Кто продает в электричках. Хорошо ли продавцы в электричках хвалят свой товар

В поездах пригородного сообщения хотят ввести полный запрет на торговлю. Также оператору пригородных электричек передадут право самостоятельно удалять нелегальных продавцов - сотрудники получат фото- и видеоустройства, чтобы фиксировать факт торговли в поезде. Столичный департамент транспорта разрабатывает соответствующую законодательную инициативу, которую затем направит в Министерство транспорта. Об этом «Извес­тиям» рассказал первый заместитель руководителя департамента транспорта Москвы Гамид Булатов. Эксперты опасаются, что полный запрет на торговлю в электричках лишь увеличит число нелегальных предпринимателей.

В настоящее время юристы департамента занимаются изучением юридической практики и подготовкой текста документа. Предполагается, что изменения будут вноситься в ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» и приказ Минтранса № 473 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров, багажа железнодорожным транспортом». Направить официальные документы в Минтранс столичные власти планируют осенью.

Изначально департамент транспорта в качестве одной из мер борьбы с нелегальной торговлей планировал составить список продуктов, разрешенных для розничной продажи в электричках, но затем столичные власти пришли к выводу, что эффективнее будет ввести полный запрет на торговлю в электричках 6000-й нумерации («зеленые» электрички, которые составляют примерно 80% от всех поездов пригородного сообщения).

В ходе обсуждения вопроса с профильными ведомствами и департаментами мы пришли к выводу, что для повышения уровня комфортности в поездах необходимо ввести полный запрет на торговлю в обычных электропоездах (6000-й нумерации), - пояснил Гамид Булатов. - В часы пик наполняемость электричек достигает 150%, а по отдельным направлениям - 180–200%.

В этих условиях продавцы создают неудобство пассажирам. Кроме того, продукция, которой они торгуют, может быть несоответствующего качества и представлять опасность для потребителей - продолжает Гамид Булатов.

Булатов добавил, что вводимый запрет на торговлю в поездах не лишит пассажиров возможности перекусить в дороге - пассажиры могут купить продукты на вокзалах, где есть кафе, аппараты и киоски, работающие абсолютно легально.

Официальный запрет на торговлю все равно могут пытаться обойти нелегальные продавцы. При этом даже сейчас, когда торговать разрешено, поймать их крайне сложно, поскольку удалить таких пассажиров-предпринимателей могут только сотрудники полиции, которых физически не хватает для каждого состава. В связи с этим столичные власти настаивают на необходимости передать перевозчику полномочия по выдворению нелегальных торговцев.

Сейчас прорабатывается возможность наделения сотрудников и представителей перевозчика полномочиями удалять из поездов тех продавцов, которые работают там нелегально. Это будет организовано на основе фото- или видеофиксации с последующей передачей информации в правоохранительные органы для дальнейшего разбирательства, - пояснил Булатов. - Также сейчас совместно с сотрудниками внутренних дел в электропоездах проводятся регулярные рейды.

В настоящее время торговля в электропоездах пригородного сообщения никак законодательно не урегулирована. При этом штраф за торговлю «вне специально отведенных для этого мест» для физических лиц составляет до 5 тыс. рублей, для должностных - до 10 тыс. рублей, для юридических - до 200 тыс. рублей. Если нарушение совершается повторно, штрафы для юрлиц возрастают до 500 тыс. рублей.
В пресс-службе Минтранса «Известиям» пояснили, что они готовы рассмотреть предложение от столичных властей.

Если в результате проработки этого вопроса возникнет необходимость внесения соответствующих изменений в Правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, Минтранс будет готов рассмотреть такое предложение, - сказали в пресс-службе.

В Центральной пригородной пассажирской компании (ЦППК), которая является основным оператором подмосковных электричек, подтвердили, что участвуют в подготовке законопроекта совместно с департаментом транспорта.

ОАО «Центральная ППК» выступает за исключительно легальную торговлю и только в экспрессах (комфортных поездах 7000-й нумерации). Ранее компания обращалась в органы государственной власти с инициативой ввести штрафы за нелегальную торговлю с целью урегулировать эту деятельность в пригородных поездах. На данный момент разрабатывается соответствующий законопроект, - рассказали в пресс-службе.

В ЦППК пояснили, что в июле 2014 года компания приняла решение об остановке торговли в обычных электричках, оставив торговлю только в экспрессах. Несмотря на запрет жалобы на нелегальных продавцов все равно продолжают приходить.

В 2014 году пассажиры направили 134 жалобы на нелегальную торговлю в поездах, за I квартал 2015-го - 29 обращений, - отметили в ЦППК. - Несмотря на получение жалоб, компания не имеет прав для удаления из поезда нелегальных торговцев, полномочиями для этого располагает полиция. В свою очередь, сотрудники ЦППК передают в полицию информацию о фактах несанкционированной торговли.
Сейчас в экспрессах официальной торговлей занимается одна организация - Железнодорожная торговая компания. В поездах работает около 50 продавцов, которые торгуют горячими и холодными напитками, чипсами, орехами, шоколадом, мороженым и товарами бытового назначения (ручки, карандаши, фонарики).

