологии;

4. Какие Вы знаете методы диагностики стилевой сферы личности? Кратко охарактеризуйте их.

Ход работы:

1) Знакомство с методиками диагностики стилевой сферы личности («Тест сортировки объектов по Р. Гарднеру», Опросник «Стили мышления» (А. А. Алексеев), «Мельбурнский опросник принятия решений (Т. В. Корниловой)»);

2) Проведение диагностики когнитивного стиля с помощью методики «Тест сортировки объектов по Р. Гарднеру»; обработка и интерпретация результатов;

3) Проведение диагностики стиля мышления с помощью методики «Стили мышления» (А. А. Алексеев); обработка и интерпретация результатов;

4) Проведение диагностики стиля принятия решений с помощью методики «Мельбурнский опросник принятия решений» Т. В.Корниловой; обработка и интерпретация результатов теста;

Задания по итогам практической работы:

1. Алексеев, А. А. Поймите меня правильно или книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и обрести взаимопонимание с людьми / А. А. Алексеев, Л. А. Громова. - СПб., Экономическая школа, 1993. - С. 29-41, 316-328.

2. Егоров, Е. И. Личность учителя: теория и практика / Е. И. Егоров. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - C. 159-170.

3. Корнилова, Т. В. Мельбурнский опросник принятия решений: русскоязычная адаптация / Т. В. Корнилова // Психологические исследования, 2013, 6(31), 4. http://psystudy.ru

4. Холодная, М. А. Когнитивные стили: о природе индивидуального ума / М. А. Холодная. – М. : ПЕР СЭ, 2002

Практическое занятие № 10

Тема. Психологическое тестирование в образовании

Продолжительность – 4 часа

Цель занятия: знакомство с основными методами диагностики, использующимися в сфере образования.

Ход работы:

1) Знакомство с методиками диагностики уровня развития и трудностей обучения в школе (тест умственного развития (ШТУР, АСТУР), методика оценки уровня социального развития дезадаптированных подростков С. А. Беличевой);

2) Знакомство с методиками диагностики интересов и склонностей школьников в различных сферах деятельности («Карта интересов» А. Е. Голомштока, опросник Дж. Холланда, дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е. А. Климова, опросник «Определение профессиональных склонностей» Л. Йовайши, опросник «Коммуникативные и организаторские способности» (КОС) Б. А. Федоршина).

Задания по итогам практической работы:

1. Самостоятельно провести на выбор две методики диагностики уровня развития и трудностей обучения в школе; составить рубрикатор и протокол к методикам;

2. Самостоятельно провести на выбор две методики диагностики интересов и склонностей школьников в различных сферах деятельности; составить рубрикатор и протокол к методикам.

1. Андрущенко Т. Ю. Диагностические пробы в психологическом консультировании / Т. Ю. Андрущенко. – М. : Академия, 2004.

2. Воробьев А. Н. Опросник профессиональных предпочтений: Адаптация теста Дж. Холланда «Самонаправленный поиск»: Руководство / Воробьев А. Н., Сенин И. Г., Чирков В. И. - Ярославль, 1993.

3. Гуревич, К. М. Тест АСТУР / Гуревич К. М. Аким М. К., Борисова Е. М., Логинова Г. П., Раевский А. М., Ференс Н. А // Психологическая наука и образование. 1996. № 1.

4. Психологическое обследование детей дошкольного-младшего школьного возраста: Тесты и методические материалы / Ред. сост. Г. В. Бурменская. – М. : УМК «Психология», 2003.

5 Ясюкова, Л. А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в нач. школе. Методическое руководство / Ясюкова Л. А. – СПб. : ИМАТОН, 1999.

Практическое занятие № 11

Тема. Диагностика межличностных отношений

Продолжительность – 4 часа

Цель занятия: знакомство с основными методами диагностики межличностных отношений в подростковом и юношеском возрасте; диагностика межличностных отношений студента.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение понятию «межличностных отношений». Охарактеризуйте главные компоненты межличностных отношений;

2. Назовите известные Вам методы диагностики межличностных отношений;

3. Назовите известные Вам проективные методы диагностики межличностных отношений.

Задание № 1. Провести диагностику типа межличностных отношений с помощью методики Т. Лири (ДМО).

Оборудование: текст опросника, лист ответов, ключи, графическое отображение полученных результатов, интерпретация полученных результатов.

Ход работы:

1) Знакомство с инструкцией к тесту Т. Лири (ДМО);

2) Проведение теста Т. Лири (ДМО);

3) Подсчет баллов с помощью ключа к опроснику;

4) Построение круговой психодиаграммы;

5) Интерпретация результатов.

Задание № 2. Провести диагностику эмоционального отношения личности к значимым лицам и ситуациям с помощью «Цветового теста отношений (ЦТО) А. М. Эткинда».

