Презентация на тему "А. Платонов"

краткое содержание других презентаций

«Лирика Есенина и Маяковского» - В творчестве С. Есенина тема любви звучит, начиная с самых ранних стихотворений. Любовная тема была одной из ведущих в дооктябрьском творчестве Маяковского. Тема любви пронизывает творчество любого поэта, музыканта, художника. Стихотворение похоже на народную лирическую песню. Введение: Совсем иная «любовь» появляется в «Москве кабацкой». Неуемное ликование души рождено любовью, восторженными мечтами о встрече.

«Чехов футлярная жизнь» - Беликов хоронит себя заживо. 90-е годы в России - подъем общественной жизни. Беликов схож с премудрым пескарем?!… Мне нужно жить среди народа… Беликов не живет, а существует. Исследовательская работа по литературе. Проблему «футлярной жизни» можно соотнести и с нашим временем. Тема футлярной жизни в творчестве А. П. Чехова. Рассказы рисуют разные проявления "футлярной жизни". Объект исследования: Рассказчик и автор в произведениях Чехова конца 80-90х гг.

«Годы жизни Твардовского» - Мать Твардовского, Мария Митрофановна, действительно происходила из однодворцев. Первое стихотворение было гневным обличением мальчишек, разорителей птичьих гнёзд. Исаковский встретил поэта приветливо, став другом и наставником молодого Твардовского. Лауреат различных премий, орденоносец. Советский писатель и поэт. Твардовский Александр Трифонович. Член ВКП с 1940 года. История создания. Муратова Алина 11 с/э.

«Символизм в русской литературе» - Но в дыханье злобной стужи Чую волю внешних сил. Мироощущение в лирике поэта. Преимущественность человеческой мысли. А.А.Блок. Методы работы. Гипотеза. Проблемные вопросы. А.Белый. Раздумья. Лирический герой одинок и пытается создать «свой мир». Плеяда символистов. Ключевые темы в поэтическом наследии В.Я.Брюсова. К.Д.Бальмонт: «Тишина», «Будем как солнце», «Марево».

«Богатырь Илья Муромец» - Миф или реальный человек, еще при жизни ставший легендой? В детстве и юности страдал параличом, однако чудесным образом был исцелен. Подвиги русского Геракла. Илия - не первый и не последний воин, поступивший так. Мощи облачены в монашескую одежду. Но когда Илье исполнилось 33 года, произошло нечто необъяснимое. Илья Муромец - самый популярный герой княжеско-дружинного киевского эпоса. Три богатыря.

«Горький и революция» - Дай вздохнуть… вздохнуть дай! Путь Горького как человека и писателя до и после революции сложен. М.Горький «Детство». Чем я виноват? Пристанища… пристанища нету! Урок литературы в 11 классе. Горький: «буревестник революции» и «икона социализма». Работы нет, силы нет! М.Горький м А.И.Ленин на Втором конгрессе Коминтерна, 1920г. М.Горький. «Детство». Вот – правда! За что мне – правду? «Где – правда?

1 слайд

А.П.Платонов. Страницы жизни и творчества

2 слайд

Андрей Платонович Климентов, которого читатель знает под фамилией Платонов, родился 28 (16) августа 1899 года. Однако традиционно его день рождения принято отмечать 1 сентября. Фамилию он сменил в 1920-х годах, образовав ее от имени отца, Платона Фирсовича Климентова, слесаря железнодорожных мастерских в слободе Ямской города Воронежа. Мать А. Платонова, Мария Васильевна, дочь часового мастера, была домохозяйкой. Несмотря на хроническую нужду, она обладала незлобивым, кротким характером и вносила в семейные отношения доброту и сердечность.

3 слайд

Учился Андрей сначала в церковно-приходской школе, затем в городском училище, а трудиться начал уже с тринадцати лет. "У нас семья была... 10 человек, а я старший сын - один работник, кроме отца. Отец же... не мог кормить такую орду", - писал он впоследствии в своих воспоминаниях. В малолетстве он испытал и тяжесть нищенской сумы, и горечь безвозвратных утрат (голодной смертью умерли младшие братья и сестры), участвовал в гражданской войне и строительстве новой деревни. Все эти «университеты» и образовали душу и разум Платонова с его болезненным неравнодушием к нужде и человеческому страданию. « Я жил и томился, - писал А Платонов в 1922 году жене и другу М.А.Платоновой, - потому что жизнь сразу превратила меня из ребенка во взрослого человека, лишая юности.»