Глава департамента торговли и услуг Алексей Немерюк назвал предложение о введении полного запрета на торговлю разумным решением.
- Мы поддерживаем инициативу коллег, потому что считаем, что в электричках не должно быть никакой торговли. Во-первых, встает вопрос о происхождении этих продуктов, а во-вторых, в случае возникновения нештатных ситуаций продавцы со своими сумками и тележками могут заблокировать проходы и мешать эвакуации пассажиров, - считает Немерюк.

По оценкам экспертов, сейчас 90% торговли в электричках носит нелегальный характер - около 2 тыс. продавцов торгуют «на ходу» неофициально. Годовой оборот несанкционированной торговли в электричках Московского транспортного узла составляет 300–500 млн рублей. Специалисты прогнозируют, что запрет на торговлю в электричках приведет к росту нелегальных продавцов.

На практике нелегальный бизнес обычно вытесняют за счет предоставления легальных услуг. Эффективность процесса по борьбе с несанкционной торговлей в разы повышается, когда есть конкуренция с легальными товарами, в качестве которых потребители не сомневаются, - считает Константин Трофименко, директор центра исследований транспортных проблем мегаполисов при ВШЭ.

Руководитель комитета по вопросам потребительского рынка московского отделения «Опоры России» Сергей Рак тоже полагает, что запрет спровоцирует еще больший поток нелегальных продавцов.

Спрос со стороны пассажиров на торговлю в электричках все равно существует, поэтому полный запрет не сможет искоренить нелегальных продавцов, - говорит Рак. - Однако я полностью согласен с тем, что необходимо навести порядок с торговлей «на ходу». Пассажиры должны быть уверены, что продавцы, у которых они приобретают продукцию, имеют на это разрешение, у них есть медицинская книжка и т.д.

По мнению председателя Союза пассажиров Кирилла Янкова, полностью запрещать торговлю нельзя, стоит ограничить и упорядочить список продуктов.
- Есть ряд товаров, без которых пассажирам трудно обойтись во время поездки, например прохладительные напитки и газеты. Их продажу необходимо оставить, - считает Янков.

При этом эксперт отметил, что существует специальное подразделение - транспортная полиция, которая и должна заниматься выявлением нелегальных продавцов.

Это специально обученные люди. На мой взгляд, логичнее увеличить штат транспортной полиции, чем передать полномочия перевозчику, - сказал он.

В свою очередь, руководитель департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий Владимир Савчук полагает, что пассажиры не пострадают от введения запрета на торговлю в электричках.
- Во-первых, я полагаю, что эта инициатива стала ответом на поступающие от граждан жалобы на нелегальную торговлю. К тому же отсутствие постоянных криков и навязывания своей продукции только повысит комфортность поездки, - считает Савчук.

Иллюстрация: Аля Хафизова

По разным данным, число мелких дельцов в подмосковных электричках варьируется от двух до пяти тысяч человек. Хотя власти пытаются бороться с этим бизнесом, пассажиры пригородных поездов встречаются с ним ежедневно..

Лица на краю платформы

Станция Мытищи Ярославского направления Московской железной дороги. Промозглый полдень легким туманом окутывает фигуры четырех женщин, стоящих у самого края четвертой платформы, будто отделяя их от остальных пассажиров. Фигуры курят, смеются, обсуждают прошедшее 8 Марта и поглядывают на часы.

Рядом с ними – огромные баулы. На спине у одной из женщин болтается чехол с музыкальным инструментом. На поясе у другой – что-то вроде динамика. Провод от него кончается дешевым микрофоном, который прикреплен в районе шеи. Такие были у московских гидов лет десять назад.

Но они не гиды и едут в Москву не по личным делам. Они даже не собрались в поход, в чем не особо успешно будут убеждать меня чуть позднее. Эти женщины занимаются тяжелым и малоприятным трудом: они торговки всякой всячиной в пригородных электричках.

Лица у женщин разные: возраст, необразованность, наглость и какая-то первородная доброта сочетаются здесь в неодинаковых пропорциях. Но их роднит усталость от жизни, пьянства, ненадежных мужчин и общей неустроенности (теперь, кажется, навсегда). Через минуту подойдет электричка – и все это растворится в ленивом безразличии пассажиров: вместо лиц торговок останутся только надреснутые, хабалистые голоса.

Счастливые часы

Рабочий день начался несколько часов назад. Те, у кого товар остался со вчерашнего дня, приехали сразу на станцию Мытищи, где собираются все, кто торгует на Ярославском направлении. Те, кто закупался утром, успели съездить на оптовые базы на Каланчевке.

Покупать нужно именно там: местный бригадир Лешка по прозвищу то ли Добролет, то ли Доброхот (к единому мнению собеседницы корреспондента сайт так и не пришли) – человек серьезный и держит дело в ежовых рукавицах. Хотя на разных направлениях есть свои особенности, принцип один и тот же: приходишь на базу, закупаешь товар у бригадира или знакомых бригадира, едешь работать. Бригадиру идет процент с выручки – не менее 30.

Сама торговля начинается после утреннего часа пик. "Счастливые часы" наступают сразу после того, как основная масса проедет по маршруту "работа – дом" или обратно. Заработать за день можно до трех – пяти тысяч рублей грязными, но это заработки настоящих профи, новичкам таких денег не заработать.

Те же цифры озвучивают и на станции Царицыно. "Царики", или "Цари", – такой же пункт сбора, только уже Курского направления. На вокзалах торговцы не собираются, там гоняют.

