Какие интересы были у дубровского. Характеристика Дубровского из романа «Дубровский»

Пушкина. Сколько поколений с увлечением читают его, сочувствуя, сопереживая и негодуя вместе с автором и главными героями! Более того - можно уверенно заявить, что интерес к роману не угаснет со временем.

Типология произведения

Тип (вернее, жанр) его можно отнести и к семейному, и к социально-бытовому, и авантюрно-приключенческому, и любовному, и историческому. Критики-литературоведы долгое время не могли прийти к мнению о том, повесть это или именно роман? И вообще, насколько завершены сюжетные линии, сформированы личности героев, раскрыт конфликт - для нас так и останется неизвестным. Ведь произведение, датированное 1833 годом, нашли в рукописях писателя. Пушкин его - он предполагал дать дальнейшее развитие судьбам персонажей. И всё же, изданный в 1841 году, роман вызывает живейший интерес у поклонников настоящих художественных произведений, особенно у подростков и юношей.

История создания

В основе романа лежит история, напоминающая драматические события из трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта». Вражда двух семейств, ставшая причиной несчастной любви молодых представителей родов Троекуровых и Дубровских, однако, перенесена Пушкиным на отечественную, русскую почву. И предыстория её кроется не столько в средневековых преданиях, сколько в современной нашему поэту действительности. О событиях, которые в романе описаны, узнал писатель от своего приятеля Нащокина. Тот рассказал однажды о мелкопоместном дворянине Островском (характеристика Дубровского, точнее Дубровских - отца и сына, совпадает по многим деталям с его историей и указывает, что именно данный человек стал прототипом обоих героев), который долгое время вёл с соседом земельные тяжбы. Но так как его противник был богаче и влиятельнее, он выжил Островского из стен собственного дома. И тот, возмущённый несправедливостью судей и властей, сколотил из своих крестьян банду разбойников, грабя других помещиков.

Прототипы и художественный вымысел

На этом, пожалуй, Дубровского-старшего и Дубровского-младшего с их прототипом заканчивается. Пушкин, естественно, изменил фамилию героев, ввёл в историю авантюрный сюжет, новых персонажей, любовную линию. И разбоем, собственно, занимается младший представитель семейства, тогда как обижен был старший. Причём Владимир - не обычный грабитель-злодей. Он - разбойник поневоле, по несчастному стечению обстоятельств. Это, скорее, жертва роковых сил, нежели сознательный борец за справедливость, грозное возмездие всем власть имущим. Да и противник Андрея Гавриловича и Владимира, барин Троекуров, описан весьма живо, колоритно, чего не было в версии Нащокина. Ну и, наконец, название повествования. У Пушкина роман озаглавлен датой начала написания. А «Дубровский» - вольная версия издателя.

Два приятеля

Действие в произведении приходится на 20-е годы 19-го столетия. Завершается спустя полтора года от начала описываемых событий. С первых же строк романа перед нами разворачиваются картины жизни провинциальных русских помещиков: их неторопливый уклад, характерные детали быта, заботы и забавы. Характеристика Дубровского Андрея Гавриловича и Троекурова Кирилы Петровича, с которыми нас знакомит автор, строится по принципу противопоставления, или контраста. Они и в самом деле очень разные во всём, начиная от и заканчивая взглядами на жизнь.

«Меж ними всё рождало споры…»

Начнём с того, что Кирила Петрович Троекуров был весьма богат и влиятелен. На всю округу славился он зажиточными, крепкими деревнями с вышколенными крепостными. Крестьяне боялись барина до смерти, но и кичились ним, по рабской своей психологии, перед таким же «братом-крепостным» других помещиков, не столь высоко взлетевших. Характеристика Дубровского-старшего иная. Он принадлежит к роду, не менее знатному и старинному, но давно обедневшему. И если Троекуров, будучи военным, вышел в отставку в почётном звании генерал-аншефа, что принесло ему немало привилегий и почестей, то Андрей Гаврилович вернулся из гвардии всего лишь небогатым поручиком. Владеет он Кистенёвкой - небольшой деревушкой в несколько десятков неказистых, покосившихся крестьянских изб с прилегающими к ней полями, и берёзовой рощей.

Нравственные качества

Одного богатство и власть развратили, воспитав в нём непомерную гордыню и презрение ко всем, стоящим ступенькой ниже на социальной лестнице. Характеристика старшего Дубровского в этом плане иная. Он тоже горд, но эта гордость развилась в нём от ущемлённого самолюбия и бедности. Именно в них кроется причина напускного высокомерия, повышенного требования уважения к себе окружающих. Бедность же развила в герое обострённое и справедливости. И тут опять сравнительная характеристика Дубровского и Троекурова указывает на нравственное превосходство первого. Не терпя унижения сам, Андрей Гаврилович никогда не опускался до подобного обращения с другими. Даже крепостные не лицемерно лебезят перед барином, внутренне замирая от ужаса, а относятся к нему с искренним почтением. Недаром не хотят они идти «под Троекурова», предпочитая участь беглых разбойников.