4 слайд

В 1918 году пошел учиться в Воронежский политехникум. Он работал инженером, мелиоратором, журналистом. Но учебу прервала Гражданская война, на которую он ушел в 1919 году. Тогда же Платонов начал писать. Первая его книга - сборник очерков "Электрификация", где утверждалась мысль, что "электрификация есть такая же революция в технике, с таким же значением, как Октябрь 1917 года."

5 слайд

В 1922 г. увидела свет его вторая книга - сборник стихов «Голубая глубина». В 1926 г. Платонов переехал в Москву. В 1927 г. книга «Епифанские шлюзы» сделала писателя известным. В 1928 г. были изданы сборники:«Луговые мастера» и «Сокровенный человек».

6 слайд

С лета 1942 года Платонов был фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда». Подолгу бывал Андрей Платонов на передовой, устраиваясь в блиндажах с командирами рот или батальонов. Изучал фронтовой быт, солдатский язык, окопные песни, частушки, шутки. Вот что писал о нем сослуживец: « Во внешности Платонова было что-то от мастерового, рабочего человека, в силу необходимости ставшего солдатом, чтобы защитить свою Родину. Был он мягок и прост в обращении, умел найти слово для каждого – будь то генерал, солдат, старуха- крестьянка или ребенок. Говорил глуховатым, низким голосом, спокойно и ровно.

7 слайд

Но порою бывал и резок, колюч, всегда абсолютно нетерпим к фальши и хвастовству. Особенно душевно умел Платонов разговаривать с солдатами – тружениками войны… Когда случалось останавливаться на ночлег в крестьянской хате, Платонов проникался заботами хозяев: запросто нарубит дровец, подберет на дворе не у места брошенную лопату, достанет воды из колодца…»

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Андрей Платонович Платонов (Климентов) 1899 - 1951

Характерные черты времени в повести «Котлован» Метафоричность художественного мышления Андрея Платонова

Родился и вырос в семье слесаря паровозоремонтного завода на окраине Воронежа, в Ямской слободе. Рано - с 14 лет - начал работать. Учился в церковно- приходской школе, затем в городском училище.

Платонов начал писать в годы гражданской войны - стихи, статьи, рассказы в провинциальных газетах и журналах. Первая книга его - публицистическая («Электрификация», 1921). В 1922 г. выходит книга стихов «Голубая глубина», которую заметил В. Брюсов. Молодой Платонов был увлечен социальной утопией.

Во всей его прозе 20-х и начала 30-х годов («Сокровенный человек», «Епифанские шлюзы», «Чевенгур», «Котлован», «Впрок», «Усомнившийся Макар», «Город Градов», «Ювенильное море») писателя больше всего привлекала проверка народным умом и опытом, национальным бытием всяких привнесенных идей.

Разгромленная войной страна, нищета рабочих и крестьян «Воздух ветхости и прощальной памяти стоял над потухшей пекарней»; «Забор заиндевел мхом, наклонился, и давние гвозди торчали из него». Старую деревню покрывает «всеобщая ветхость бедности».

Грандиозные проекты, стройки коммунизма Вечный образ Вавилонской башни. Хрустальный дворец из романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?». Проект строительства Дворца Советов на месте взорванного Храма Христа Спасителя. Строительство метрополитена. Беломорканал. Планы поворота северных рек.

Раскулачивание крестьян, методы уничтожения крестьянства, начало коллективизации «Двое - это уже вполне кулацкий класс и организация» «Активист пришел на Двор совместно с передовым персоналом и, расставив пешеходов в виде пятикратной звезды, стал посреди всех и произнес свое слово, указывающее пешеходам идти в среду окружающего беднячества и показать ему свойство колхоза путем призвания к социалистическому порядку, ибо все равно дальнейшее будет плохо». «Он боялся, что зажиточность скопится на единоличных дворах и он упустит ее из виду». «Жить ради энтузиазма». Рабочие верят «в постройки больших домов» «Внутри сарая спали на спине семнадцать или двадцать человек, припотушенная лампа освещала бессознательные человеческие лица. Все спящие были худы, как умершие». Козлов хотел «умереть с энтузиазмом, дабы весь класс его узнал и заплакал над ним».