Моя собеседница работает на Курской ветке несколько лет. Здесь ей "даже нравится", потому что "ниже конкуренция": коробейников действительно меньше, чем на "трехвокзальных направлениях".

– Лишних людей здесь нет, – рассказывает торговка. – Я работаю время от времени, зависит от моего мужчины: если у него есть деньги, я не работаю.

– Но это же не лучшая работа… Столько грязи, швали вокруг, вы же женщина, – говорю я.

– Воровать я не согласна. А проституткой быть не могу из моральных принципов. Вот ты пойдешь на склад за семнадцать тысяч работать?

– Но есть же образование, можно по специальности работать…

– Образование! Вообще, у меня много специальностей, – торговка начинает пересказывать мне свой длинный трудовой путь: кроме складов, она учила детей и написала обзор для журнала "Авторевю". Она глядит на меня веселым, задорным взглядом и объясняет, что я неправильно работаю:

– Нельзя говорить, что ты журналист. С тобой не будут говорить. Если кто узнает, потом не дадут торговать ведь. Ты лучше скажи, что работу ищешь. Хотя с таким еврейским лицом…

Действительно, мне никто так и не поверил. Женщины с Ярославской ветки послушали мои уверения в том, что я безработный студент, и посоветовали мне играть на гитаре. На худой конец – просить милостыню беженцем с Донбасса. "Сейчас им хорошо дают", – уверяли они.

Согласно статье 14.1 КоАП Москвы о запрете торговли в неустановленных местах физическое лицо может быть оштрафовано на сумму от двух до пяти тысяч рублей. Аналогичная статья в законе Московской области предусматривает штраф для продавцов в размере от 4 до 5 тысяч рублей.

Как пояснили в ЦППК, на данный момент РЖД не дает разрешений на торговлю в 6000-х маршрутах (т.е. обыкновенных электричках)..

Музыканты и попрошайки

Электричка мерно летит к Купавне, где, по словам еще одного собеседника, живет Тигран, один из бригадиров Горьковского направления.

– Добрые, милые люди! Простите, что обращаюсь к вам такой молодой, – голос с легким кавказским акцентом сдавлен болью и стыдом. – Моему сыночку срочно требуется операция. Мы переселенцы, приехали с Украины, сыну попал снаряд. Денег на лечение добиться у российских властей не можем, дома тоже никому не нужны, – голос становится все выше, почти переходя в рыдания.

Они идут по вагону, то и дело преклоняя головы, – худой, небритый кавказец с каким-то документом в руке и мальчик лет семи-восьми.

Деньги дают хорошо – наверное, каждый третий. Стоит им уйти, как тут же, только с другой стороны, появляются два музыканта: седой гитарист и молодой вокалист. Гитара плачет в такт молодому: "Очарована, околдована, с ветром в поле когда-то повенчана…"

– Веселых песен в электричках не поют, особенно под гитару, лучше уж что-нибудь душевное, чтобы проняло, – объясняет мне певец, пока он курит в тамбуре. – Вот если б попрошайка не подрезал, заработали бы хорошо.

– Что значит "подрезал"?

– Он залез на нашу электричку с другого конца и подчистил все. Так не делают. Дальше пойдем, где он прошел, – уже ничего не соберем.

– А так сколько получается?

– Рублей семьсот с электрички. У попрошаек побольше. Особенно у тех, которые с детьми.

Музыканты уходят, поезд останавливается в Купавне. Тигран должен быть в палатке с фруктами, рядом с перроном, но фруктов нет: у закрытого павильона молодая девушка продает тюльпаны. Я говорю ей, что ищу работу у Тиграна. Она уходит в павильон и возвращается через минуту с пожилым армянином. Тот внимательно слушает мою байку про безработного студента, которому удобно работать в электричке, оценивающе разглядывает и говорит, что работы сейчас нет:

– Сам не знаю, что делать, брат. Павильон даже закрыл, такое время. Менты гоняют, конкуренты гоняют.

Тигран считает, что бизнес в электричках нужен – люди искали работу, и они ее находили: "каждый занимается тем, чем может".

– Страна встала на рыночные рельсы и едет по ним. Спрос рождает предложение, как говорится. Ты же студент, должен знать. А значит, и мы будем ездить по этим рельсам, – говорит он. – Приходи через пару месяцев, летом подработаешь.

По случаю Кубка конфедераций в пригородных электричках гоняют торговцев. Их становится меньше, но лишь временно. Этот вид торговли гораздо более живучий, чем снесенные ларьки.


ВЛАДИМИР РУВИНСКИЙ


Коробейники торговали в московских электричках, кажется, всегда. Торговали они в 1980-е при столичном градоначальнике Валерии Сайкине - коммунисте, в 1990-е при уже мэре Гаврииле Попове - демократе, при Юрии Лужкове - крепком хозяйственнике. Нулевые, говорят продавцы, были лучшими годами стихийной торговли в электропоездах.

При Сергее Собянине, урбанисте и реноваторе, торговля в электричках тоже не исчезла, хотя объемы уже не те - стихийная уличная коммерция попала в опалу.

В эти дни новый удар по коробейникам нанес футбол. Россия с 17 июня по 2 июля 2017 года впервые проводит у себя матчи Кубка конфедераций - репетицию, как считается, чемпионата мира.