«Они сошлись…»

Однако характеристика Дубровского из романа «Дубровский» и Кирилы Петровича имеет некоторые точки соприкосновения. Оба, как мы уже установили, служили в армии и гордились этим. Оба женились по большой и искренней любви, оба вскоре стали вдовцами с малыми детьми на руках. Правда, если в Андрее Гавриловиче мы можем предположить столь сильные и романтические чувства, то в душевность Кирилы Петровича верится с трудом. И всё же… О том, что он может любить глубоко, говорят отцовские отношения к Марье Кирилловне, которой Троекуров потакает во всех просьбах и капризах, хотя внешне и строг. Правда, чувства его слепы, прочно переплелись с самодурством, что и приведёт к трагедии в судьбе Маши. Краткая характеристика Дубровского жизненной истории (увы, но всё, что здесь сказано о героях, далеко не полный отчёт и их) близка, но не идентична: потеряв жену, герой в строгой нежности воспитывает «Володьку», единственного сына. Отправляя его от себя в Петербург, давая хорошее гвардейское образование и воспитание, на что тратится львиная доля скудных доходов, Андрей Гаврилович надеется, что его наследник окажется удачливее и счастливее. А когда Троекуров планирует брак отпрысков их семейств, старый поручик твёрдо отвечает: Владимир лучше женится на ровне, дворяночке бедной, но уважающей его, чем станет игрушкой в руках избалованной барыни.

Причина ссоры

Сравнительная характеристика Дубровского с Троекуровым была бы неполной, не упомяни мы об общей их страсти - охоте. Как ни разбирался в тонкостях её Кирила Петрович, но такого дотошного знатока, каким был Дубровский, ещё стоило днём с огнём поискать. За это Троекуров безмерно уважал бедного соседа, высоко ценил и привечал. Ни один выезд не обходился без него. А уж если по какой-либо причине отставной поручик отсутствовал, генерал-аншеф брюзжал, ругался, был недоволен всем и вся, и никакая охота не получалась. К тому же только Дубровскому он позволял держаться с собой на равной ноге, уважал за то, что приятель сам никогда не лебезил и не позволял с собою обращаться свысока. И всё же между соседями было тайное соперничество и предмет невольной зависти бедняка к богачу. Это - знаменитая псарня Троекурова, источник его законной гордости и чванства. И она же - несбыточная мечта Дубровского. Неосторожные слова псаря в адрес Андрея Гавриловича задели его дворянскую честь, а попустительство Кирилы Петровича усугубило обиду. Так и разбилась дружба, которой завидовал весь околоток. И началась вражда, затронувшая множество судеб и разбившая счастье двух молодых сердец - Маши и Владимира.

Роман «Дубровский» А.С. Пушкина является наиболее известным русским разбойничьим романом, созданном в духе популярного в Англии, Франции и Германии XVIII-XIX веков жанре литературного сочинения, в центре которого находится образ благородного разбойника.

В основе романа лежит мысль о моральном разложении русского дворянства и его противостоянии простому народу. Раскрыты темы защиты чести, семейного бесправия, крестьянского бунта.

История создания

Роман в 3-ех частях был начат Александром Пушкиным (1799 - 1837) после окончания работы над сочинением «Повести Белкина» осенью 1832 года.

Пушкин написал из задуманной трехтомной работы только 2 тома, второй из них был закончен в 1833 году, то есть работа над романом шла довольно быстро. Третий том так и не был начат.

Первая публикация сочинения состоялась спустя 4 года после гибели поэта на дуэли в 1841 году. Пушкин не оставил в рукописи названия романа и ему было предпослано название по имени главного героя «Дубровский».

Основой для произведения стал случай, рассказанный поэту его товарищем Нащокиным. Согласно рассказу помещик Островский, разоренный по вине высокопоставленного соседа, собрал своих крепостных и создал разбойничью банду. История заинтересовала Пушкина, как реалистичная основа для прозаического сочинения.

Анализ произведения

Основной сюжет

(Иллюстрация Б. М. Кустодиева "Троекуров выбирает щенят" )

Помещики Троекуров и Дубровский, отец главного героя Владимира, являются соседями и дружат. Ряд конфликтных ситуаций разводят друзей друг от друга и Троекуров, пользуясь своим особым положением, заявляет права на единственное имение соседа. Дубровский не в силах подтвердить свое право на имение и сходит с ума.