Процветание бюрократии «Козлов прибыл на котлован пассажиром в автомобиле, которым управлял сам Пашкин. Козлов был одет в светло-серую тройку, имел пополневшее от какой-то постоянной радости лицо и стал сильно любить пролетарскую массу», «дополнительно к пенсии по первой категории он обеспечил себе и натурное продовольствие».

Уничтожение религии и фанатичное поклонение новым идеям (не атеизм, а безбожие) «Я был поп, а теперь отмежевался от своей души и острижен под фокстрот» «Приходится стаж зарабатывать, чтоб в кружок безбожия приняли».

Массовое доносительство «Те листки (поминальные) я каждую полуночь лично сопровождаю к товарищу активисту». «Жена Пашкина помнила, как Жачев послал в ОблКК заявление на ее мужа и целый месяц шло расследование, - даже к имени придирались: почему и Лев, и Ильич: уж что-нибудь одно!»

Всеобщая подозрительность Сафронов говорит: «Ты, Козлов, свой принцип заимел и покидаешь рабочую массу, а сам вылезешь вдаль: значит, ты чужая вша, которая свою линию всегда наружу держит». Глаза матери Насти «были подозрительные, готовые ко всякой беде жизни, уже побелевшие от равнодушия».

Атмосфера бездуховности, грубости, хамства, бескультурья Из радиорупора доносится: «Товарищи, мы должны мобилизовать крапиву на фронт социалистического строительства! Крапива есть не что иное, как предмет нужды заграницы... Мы должны обрезать хвосты и гривы у лошадей!». Сафронов: «Поставим вопрос: откуда взялся русский народ? И ответим: из буржуазной мелочи! Он бы и еще откуда-нибудь родился, да больше места не было. А потому мы должны бросить каждого в рассол социализма, чтоб с него слезла шкура капитализма и сердце обратило внимание на жар жизни вокруг костра классовой борьбы и произошел бы энтузиазм!..»

Попытки людей приспособиться к новой жизни Вощев, увидев детей, «почувствовал стыд и энергию - он захотел немедленно открыть всеобщий, долгий смысл жизни, чтобы жить впереди детей...». Землекопы придумывают пути «будущего спасения»: «один желал нарастить стаж и уйти учиться, второй ожидал момента для переквалификации, третий же предпочитал пройти в партию и скрыться в руководящем аппарате».

Стремление обезличить людей, построить всеобщее счастье любым путем, отучить думать, сомневаться «Люди нынче стали дороги, наравне с материалом». Вощев «устраняется с производства вследствие роста слабосильности в нем и задумчивости среди общего темпа труда». Жачев знал, «что в СССР немало населено сплошных врагов социализма, эгоистов и ехидн будущего света, и втайне утешался тем, что убьет когда-нибудь вскоре всю их массу, оставив в живых лишь пролетарское младенчество и чистое сиротство».

Почему же Платонова сочли врагом советской власти? Мужик, раскулаченный Чиклиным, говорит: «Ликвидировали?! Глядите, нынче меня нету, а завтра вас не будет. Так и выйдет, что в социализм придет один ваш главный человек!»

Метафоры, образы-символы Котлован Дом-мечта Образ Ленина Колхоз имени Генеральной Линии Гробы Медведь Плот Ребенок Образ смерти Образ правдоискателя Ключевые слова и фразы Масса План Темп Энтузиазм Будущее Терпение Истина Одиночество Душа Смысл жизни Я - ничто

Какой вывод делает Платонов? В «Котловане» нет надежды на будущую жизнь: в основе дома-мечты - гроб с телом рёбёнка - девочки Насти. «Я теперь ни во что не верю!» - итог строительства новой жизни и нового человека.

Котлован повесть, в которой запечатлелись реальные общественно-политические события «года великого перелома», повесть, которая обнажала вопросы глубинные - о смысле и цене фундаментальных разрушений в национальной и мировой истории XX века.



Начало пути Родился в многодетной семье слесаря железнодорожных мастерских. Учился в церковно-приходской школе, затем в городской. С 14 лет начинает овладение рабочими профессиями (слесаря, литейщика, помощника машиниста паровоза) нужно было поддерживать семью.