«Полиции сейчас стало много, точки у вокзалов, где мы берем товар, трясут,- говорит один из постоянных продавцов, пожелавший сохранить инкогнито под именем Сергей.- В электричках появились скрытые полицейские патрули, в них, кстати, узбеки ходят. Ловят продавцов, штрафуют - тех, кто их не знает в лицо. Но мы-то знаем!»

Считается, что торговля в электричках совсем запрещена. Еще в 2007-м Минтранс выпустил приказ о правилах перевозок, в котором говорилось, что запрет на торговлю может вводить перевозчик. Московская Центральная пригородная пассажирская компания (ЦППК) распространила этот приказ на себя, что трактовалось как полный запрет на торговлю с рук в электричках.

Но 19 декабря 2013 года Минтранс издал новый приказ - №473, в котором о торговле в поездах не было ни слова. Возникла юридическая коллизия. Каких-то специальных лицензий, разрешений на торговлю не существует. Но те, кто зарегистрировались как индивидуальные предприниматели, торговать в электричках в принципе могут. Закон им это не запрещает.

Мало кто из продавцов в электричках, конечно, оформляется как индивидуальный предприниматель. Но торговле это не мешает.

«Несанкционированная торговля в обычных электропоездах есть, и искоренить ее крайне сложно,- сообщила пресс-служба ЦППК.- С начала 2017 года в компанию поступила 91 жалоба на несанкционированную торговлю в поездах и 14 - на остановочных пунктах».

Следить за законностью торговли в электричках могут только полицейские, для которых это административный и денежный ресурс. Так считает Алексей Петропольский, гендиректор юридической компании Urvista, среди клиентов которого - владельцы продаваемых в электричках товаров:

На каждом вокзале есть свое отделение, которое занимается крышеванием этого бизнеса. За каждый день торговли кто-то в ГУВД, кто занимается охраной конкретной линии, получает ежемесячно деньги от тех торговых агентов, которые пускают туда в электрички торговцев.

По его оценке, по каждому железнодорожному направлению полиция получает в месяц сотни тысяч рублей. Одновременно полицейские могут штрафовать продавцов в электричках для отчетности, особенно во время усиления мер безопасности в ходе международного кубка по футболу.

Кто торгует


В электричках, идущих с Ярославского вокзала, самого массового пригородного направления, на ближайших станциях продавцов нет (футбол же, усиление). Картина меняется, если отъехать чуть подальше.

«Я сварщик, работал в Москве, Калуге, но меня часто кидали, да и здоровье уже не то, чтобы работать по профессии,- объясняет продавец, торгующий книгами, который, прежде чем заговорить, долго изучал журналистское удостоверение.- У нас много пожилых, у кого проблемы с ногами, со здоровьем».

Среди продавцов действительно часто встречаются люди предпенсионного или пенсионного возраста. Есть и сравнительно молодые, на вид 35–40 лет. Кто-то работает семейными парами. Многие насторожены, разговаривать о работе отказываются: «Деньги любят тишину». Кто-то работает так годами.

Я встречал, например, человека, который семь лет продавал в вагонах «Рубаи. Полное собрание» Омара Хайяма, все так же декламируя: «Мы больше в этот мир вовек не попадем,/ Вовек не встретимся с друзьями за столом./ Лови же каждое летящее мгновение/ - Его не подстеречь уж никогда потом». Покупали, правда, после 2014-го у него неохотно.

Уходить из этого довольно нервного бизнеса люди не спешат.

«В среднем торговец в электричке в месяц зарабатывает 25–35 тыс.»,- утверждает Алексей Петропольский. Это больше, чем, по официальным данным Росстата, получала половина работающих взрослых россиян в 2016 году (23 тыс. руб.- медианный доход без учета, конечно, теневых заработков). Но такой доход возможен, если работать постоянно.

«Торговцы - это часто люди без прописки, без определенного места жительства,- говорит Петропольский.- Таким образом они сводят концы с концами. Или приезжают работать сезонно из средней полосы. Это люди зачастую за чертой бедности».

Но есть и те, для кого это приработок к очень скромной пенсии.

Ежедневно в столицу электричками, по оценкам ЦППК, приезжают 1,5 млн жителей пригородов. Сколько среди них торгующих, сказать сложно, так как рынок этот нестабильный.

В 2008 году один из продавцов говорил журналу «Коммерсантъ-Деньги», что

общее число торгующих по вагонам пригородных электричек в Московской области - примерно 300–350 человек, а ежедневный оборот этого рынка - $12–14 тыс., или более $4,5 млн в год.

С тех пор торговля упала, выручка тоже, но, по всей видимости, не число продавцов. «По моим оценкам, этот рынок в Москве и области исчисляется несколькими сотнями человек»,- предполагает Алексей Каневский, председатель комитета по экономике московского отделения объединения мелкого бизнеса «Опора России». Юрист Петропольский полагает, что продавцов по Москве и области намного больше - тысячи.

Чем торгуют


Печатная пресса в электричках была самым дешевым товаром, который сегодня заменили ручки и мешочки с лавандой

Фото: Василий Шапошников, Коммерсантъ

Продавцы, как они не раз рассказывали журналистам, закупают или берут на реализацию товар на складах рядом с вокзалами или на оптовых рынках, разбросанных по Москве. Выглядит все это как сетевая торговля: продавец взял товар у агента, тот - у крупного поставщика. Товар, как правило, китайский. Но откуда он берется?