Приехавший из города сын Владимир находит отца при смерти. Вскоре старший Дубровский умирает. Не желая мириться с несправедливостью Владимир сжигает имение вместе с чиновниками, которые приехали оформлять его на Троекурова. Вместе с преданными крестьянами он уходит в лес и наводит ужас на всю округу, однако, не трогая людей Троекурова.

На службу в дом Троекуровых едет учитель-француз и благодаря подкупу Дубровский занимает его место. В доме врага он влюбляется в его дочь Машу, которая отвечает ему взаимностью.

Спицын опознает в учителе-французе разбойника, который обокрал его. Владимиру приходится скрываться.

В это время отец выдает Машу замуж за старого князя против воли. Попытки Владимира расстроить брак не дают успеха. После венчания Дубровский и его банда окружают карету молодых и Владимир освобождает возлюбленную. Но она отказывается идти с ним, так как уже обвенчана с другим.

Власти губернии делают попытку окружить банду Дубровского. Он решает прекратить разбой и, распустив верных ему людей, уезжает за границу.

Главные герои

Владимир Дубровский в творчестве Пушкина предстает одним из наиболее благородных и смелых героев. Он является единственным сыном своего отца, потомственного обедневшего дворянина. Молодой человек окончил Кадетский корпус и является корнетом. На момент новости об отобранном у отца имении Владимиру 23 года.

После смерти отца Дубровский собирает верных крестьян и становится разбойником. Однако, разбой его окрашен благородными тонами. Всеми жертвами банды становятся богатые люди, ведущие недостойный образ жизни. В этом образ главного героя во многом пересекается с образом Робин Гуда.

Целью Дубровского является месть за отца и она направлена на Троекурова. Под видом учителя Владимир селится в доме помещика и заводит хорошие отношения со всеми членами семьи, а в дочь Машу влюбляется.

О смелости и решительности Дубровского говорит случай в доме Троекурова. Оказавшись в шутку запертым в комнате с медведем, Дубровский не теряет самообладания и убивает медведя одним выстрелом из пистолета.

После встречи с Машей главная цель героя меняется. Ради воссоединения с возлюбленной Дубровский готов отказаться от стремления отомстить ее отцу.

Отказ Маши последовать за Дубровским после ее венчания с Верейским, а также облава на банду, заставляют Владимира отказаться от своих планов. Он благородно отпускает своих людей, не желая втягивать их в неприятности. Отказ от возлюбленной и бегство за границу свидетельствуют о покорности юноши и нежеланию идти против судьбы.

В существующих набросках к третьему тому прослеживается возвращение Владимира в Россию и попытки вернуть Машу. В связи с этим можно говорить о том, что герой не отказывается от своей любви, а лишь принимает желание возлюбленной жить согласно церковным законам.

(прим. от редакции -Кирила Петрович- не путать с Кириллом)

Троекуровв романе выступает главным отрицательным персонажем. Богатый и влиятельный помещик не знает границ в своем самодурстве, может шутки ради запереть гостя в комнате с медведем. При этом он уважает независимых людей, к которым относится отец Владимира Андрей Гаврилович. Их дружбе приходит конец из-за пустяков и самолюбии Троекурова. Решив наказать Дубровского за дерзость, он присваивает себе его имение, используя свою неограниченную власть и связи.

При этом образ Троекурова выстроен не только в отрицательных тонах. Герой, остыв после ссоры с другом, сожалеет о своем поступке. В его поведении Пушкин закладывает схему русского социального устройства, в котором дворяне чувствовали себя всесильными и безнаказанными.

Троекуров характеризуется как любящий отец. Его младший сын рожден вне брака, однако воспитывается в семье на равных со старшей дочерью Машей.

Преследование выгоды прослеживается в выборе мужа для любимой дочери Маши. Троекуров знает о нежелании дочери выходить замуж за старика, но организует свадьбу и не дает дочери сбежать с возлюбленным Дубровским. Это является отличным примером того, как родители пытаются устроить жизнь своих детей наперекор их желаниям.

Маша Троекурова на момент действия является 17-летней девушкой, которая воспитывается в одиночестве большой усадьбы, она молчалива и замкнута в себе. Ее главной отдушиной является богатая отцовская библиотека и французские романы. Появление в доме учителя-француза в виде Дубровского для романтической барышни перерастает в любовь, похожую на многочисленные романы. Правда о личности учителя не пугает девушку, что говорит о ее смелости.