Рабочий интеллигент В годах Платонов работает мелиоратором в Воронежской губернии и на строительстве электростанции. Он увлечен делом преобразования хозяйства, однако упорно продолжает заниматься литературой. Печатает публицистические статьи, рассказы и стихи в воронежских газетах и журналах и даже в московском журнале «Кузница».


От «дела» к «слову» В 1927 году Платонов оставляет службу и перебирается с семьей в Москву: писатель в Платонове победил инженера. Вскоре появляется повесть «Епифанские шлюзы», давшая название сборнику рассказов (1927). В этой повести в экспрессивно-сгущенной символике сюжета и языка дана острая метафора трагического и жестокого облика России, обреченность в ней рациональных начинаний.


Творческий путь Новая поэтика нашла свое выражение в повестях «Ямская слобода» (1927), в которой Платонов продолжил деревенскую тему ранней прозы, «Город Градов» (1928) сатире на советскую бюрократию, «Сокровенный человек» (1928) о приключениях «размышляющего пролетария» в годы гражданской войны.




Героика ветхости Сотканные из парадоксов угловатые герои, язык, сюжеты Платонова с трудом обретали признание современников. Успех публикаций в журналах «Красная новь», «Новый мир» вскоре сменяется критическими отзывами, редакторскими купюрами и отказами. Положение Платонова усугубляется бытовыми неурядицами: семья долго скитается по временным квартирам, пока в 1931 не поселяется во флигеле особняка на Тверском бульваре…


Роман «Чевенгур» В 1928 Платонов завершает работу над романом «Чевенгур», однако целиком он увидел свет лишь в 1972 в Париже. Роман представляет собой многоплановое повествование, в котором лирика и сатира переплетены с философскими построениями и политическими аллюзиями. В основе сюжета описание возникновения и гибели города-коммуны Чевенгур, куда приезжают после ряда приключений герои романа, сын утопившегося рыбака Саша Дванов и Дон Кихот революции Копенкин.


Тридцатые годы В тридцатые годы с наибольшей силой проявляется талант Платонова. В 1930 он создает один из своих главных шедевров повесть «Котлован» (впервые опубликована в СССР в 1987) социальную антиутопию на темы индустриализации, трагико-гротескное описание краха идей коммунизма (вместо дворца выстроена коллективная могила).


Признание писателя В после поездки в Туркмению Платонов создает повесть «Джан». Ее герой, ведомый прометеевской страстью спасти свой вымирающий в пустыне народ, хочет научить людей счастливой жизни в коммуне, но терпит неудачу. Лирический и социально-утопический пласты соединились здесь в единое целое. Яркость фразы и слова, звукопись и ритм делают прозу Платонова 1930-х годов экспрессивно-насыщенной.


Война и послевоенное творчество В годы войны Платонов был фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда». В созданных им рассказах о войне сохраняется присущая Платонову неоднозначность оценок, атмосфера парадоксальности бытия, внутреннего конфликта человека и мира. Рассказ «Семья Ивановых» («Возвращение») вызвал резкую критику за «клеветничество» в адрес советской семьи.


Последние годы жизни В последние годы жизни писатель, на которого обрушивается новая волна нападок, вынужден искать обходных путей он пишет вариации русских и башкирских народных сказок, работает над сатирической пьесой на тему американской действительности (с аллюзиями на СССР) «Ноев ковчег» (не закончена)…


Художник победившей музы С 1980-х годов яркая самобытность мастера вызвала огромную волну интереса во всем мире. Большая часть произведений Платонова все еще находится в рукописях. Платонов художник победившей музы: «темная воля к творчеству» и сокрушительная мощь слова многократно перекрыли узость времени и идей, которым он был предан.




Источники 1. рей_Платонович; 2. a_p/platonov_a_p.htm; 3.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

А.П.Платонов. Страницы жизни и творчества

Андрей Платонович Климентов, которого читатель знает под фамилией Платонов, родился 28 (16) августа 1899 года. Однако традиционно его день рождения принято отмечать 1 сентября. Фамилию он сменил в 1920-х годах, образовав ее от имени отца, Платона Фирсовича Климентова, слесаря железнодорожных мастерских в слободе Ямской города Воронежа. Мать А. Платонова, Мария Васильевна, дочь часового мастера, была домохозяйкой. Несмотря на хроническую нужду, она обладала незлобивым, кротким характером и вносила в семейные отношения доброту и сердечность.