В электричках я купил, в частности, цветные хлопчатобумажные женские носки фирмы с женским именем «Амина» (три пары по 100 руб.). А также за 200 руб. игрушку для успокоения нервов - спиннер, про которую на коробке указывалось лишь, что она Made in China. Ни названия и адреса производителя, ни данных импортера - они обязательны, если товар ввезен из-за границы,- на коробках и пакетах не было.

На другой паре женских носков производителем значилось ООО «Лиана» со ссылкой на китайский сайт iskramachine.com (читается как Is Kr Ama Chine), зарегистрированный в Пекине.

«Утверждать нельзя, но это, судя по всему, черный импорт, то есть ввезенный в РФ полностью нелегально»,- рассуждает в прошлом топ-менеджер крупного «магазина на диване», продававшего в нулевые товары из Китая, в частности на ТНТ.

Таких товаров без легальных маркировок мне попалось немало. Попадается и товар, представляемый как российский, но тоже сделанный в Китае. Это те же носки или, например, ткань для термозаплаток, на которой напечатана только инструкция по применению (продавец призналась, что товар китайский).

«Думаю, что в электричках реализуется в основном товар азиатского производства,- рассуждает Алексей Каневский из “Опора России”.- Потому что он значительно более конкурентоспособен по цене по сравнению с российским производителем».

Спиннер, вертолет, носки, карандаши для чистки утюга и одежды - все это можно купить в вагоне дешевле, чем в магазине

Впрочем, в России немало кустарных производств, на которых, например, шьют трикотаж. Ткани, правда, тоже китайские. «Проще всего не только какой-нибудь клей, носки, но и упаковку на русском для него заказать в Китае. Там напишут все, что хочешь»,- говорит бывший топ-менеджер «магазина на диване».

Продается в электричках и внешне легальный товар. Я купил пятновыводитель Udalix (35 г) за 100 руб., на коробке было написано, что его производят в Тамбове. Оптовые фирмы в интернете такой же пятновыводитель предлагали по 58 руб., московские магазины - по 105 руб., а сайт телемагазина TopShop - по 599 руб. Разница - 600–1000%. Такая же наценка и у китайских товаров.

Юрист Петропольский напоминает:

Надо понимать, что на любой товар, купленный с рук в электричке, наценка от производителя до покупателя - около 1000%. Мухобойка - 150 руб., ее цена в Китае - максимум 15 руб.

Это не предел. Бывший топ-менеджер телемагазина утверждает: «Можно любую трехкопеечную фигню, придумав хорошую историю, показать по телевизору и продать за тысячу долларов».

Собеседник в отделе продаж Udalix, представившийся Владимиром, пояснил, что пятновыводитель действительно российского производства: «У нас одна фирма - одна продает в Москве, другая производит в Тамбове. Но там вы его не купите. У нас там ничего не продается».

В Москве у фирмы оптовый склад, с которого товар развозится по всей России (пятновыводитель, как указано на его сайте, продается во многих регионах РФ). Минимальная партия - 5 тыс. руб.

«Этот продукт на вокзалах уже продают лет девять точно,- говорит он мне как потенциальному покупателю.- В электричках делали на нем 20 тыс. чистыми в месяц, на ярмарках - под 40 тыс. Если ставить на продажи грамотных, обученных консультантов, можно больше продавать. А мы еще не просто продаем, но и обучаем, как его эффективно продавать».

Откуда товар


Получается, что один и тот же товар продается в телемагазинах, на рынках и ярмарках. По словам юриста Петропольского, за этим стоят одни и те же люди.

На вершине этой пирамиды - импортеры-поставщики. «Те, кто везет товар из Китая, растаможивают его всерую, не поштучно, а на вес,- говорит Петропольский.- Эти люди имеют самый большой навар, это долларовые миллионеры».

Ступенью ниже находятся владельцы оптовых складов (это могут быть и сами импортеры). «У нас по Москве есть сеть складов, куда поставляется китайский товар, который потом реализуется»,- поясняет юрист.

По его словам, занимаются этим коммерсанты, которые находят дешевый, но, по их мнению, востребованный товар. Они закупают его и привозят в шоу-румы. Там товар берут агенты, у них - сеть продавцов, которым по объявлениям предлагают «легкий заработок».

Самих агентов в Москве и области - сотни. «У них две схемы торговли,- поясняет Петропольский.- Агенты, которые отдают на реализацию или через свои сайты, или колл-центры, подключенные к рекламе на радио. Либо ищут людей, которые распространяют все это через электрички».

Третий вариант: с этих же складов товары продаются и через телемагазины. «“Магазин на диване” - это способ рекламы через телевидение, ее может делать любая фирма, купив время и поставив свой ролик»,- соглашается бывшая сотрудница такого магазина. По ее словам, продажи в электричках - часть этой же системы: «Просто ходят и такими же методами, как в телевизоре, все впаривают».