Оборудование: 8-цветовой стимульный материал из восьми цветового теста М. Люшера.

Ход работы:

1) Составление списка значимых лиц, представляющих непосредственное окружение, а также список понятий, имеющих с

    Атлас для экспериментального исследования отклонений в психической деятельности человека / Под ред. И.А. Полищука и А.Е. Видренко. 2-е изд. Здоров"я, 1980. С. 124.

    Бажин Е.Ф. Галынкина Е.А., Эткинд А.М. Метод исследования уровня субъективного контроля // Психологический журнал. 1984. Т. 5. №3. С.152-161.

    Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний: Учеб. пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та. 1985. С.103.

    Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев: Наукова думка, 1989. С.200.

    Витт Н.В. Эмоциональный фактор в обучении иностранному языку // Психология и методика устной речи в языковом вузе. 1979. Вып. 142. С.16-24.

    Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии: Пер с англ. – М.: Прогресс, 1976. С.495.

    Головань Н.О. Ми готовi до школи? – Кiровоград: Держ. Центрально-Українське вид-во, 1994. С.72.

    Гончаров B.C. Зависимость стратегии поиска решения от типа мышления // Вопросы психологии. 1981. №4. С.132-136.

    Диагностика личности учащегося в коллективе: Методические рекомендации для учителей и студентов педагогических институтов / Сост. Т.И. Пашукова. Кировоград: КГПИ, 1989. С.20.

    Диагностика педагогических способностей учащихся: Методические рекомендации для студентов педагогических институтов и классных руководителей / Сост. Н.А. Головань. Кировоград: КГПИ, 1987. С.20.

    Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии 1980. №2. С.107-114.

    Жариков Е.С., Крушельницкий Е.Л. Для тебя и о тебе: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1991. С.223.

    Изучение психологии личности "трудного" младшего школьника: Методические рекомендации для студентов педагогических институтов и учителей 1-3-х классов общеобразовательной школы / Сост. И.А. Головань. Кировоград: КГПИ, 1988. С.48.

    Ильин Е.П. Методические указания к практикуму по психофизиологии. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та 1981. С.83.

    Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. Введение в психометрическое проектирование: Пер. с англ. Киев: Малое научн. внедр. предприятия "ПАН ЛТД". 1994. С.283.

    Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни: тесты, опросники, ролевые игры: Кн. для учителя. – М.: Просвещение. 1991. С. 143.

    Холодная М.А. Когнитивные стили как проявление своеобразия индивидуального интеллекта. Киев: УМК ВО, 1990. С.75.

    Колга В.А. Дифференциально-психологические исследования когнитивного стиля и обучаемости. Дис. ... канд. психол. наук. – Л., 1976.

    Лабораторные занятия по общей психологии: Методические рекомендации для студентов 1 курса / Сост. И.Ю. Шуранова. Кировоград: КГПИ, 1988. С.32.

    Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. -М.: Педагогика, 1988. С. 128.

    Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации: Описание и руководство к использованию / Отв. ред. А.Ф. Кудряшов. Петрозаводск: Петроком, 1992. С.318.

    Методики психодиагностики в спорте: Учеб. пособие: В.А. Марищук, Ю.М. Блудов, В.А. Плахтиенко, Л.К. Серова. 2-е изд. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1990. С.256.

    Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе / Сост. В.В. Гришин, П.В. Лушин. – М.: ИКА "Москва". 1990. С.64.

    Методические материалы к лабораторным занятиям по общей психологии: для студентов педагогических институтов: В 3 ч. / Сост. Т.Ф. Цыгульская. Кировоград: КГПИ, 1988. С.40.

    Методы исследования межличностного восприятия: Спецпрактикум по социальной психологии / Под ред. Г.М.Андреевой, В.С.Агеева. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. С.104.

    Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности, – М.: Педагогика, 1986. С.256.

    Морозов С.М. Методы психологического исследования личности учащегося. Киев: УМК ВО, 1992. С.88.

    Насиновская Е.Е. Методы изучения мотивации личности. Опыт исследования личностно-смыслового аспекта мотивации: Учеб.-методическое пособие. – М.: изд-во Моск. ун-та, 1988.С.80.

    Общая психодиагностика. Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического консультирования / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. – М.: изд-во Моск. ун-та, 1987. С.304.

    Общий практикум по психологии. Психологический эксперимент: Метод. указания. Часть III / Под ред. М.Б.Михалевской, Т.В.Корниловой. – М.: изд-во Моск. ун-та, 1987. С.50.

    Окунь Ян. Факторный анализ: Пер. с польск. – М.: Статистика.1974. С.200.