Важно отметить, что Маша принципиальна. Обвенчавшись с нежеланным мужем - стариком-графом - Маша отвергает предложение Дубровского бежать с ним и говорит о своем долге перед супругом.

Цитаты

«… я терпеть шутки от Ваших холопьев не намерен, да и от Вас их не стерплю, потому что я не шут, а старинный дворянин. » —Андрей Гаврилович Дубровский (Старший Дубровский)

«Я понял, что дом, где обитаете вы, священ, что ни единое существо, связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию. Я отказался от мщения, как от безумства»

«Да, правда, зачем и ловить его. Разбои Дубровского благодать для исправников: разъезды, следствия, подводы, а деньги в карман»

«Ради бога, не трогайте его, не смейте его тронуть, если вы меня любите — я не хочу быть виною какого-нибудь ужаса» Мария Троекурова

«Вы разбогатели под моим начальством, каждый из вас имеет вид, с которым безопасно может пробраться в какую-нибудь отдаленную губернию и там провести остальную жизнь в честных трудах и в изобилии. Но вы все мошенники и, вероятно, не захотите оставить ваше ремесло»

Заключение

Произведение драматично по своей композиции и стоится на ярких противопоставлениях:

  • дружба и суд,
  • встреча главного героя с родными местами и смерть отца,
  • похороны и пожар,
  • праздник и ограбление,
  • любовь и побег,
  • венчание и сражение.

Таким образом, в основе композиции романа лежит конфликтный метод, то есть столкновение контрастных сцен.

Роман «Дубровский» Пушкина под оболочкой романтического сочинения содержит ряд глубоких размышлений автора о проблемах русского быта и устройства.

В основу романа Пушкин вложил историю, которая напоминает шекспировскую трагедию «Ромео и Джульетта». Несчастная любовь, разрушенная враждой между семействами. Действие разворачивается в 20-е годы 19 века. Автор достоверно описывает картины жизни русских провинциальных помещиков того времени, их уклад жизни, детали быта и многое другое. Характеристика героев построена методом контраста: Андрей Дубровский в романе «Дубровский» противопоставлен Кириле Троекурову.

Троекуров и Дубровский старший

На самом деле, бывшие друзья, были очень разными, начиная от положения в обществе, заканчивая своими жизненными позициями. Троекуров – влиятельный и зажиточный, Дубровский Андрей Гаврилович – бедный и не имеющий влияния в обществе. Кирила Петрович известен на всю округу своим богатством, вышколенными крепостными, которые его боялись до ужаса, но, одновременно, и радовались, что принадлежат такому влиятельному барину.

Андрей Дубровский совсем другой. Он не добился карьеры, принадлежал к обедневшему дворянскому роду. В его владении только одна небольшая Кистеневка с разрушенными домами да березовая роща.
Они разные и в нравственном плане. Троекуров – развращенный и презирающий всех и вся, особенно тех, кто по социальному положению находится ниже. Характеристика Андрея Дубровского совсем другая. Ему тоже присуще быть гордым, но его гордость иная. Она появилась от чувства бедности и ущемленного самолюбия. Этим можно объяснить завышенные требования к окружающим и показное самолюбие.

Отец Дубровского не терпит унижения, никогда никого не унижает, и, соответственно, требует от близких того же. Крепостные не лебезят перед ним, они его уважают и почитают. Ведь не просто же они предпочитают разбой, а не житье под крылом Троекурова.

В чем преимущество Дубровского

Несмотря на разность характеров и образ жизни Дубровский старший имеет с Троекуровым некоторую общность. Оба они служили и делали военную карьеру, оба гордились этим отрезком жизни. Своих жен они любили, в одно время стали вдовцами, у обоих остались маленькие дети. Но если в Андрее Дубровском можно предположить какие-то романтические черты, то в образе Троекурова этого нет. Но все-таки он тоже любит, пусть не так как Дубровский своего сына, свою малолетнюю дочь.

Дубровский нежно любит сына, отправляет того учиться в надежде, что тот добьется большего. Он отрицательно относится к планам Троекурова соединить детей в браке, так как считает, что тот должен выбрать себе жену по любви, которая будет его уважать и слушать.

Этот образ играет второстепенную роль в произведении, но без него автор бы не смог создать по-настоящему правдивой картины того времени.

Тест по произведению

Андрей Гаврилович Дубровский – один из повести А.С. Пушкина «Дубровский». Правда, произведение названо в честь его сына, но развитие сюжета было начато Дубровским-отцом. Это был дворянин старой гвардии, дворянин до мозга костей. В молодости он служил, участвовал в боевых операциях в русско-турецкой войне. В отставку вышел в чине поручика гвардии.