Разницу в цене того же пятновыводителя Udalix можно объяснить дополнительными расходами на маркетинг. К тому же продавцы на рынках получают не процент с проданного, а установленные зарплаты, с товаров платятся худо-бедно какие-то налоги. Плюс нужно платить за аренду помещения: у метро это минимум 10 тыс. руб. за 1 кв. м в месяц.

«А здесь человек за свое присутствие в электричке должен платить 5–15 тыс. руб. в месяц»,- говорит Петропольский.

«Такие накрутки в телемагазинах не потому, что затраты на телевидение велики, а просто продажи такие позволяют делать огромные наценки»,- говорит бывшая сотрудница «магазина на диване».

Продавцы в электричках могли бы покупать товар, например, через AliExpress. Цены там ниже, чем на складах в России. Конечно, промышленными партиями ввозить через эту площадку товары в РФ не получится, так как если ее стоимость превышает €1 тыс., а вес - 30 кг, то нужно платить пошлину до 30% от стоимости товара.

Но коробейники не пользуются этим каналом и при закупках малыми партиями. Во-первых, торговля в электричках - дело сезонное, посылки ждать долго, к тому же нужно иметь электронные средства платежей (карту или электронные кошельки).

Но главное в другом, считает Петропольский: «Самое главное для продавца - у него нет понимания, как договориться с полицией на местах, чтобы просто торговать. Найти, где брать дешевле, он бы смог, но он не сможет платить те входные билеты, которые платят полиции агенты. Поскольку они собирают со всех и единоразово платят. А торговать другим товаром продавец просто не имеет права, иначе экономика у агентов, которые его ставят на эту точку, рушится».

Почему покупают


Для большинства пассажиров покупки в электричке - это не насущная необходимость, а эмоциональная реакция

Время от времени власти и ЦППК грозят то полностью запретить коробейников, то ввести непомерные штрафы, то утвердить перечень разрешенных для торговли товаров. Торговля в электричках давно бы сама умерла, если бы пассажиры не продолжали покупать, несмотря на общее недовольство явлением. Людьми при этом движет не просто желание купить какой-то товар.

Занять себя в электричке особо нечем, пространство ограничено, на любой станции не сойдешь. В поездах преобладает рутина, скука. Люди, вынужденные ехать час-два, впадают в полусонное состояние, цепенеют, кто-то дремлет. Кто-то уходит с головой в смартфоны.

«Торговля в электричках - там есть драматургия продукта, когда показывают, как это работает. При этом важен акт социальной коммуникации. И здесь дело не в том, что мне это надо срочно, а в том, что возникает тип диалога. И покупка в данном случае - это не удовлетворение потребности в консюмеристском смысле слова, а что-то другое»,- говорит экономический социолог Евгения Надеждина из НИУ ВШЭ.

Разнообразие в дорожную скуку вносят не только торговцы, но и музыканты. За внимание пассажиров и тем, и другим приходится конкурировать с гаджетами

Причин покупок может быть несколько, в зависимости от товара и того, как его представляют. Евгений Бойченко из МИРБИС считает:

С помощью покупки пассажир реализует главную потребность - развлечение. Второе: цена покупки несущественна. Товары недорогие, а значит, и риск невелик. Третье: это товары, которые в значительной степени относятся к незапланированной покупке, но в которых есть потребность.

Например, шариковая ручка. Мне все равно нужно ее покупать. То, что эти товары относятся к запланированным покупкам, но не на сегодня».

Такое объяснение подходит для стандартных товаров, которые составляют большую часть ассортимента. Ручки, тетрадки, обложки для документов, книги, клей, рюкзаки, кошельки. Есть и сезонные товары - веники для бани, средства от комаров, иногда мороженое (пивом давно не торгуют).

Продают все эти товары по накатанной схеме, начиная с вежливого и в меру радостного приветствия. Но механизм в таких покупках, возможно, другой. В электричках человек оказывается не в мире обезличенных товаров в супермаркете или торговом центре, отмечает Евгения Надеждина, а в наполненном людьми месте. И, возможно, продается не столько сам товар, его качества, сколько презентация, социальные и смысловые посылы.

Сейчас люди, судя по всему, покупают только самый необходимый товар. Не зря одни продавцы транслируют пассажирам напускной позитив, кто-то просит, чтобы купили. Некоторые продавцы надевают ленты с символикой флага РФ или георгиевские ленты. Кто-то, продавая товар, обращается к религиозным мотивам. Покупка может быть и завуалированной формой милостыни.

«Мы сидим в вагоне, я покупаю не товар,- рассуждает Евгений Бойченко.- Мне нравится, как он сделал это шоу, мы покупаем не товар, а даем заработать человеку, он старается». Но бывают и особые случаи.

«А вот и я! Не ждали?!» - в вагон врывается полный мужчина. Пассажиры вздрагивают. «Хочу предложить вам новый уникальный товар! - торжественно кричит закрепленный у него на поясе портативный динамик.- Незаменимый для похода в гости!» Мужчина обводит всех торжествующим взглядом и продолжает: «Чтобы не тянуться к тарелкам, расположенным далеко от вас, нужно что? Правильно! Телескопическая вилка. Представьте только себе: вы за столом, а салат, аппетитная курица далеко. Телескопическая вилка придет вам на помощь!»