    Органiзацiя психологiчного консультування у середнiй школi: Методичнi рекомендацiї для шкiльних психологiв и вихователiв / Укл.: П.В. Лушин, Н.О. Головань, Т.Ф. Цигульска. та iн. Кiровоград: КДПI, 1991. С.40.

    Павлютенков Е.М. Кем быть? – Киев: Изд-во ЦК ЛКСМУ "Молодь", 1988. С. 198.

    Пашукова Т.И. Исследование эгоцентризма с помощью эгоцентрического ассоциативного теста / Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. Педагогика, 1991. №2. С.45-48.

    Пашукова Т.И. О механизмах эмпатии и некоторых ее психических коррелятах // Вопросы психологии межличностного познания и общения: Сборник научных трудов. Краснодар: Изд-во Кубанского ун-та, 1983. С.86-92.

    Практикум по общей психологии / В.В. Богословский, Т.И. Бочкарева, А.И. Великородн. Под ред. А.И. Щербакова. – М.: Просвещение, 1979. С.302.

    Практикум по общей психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / А. И. Абраменко, А.А. Алексеев, В.В. Богословский и др.; Под ред. А,И. Щербакова. 2-е изд. – М.: Просвещение, 1990. С.288.

    Практикум по общей и экспериментальной психологии: Учеб. пособие / В. Д. Балин, В.К. Гайда, В.А. Ганзен и др.; Под обшей ред. А.А. Крылова. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1987. С. 255.

    Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические методики / Ред. колл. А.И. Зеличенко, И.М. Карлинская, В.В. Столин, А.Г. Шмелев. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. С. 176.

    Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции / Ред.колл. А.И. Зеличенко, И.М. Карлинская, С.Р. Пантилеев и др. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. С.160.

    Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы / Под ред. А.А. Бодалева, И.М. Карпинской, С.Р. Пантилеева, В.В. Столина. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. С.141.

    Практикум по психологии / Под ред. А.Н. Леонтьева, Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: Изд-во Моск. ун-та. 1972. С.248.

    Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы / Под ред. А.А. Бодалева и др. – М.: Изд-во Моск. ун-та. 1988. С. 141.

    Практические занятия по психологии / Сост. Н.Б. Берхин и С.Ф. Спичак; Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1972. С. 167.

    Профконсультационная работа со старшеклассниками/ Под ред. Б.А. Федоришина. Киев.: Радянська школа. 1980. С.160.

    Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию: Учеб. пособие для ст. кл. сред. шк.– М.: Просвещение, 1991. С.144.

    Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов / Отв. ред. А.А. Бодалев. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1976. С.248.

    Психологическая диагностика индивидуально-психологических свойств личности будущего педагога: Методические рекомендации для учителей, осуществляющих профессиональную ориентацию на педагогические профессии / Сост. Н.В. Ильчукова, Е.А. Ильчукова, Д.Т. Кропоткин. Сыктывкар: Коми гос. пед. ин-тут, 1992. С.41.

    Психологическая служба в педагогическом институте / П.В.Лушин, Н.А. Головань, Т.И. Пашукова, Т.Ф. Цы-гульская, Н.Н. Дроботун; Под ред. П.В. Лушина. Кировоград: КГПИ, 1993.С.155.

    Психология познавательных процессов: Учебно-методическое пособие для студентов факультета медицинской психологии / Сост.: В.А. Мадорский, Н.И. Мельченко, Р.Ф. Ихсанов, Л.И. Мостовая. Самара: СМИ, 1992. С.78.

    Розен И.М. Психология фантазии: Экспериментально-теоретическое исследование внутренних закономерностей продуктивной умственной деятельности. Минск: Изд-во ВГУ, 1977.С.312.

    Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика: Пер. с анг. / Общ. ред. и вступ. ст. Л.А. Петровской. – М.: Прогресс, 1990. С.368.

    Русалов В.М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человека // Психологический журнал. 1989. Т. 10 №1. С.10-21.

    Собчик Л.Н. Диагностика межличностных отношений. Модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири: Методическое руководство. – М.: ИКА "Москва", 1990. С.48.

    Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988. С.207.

    Grundlagen der Statistik fur Psuchologen, Padagogen und Soziologen. Berlin: Volk und Wissen Volkseigener Verlag, 1978. S.530.

    Kerr W.D., Speroff B.J. Validation and evaluation of Empathv test // Journal of genetic Psychologv. 1954. V.50. p.269-276.

    Luchins A.S., Luchins E.H. Rigidity of Behavior. – Oregon, 1959.

    Mehrabian A., Epstein N. A measure of emotional Empathy // 1972. V. 40 №4. p.525-544.

    Szustrowa Th. Test of Egocentric Associations (TES) // Polish Psychological Bulletin. 1976. V.7. №4. p.263-267.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!