Учился Андрей сначала в церковно-приходской школе, затем в городском училище, а трудиться начал уже с тринадцати лет. "У нас семья была... 10 человек, а я старший сын - один работник, кроме отца. Отец же... не мог кормить такую орду", - писал он впоследствии в своих воспоминаниях. В малолетстве он испытал и тяжесть нищенской сумы, и горечь безвозвратных утрат (голодной смертью умерли младшие братья и сестры), участвовал в гражданской войне и строительстве новой деревни. Все эти «университеты» и образовали душу и разум Платонова с его болезненным неравнодушием к нужде и человеческому страданию. « Я жил и томился, - писал А Платонов в 1922 году жене и другу М.А.Платоновой, - потому что жизнь сразу превратила меня из ребенка во взрослого человека, лишая юности.»

В 1918 году пошел учиться в Воронежский политехникум. Он работал инженером, мелиоратором, журналистом. Но учебу прервала Гражданская война, на которую он ушел в 1919 году. Тогда же Платонов начал писать. Первая его книга - сборник очерков "Электрификация", где утверждалась мысль, что "электрификация есть такая же революция в технике, с таким же значением, как Октябрь 1917 года."

В 1922 г. увидела свет его вторая книга - сборник стихов «Голубая глубина». В 1926 г. Платонов переехал в Москву. В 1927 г. книга « Епифанские шлюзы» сделала писателя известным. В 1928 г. были изданы сборники:« Луговые мастера» и «Сокровенный человек».

С лета 1942 года Платонов был фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда». Подолгу бывал Андрей Платонов на передовой, устраиваясь в блиндажах с командирами рот или батальонов. Изучал фронтовой быт, солдатский язык, окопные песни, частушки, шутки. Вот что писал о нем сослуживец: « Во внешности Платонова было что-то от мастерового, рабочего человека, в силу необходимости ставшего солдатом, чтобы защитить свою Родину. Был он мягок и прост в обращении, умел найти слово для каждого – будь то генерал, солдат, старуха- крестьянка или ребенок. Говорил глуховатым, низким голосом, спокойно и ровно.

Но порою бывал и резок, колюч, всегда абсолютно нетерпим к фальши и хвастовству. Особенно душевно умел Платонов разговаривать с солдатами – тружениками войны… Когда случалось останавливаться на ночлег в крестьянской хате, Платонов проникался заботами хозяев: запросто нарубит дровец, подберет на дворе не у места брошенную лопату, достанет воды из колодца…»

Памятник на родине писателя в городе Воронеже Умер Платонов 5 января 1951года от туберкулеза в московской квартире на Тверском бульваре, 25. А. Платонов – самобытный писатель. Уже при жизни он выпустил 23 книги, некоторые из них были известны во всем мире.

Книги А.П.Платонова для детей

Домашнее задание. Прочитать повесть А.Платонова «Котлован». Сделать закладки, отметив цитаты, характеризующие следующих персонажей повести: Вощёва, Чиклина, активиста, медведя-молотобойца, Настю.В тетрадь выписать цитаты, характеризующие Настю, обдумать, какова её роль в повести. Индивидуальные задания: - сравнить сцены раскулачивания из повести Платонова «Котлован» и романа Шолохова «Поднятая целина»; - сравнить сцены строительства котлована из повести Платонова «Котлован» и строительства узкоколейки из романа Н.Островского «Как закалялась сталь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. Урок. Тема: Жизнь и творчество А. Н. Островского. Традиции русской драматургии в творчестве писателя.

Урок литературы в 10 классе. Жизнь и творчество Островского. Традиции русской драматургии....

Урок литературы по творчеству С.Есенина "Светлое и трагическое в жизни и творчестве Сергея Есенина"

Методическая разработка урока-обзора по творчеству Сергея Есенина.Цели урока:Обучающая: проанализировать стихотворения Есенина, отражающие взгляд на окружающий мир, его понимание прекрасного и возвыше...

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!