Чем экзотичнее товары, тем напористее и изобретательнее продавец. «Зачем ходить в лес? Там сыро и комары,- бойко тараторит женщина средних лет.- Теперь у вас есть уникальная возможность выращивать грибы в любом удобном для вас месте: на подоконнике, в подвале, на книжной полке и холодильнике, в гараже и спальне. Для этого нужно лишь немного земли и споры грибов - это уникальная разработка российских ученых! Теперь не нужно шарить по кустам! Проснулись и - раз! - срезали гриб! Вкусный и экологически чистый, что немаловажно».

Уличная торговля с рук, расцветшая в 90-е, сегодня все еще кормит большое число людей. По мнению Алексея Петропольского,

От начала пирамиды до продавцов по всей России в этой отрасли заняты под миллион человек. Ты четко понимаешь, сколько заработал, и это подкупает многих. Продал товар - и тысяча рублей твои. По сути, так и Uber работает.

Этот бизнес, а по сути - каскадное распределение добытого товара, выгоден всем сторонам (пока этот бизнес в тени).

«Рынок существует просто по инерции, мне кажется,- говорит Алексей Каневский.- Он потихоньку сходит на нет сам по себе». Закрыть или запретить его невозможно - если только люди не откажутся покупать дешевую китайскую чепуху.

Несколько часов назад забрал образец первой партии сборника «Продажи на прокачку». Ну, думаю, прежде чем «бойцов в бой бросать» надо самому попробовать попродавать … Купил билет на17:00 часовой Спутник, сел в первый вагон, жду, когда поедет, вспоминаю песню Высоцкого: «Страаашно, аж жуть!» :)

Поезд трогается. Первый вагон маленький какой-то и в нем одни тетки сидят, всего 3-5 мужчин более или менее похожих на целевую аудиторию. Иду во второй и сходу толкаю «пламенную речь» :

«Уважаемые пассажиры! Я предлагаю деньги!

Деньги для вас и вашей компании. Деньги в виде продаж. Продажи нужны всем, от продаж зависит ваша зарплата .

Посмотрите! у меня в руках сборник видеозаписей «Продажи на прокачку». Теперь не нужно ходить на дорогие семинары и покупать много книжек, достаточно купить один сборник с 10 видеозаписями семинаров о продажах.

Прекрасный подарок

Для Вашего удобства наиболее семинары записаны не только в видео, но и в MP3 формате. Для прослушивания аудио в транспорте по дороге с работы и домой, чтобы вам не мешали такие продавцы, как я.

10 полезных семинаров по продажам всего за 200 рублей. Кто заинтересовался - обращайтесь»

Занавес! Победное дефиле вдоль вагона с речью: «10 семинаров всего за 200рублей». Несколько заинтересованных взглядов и………….. ни одной продажи!!! Жаль не получилось с каждого вагона всего за 2 минуты заработать по 140рублей «навара», а как хотелось! :)

Ладно, не беда, я и раньше думал, что продажа будет через 1 вагон. Захожу в следующий, а он заполнен на 1/4 на 3 свободных всего одно занятое. Так, стоп! еще один вагон без продаж я уже не переживу, что-то я делаю не так.

Работа над ошибками:

  1. время не то, народ не тот, надо ехать в «прайм-тайм»
  2. AIDA в электричке другая, тут заголовок должен быть не броским «предлагаю деньги» (на это заявление никто не отреагировал), а понятным, например, «Видеозаписи семинаров по продажам»
  3. спич не понятен (я тестировал на «не профи», они - не поняли, а я подумал, потому что не в теме). Ошибка, надо спич делать понятным для ребенка.

Итоговый "рабочий" вариант:

«Уважаемые пассажиры! Я предлагаю сборник видео семинаров по продажам!

Продажи нужны всем, от продаж компании зависит ваша зарплата .

Посмотрите! у меня в руках сборник из 10 видеозаписей тренингов и семинаров по продажам. Теперь не нужно платить много денег за дорогие семинары и покупать много книжек. Достаточно приобрести 1 сборник с 10 семинарами о продажах.

Прекрасный подарок для босса и для продавцов. В рознице такой диск стоит 290рублей! У меня - всего 200!

Для Вашего удобства семинары записаны не только в видео, но и в MP3 формате. Для прослушивания аудио в транспорте по дороге на работу и домой.

10 полезных семинаров от лучших тренеров и консультантов России по продажам для менеджеров и руководителей. Всего за 200 рублей. Кто заинтересовался - обращайтесь».

Как думаете, что еще улучшить можно? Я ведь настырный, хочу заработать денег за один раз больше, чем любой другой распространитель! я еще пойду продавать!!! :)

Добрый день, уважаемые пассажиры! Прошу минуточку внимания... - этого достаточно, чтобы понять: сейчас тебе будут что-то впаривать или о чем-то просить. Может, расскажут о замечательной вещице, которая в магазине стоит в два раза дороже, а ты без нее как без рук. А может, просто разложат по сиденьям наклеечки с кошками и листком бумаги, где неровным почерком - просьба помочь слепоглухонемому инвалиду детства. Или жалостливую песню споют под скрипочку. Электричка - не просто средство передвижения, это и паперть, и концертный зал, и рынок. А для торговцев лето - вообще золотой сезон: за город едут дачники и просто любители отдохнуть на природе.

Попробовать себя в торговле решила и я.