Внешне он был, скорее всего, светловолосый, как его сын, подтянутый высокий, красивый даже в старости. Когда его увидел , это был уже исхудавший, измученный болезнью, старик.

Образ Дубровского являет нам человека прямолинейного, честного, гордого даже в бедности. Когда-то Троекуров предлагал ему свое покровительство, но он отказался, понимая, что это покровительство сделает его зависимым. На слова Троекурова: «Коли в твоем Володьке будет путь, так отдам за него Машу; даром, что он гол как сокол». Андрей Гаврилович качал головой и отвечал обыкновенно: «Нет, Кирила Петрович: мой Володька не жених Марии Кириловне. Бедному дворянину, каков он, лучше жениться на бедной дворяночке, да быть главою в доме, чем сделаться приказчиком избалованной бабенки». В этих словах отражался характер Андрея Гавриловича.

Троекуров ценил в нем его прямолинейность и его охотничий талант. «…Без Дубровского, опытного и тонкого ценителя псовых достоинств и безошибочного решителя всевозможных охотничьих споров» Троекуров старался на охоту не выезжать.

Со своими крестьянами он был в меру строг и справедлив. От того они любили и почитали его, и готовы были защищать его от кого бы то ни было.

Из писем, которые читал Владимир, видно, что между его родителями существовали любовь, взаимопонимание и согласие. Письма матери были наполнены нежностью. Но умерла она рано, и Дубровский-старший никогда больше не женился. Не баловался он и с молоденькими крестьянками, подобно его приятелю, Троекурову.

По натуре он был вспыльчивым, нетерпеливым человеком. Его горячность и сыграла с ним злую шутку. Замечание псаря насчет житья до глубины души задело Дубровского, хотя он сам спровоцировал того своим высказыванием. Глубоко оскорбленный, он уехал из троекуровского имения и потребовал от Троекурова выслать ему псаря для наказания. Он не был жестоким человеком, но был суровым и хмурым. И, наверное, сумел бы поступить справедливо. Но тут нашла коса на камень. Троекурова взбесило требование Дубровского, которое даже с точки зрения дворянского этикета было грубым. Началась борьба дворянских гордынь – Дубровского и Троекурова.

Честный в душе, Андрей Дубровский не подозревал коварства от своего недавнего приятеля. И когда убедился в том, что Троекуров поступил с ним низко, был настолько расстроен, что даже заболел. Его рассудок помутился. Если бы не эта болезнь, он наверняка умел бы отстоять свое имение. Но перед лицом человеческой подлости он оказался слаб. Стресс, нервное перенапряжение спровоцировали удар, от которого он уже не оправился. Тем более что когда Троекуров ехал в имение к Дубровскому, чтобы помириться, Дубровский уже не верил в его порядочность и благородство мыслей. Он, очевидно, решил, что Троекуров едет, чтобы восторжествовать над ним, унизить его. От того он еще сильнее разволновался, и с ним случился инсульт, приведший его к смерти.

Андрей Гаврилович Дубровский – один из поместных дворян в романе «Дубровский», отец главного героя Владимира Дубровского , отставной поручик гвардии, друг и сосед Троекурова . Несмотря на то, что он с Троекуровым ровесник, рожден в одном сословии, воспитан в одном духе, этот помещик иначе относится к крепостным, имеет другие интересы и наклонности. Он не прозябает в пьянстве и обжорстве, не разбрасывается деньгами, не издевается над подневольными и не притесняет крестьян. Когда он заметил, что псам Троекурова живется лучше, чем слугам, он не хотел кого-то обидеть, а лишь высказал свое мнение по поводу отношения Троекурова к людям. Один из псарей, обидевшись, позволил себе надерзить Дубровскому, чем положил начало вражде между двумя друзьями.

В результате Андрей Гаврилович пал жертвой этого конфликта. Его смерть показала чувствительность этого персонажа. Ему было обидно, что имение Кистеневку отобрал ни кто иной, как его старинный приятель. Сам он никогда не позволил бы себе так поступить с товарищем. Хоть и был небогат. Ведь в его имении было всего 70 душ, но он жил всегда по законам сословия и с честью. У этого героя было сильно развито чувство собственного достоинства и гордость. В отличие от других помещиков он не лебезил перед Троекуровым и не принимал его «подачек» ни в первые годы проживания в поместье, ни потом. Если и ходил со всеми вместе на охоту, то неблагосклонно относился к разгульным попойкам. Не боялся вслух высказывать свое мнение. Андрей Гаврилович был олицетворением благородного помещика, который заботился не только о себе и своем кошельке, но и о крестьянах, вверенных ему.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!