Я ДЕМПИНГУЮ

Жарким воскресным днем в Химках сажусь в последний вагон поезда, идущего до Клина . У меня за спиной рюкзак с товаром - на скромную сумму в супермаркете куплены бумажные платочки, ароматизированные и обычные, а также гелевые и шариковые ручки.

По-моему, демпингую нещадно, но завышать цену не хочется - вдруг не возьмут. Предлагаю товар, а сама улыбаюсь во весь рот. Люди смотрят и улыбаются в ответ. Девочка лет двенадцати берет ароматизированные платочки, ее мама по-доброму ворчит: «Помаду вытирать можно и обычными!» - но не мешает.

Пожилая тетушка, от которой несет перегаром, берет у меня ручек на полтинник.

Сдачи не надо, - кивает головой.

А в соседнем вагоне уже работает конкурент. Высокий загорелый мужчина с выбеленными сединой висками бойко вещает о достоинствах электрической мухобойки. Жду, когда он закончит свой рассказ, и в тамбуре пытаюсь с ним поговорить.

Платочки такие никто не продает, только красивые, - бурчит он, не глядя в глаза. - Опасайся конкурентов! Удачи!

Но соперников не видно. На улице жара, в вагонах духотища. Платочки расходятся на ура.

ЯРМАРКА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Перед глазами мелькают вагоны и лица, я все еще улыбаюсь, но уже не так широко. Платочки и ручки берут, но чаще спрашивают расписание электричек, влажные салфетки и средства от комаров (а вот этим я не запаслась!). Это ходовые сезонные товары. Летом к ним можно отнести еще зонты, пластыри и точилки для лопат и ножей, а осенью - губки для обуви.

Милиционеров я видела только один раз, да и то они не обратили на меня внимания.

Выхожу на станции Поварово , подсчитываю выручку. Из 20 шариковых ручек осталась только одна, из 10 гелевых - тоже, из двадцати платочков - два. Потрачено было 120 рублей, на выходе получилось 172 рубля. На билет я не тратилась - ехала зайцем. Итог - 52 рубля за пару часов. Не густо, но лиха беда начало! Интересно, а как у других?

Артем, 20-летний студент-заочник (будущий налоговый инспектор), признался:

Я уже два года продаю точилки для лопат. Уходит около 30 штук в день. Если торговать ежедневно, в месяц получается больше 50 тысяч чистой прибыли.

БРАТСТВО НА КОЛЕСАХ

На следующий день снова сажусь в электричку, чтобы выпытать у «коллег» профессиональные секреты.

Опасайся конкурентов! - пугает меня коробейница тетя Люба. - Могут и с поезда скинуть, и в глаза чем-нибудь прыснуть. Сюда с улицы не попадают - только знакомые!

Да, конкурентов тут не любят. Зато те, кто работает «по понятиям», образуют настоящее братство. Торговцы закупаются строго на определенных точках. Это либо оптовые базы в Подмосковье (в городах Пушкино , Софрино ), либо Ярославские торговые ряды (между Ленинградским и Ярославским вокзалами). Закупка товара в определенном месте - второе условие работы в бригаде. Первое - знакомство или рекомендация. Стоимость товара на «базе» невелика. К примеру, точилка для лопат стоит 35 рублей, в поезде она продается за 100 рублей, а в магазине - за 240.

Все направления и даже перегоны давно поделены. Ленинградское направление, где я пробовала свои силы, не самое прибыльное. Лучше ездить с Ярославского вокзала: отсюда больше поездов. На этом направлении работают около 300 человек. Каждые 5 - 6 минут пассажирам предлагают новый товар.

У торговца есть свое расписание, поэтому продавцы однотипных товаров в поезде не пересекаются. Если коробейник опоздал на свою электричку, он созванивается с коллегами, чтобы знать, где они едут, и не мешать им. Контролеров они не боятся, хотя и ездят зайцами. По словам торговцев, с проверяющими они рассчитываются своими же товарами. И все контролеры знают своих коробейников в лицо.

Как такового «начальства» у продавцов сейчас нет. Необходимость в нем отпала: дикие времена разборок прошли. Но если одного из коробейников обидят, разбираться придет целая толпа. Они почти как мушкетеры: один за всех, и все за одного.

А проблемы с милицией возникают? - спрашиваю у тети Любы.

Нет - если платишь аккуратно. Те, кто продает мелочевку, отдают пару тысяч рублей в месяц. Неофициально, конечно. А вот, например, с продавцов электрошокеров милиция берет больше - 20 тысяч рэ ежемесячно.

Под конец Люба даже показала мне значок - фигура какой-то статуи на голубом фоне. Осторожно достала из сумки, как какой-то тайный символ. Примерно так и оказалось.

Это милиционеры нам такие дают, - объяснила она. - Значит, платишь вовремя. И если кто-то из них привяжется - просто показываешь этот значок: мол, отцепитесь, у меня все проблемы решены...

Понятно, что в милиции меня заверили: ни о каких значках тут не слышали. А я подумала: почему бы не легализовать этот рынок торговли с рук? Коробейники могли бы платить «налоги» не милиции, а вполне легально, в казну, а пассажиры получили бы хороший сервис в пригородных поездах, где сервиса нет никакого. Сейчас же деньги идут мимо кармана государства, люди работают как умеют, а недобросовестные стражи порядка кормятся с их не самого легкого труда.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!