Как сделать научно познавательный рассказ. Научно-познавательные рассказы льва николаевича толстого

Большую часть детской литературы составляет художественная проза и поэзия. Однако научно-техническая революция в обществе обеспечила развитие соответствующего вида литературы. Значение научно-познавательной детской книги в современном социуме существенно возросло.

Описание и классификация данной отрасли литературы выполнена Н.М. Дружининой. Цель научно-познавательной детской книги, - считает она, - воспитать умственную активность читателя, приобщить его к великому миру науки. Достичь данной цели помогают две разновидности научно-познавательной книги: книга научно-художественная и научно-популярная. Сравним их по способам достижения цели.

Научно-художественная книга развивает творческую любознательность ребенка, используя арсенал художественных средств: учит сопоставлять события, анализировать их, самостоятельно делать выводы, изображая общее в частном, типичное в индивидуальном, показывая процесс исследования проблемы, осмысливая отдельные познавательные элементы научной темы. Специфической формой обобщения в научно-художественной литературе является образ, используемый в увлекательном сюжетном повествовании, в художественном очерке, рассказе, сказке-несказке. Такие жанры оформляет художник-иллюстратор, подчеркивая в картинках к текстам воспитательную идею произведения. Типы книг по структуре: книга-произведение и книги-сборники.

Научно-популярная книга сообщает детям доступные знания в возможно более полном объеме, показывая общее в общем, типичное в типичном, опираясь на конечные результаты исследования мира, раскрывая определенную систему знаний в научной теме. Специфической формой передачи знаний является информация с использованием наименований, понятий и терминов, которая заключена в статьях, документальных очерках и рассказах. Такие жанры оформляют фотоиллюстрациями, документальными материалами, рисунки к ним выполняют художники-специалисты в определенной области научных знаний. Издаются научно-популярные произведения в книгах справочного типа, энциклопедиях, отраслевых словарях, в специальных сериях «Почемучкины книжки», «Знай и умей», «За страницами вашего учебника» и под. Научно-популярные издания дополняются библиографическими списками, схемами, таблицами, картами, комментариями, примечаниями.

Как пользоваться тем и другим типом изданий научно-познавательной книги? Способы чтения такой литературы должны соответствовать специфике и природе произведения. Научно-художественная книга требует целостного эмоционального восприятия, выявления познавательного материала в художественной канве произведения, в замысле автора. Книги справочного типа читаются выборочно, небольшими «порциями» текста, к ним обращаются по необходимости, с учебной целью, к ним неоднократно возвращаются и запоминают (записывают) основной материал.



Примеры научно-художественных книг: В.В. Бианки – «Рассказы и сказки», М.М. Пришвин – «В краю дедушки Мазая», Г. Скребицкий – «Четыре художника», Б.С. Житков – «Про слона», «Про обезьянку», Ю.Д. Дмитриев – «Кто в лесу живет и что в лесу растет», Е.И. Чарушин – «Большие и маленькие», Н.В. Дурова – «Уголок имени Дурова», Э.Шим – «Город на березе», Н. Сладков – «Лиса-плясунья», М. Гумилевская – «Как открывают мир», Л. Обухова – «Повесть о Юрии Гагарине», С.П. Алексеев – «Небывалое бывает» и др.

Примеры научно-популярных книг: «Детская энциклопедия» в 10 т., «Что такое? Кто такой? Спутник любознательных» для младших школьников, М. Ильин, Е. Сегал – «Рассказы о том, что тебя окружает», А. Маркуша – «АБВ» (о технике); Е. Каменева – «Какого цвета радуга» - словарь по изобразительному искусству; А. Митяев – «Книга будущих командиров», В.В. Бианки – «Лесная газета»; Н. Сладков – «Белые тигры», Г. Юрмин – «От А до Я по стране спорта», «Все работы хороши – выбирай на вкус»; А. Дорохов «Про тебя самого», С. Могилевская – «Девочки, книга для вас», И. Акимушкин – «Это все собаки», Ю. Яковлев – «Закон твоей жизни» (о Конституции); Энциклопедический словарь юного филолога, литературоведа, математика, музыканта, техника и т.п.

Целевое назначение научно-художественной литературы – воспитание таких человеческих качеств, как любознательность, познавательный интерес, активизация мышления, формирование сознания и материалистического мировоззрения. Научно-популярная литература пропагандирует знания о природе, обществе, человеке и его деятельности, о машинах и вещах, расширяет кругозор ребенка, дополняет те сведения об окружающем мире, которые он получил в школе и других образовательных учреждениях. Компонент художественности иногда так увлекает юного читателя, что он не осваивает знания, заложенные в тексте. Поэтому восприятие научно-художественной литературы сложнее для малыша, но интереснее. Восприятие научно-популярной книги легче, но эмоционально беднее. Авторы-популяризаторы знаний стремятся включать в свои тексты элементы занимательности.



Сравните научно-художественный рассказ М. Пришвина «Еж» и статью о еже из книги «Что такое? Кто такой?» При явной общности темы объем сведений о герое существенно богаче в энциклопедии: сообщается о внешнем облике животного, среде обитания, повадках, питании, пользе для леса и др. Дано четкое логическое определение виду животного, язык изложения материала о еже, как и положено в научной статье, - сжатый, строгого стиля, правильный, книжный, лексика терминологическая. Построение статьи: тезис – обоснование – выводы. В произведении Пришвина повествование о еже ведет рассказчик, который передает свое заинтересованное отношение и лесному зверьку. Рассказчик устраивает в своем жилище такую атмосферу, чтобы ежу казалось, что он на природе: свеча – это луна, ноги в сапогах – стволы деревьев, переливающаяся из посуды вода – ручей, тарелка с водой – озеро, шуршащая газета – сухая листва. Ежик для человека – индивидуальное существо, «колючий комок», маленькая лесная свинка, вначале испуганная, а потом – храбрая. Узнавание повадок ежа разбросано по сюжету: есть завязка, развитие действий, кульминация (еж уже устраивает в доме гнездо) и развязка. Поведение ежа очеловечено, читатель узнает, как ведут себя эти животные в разных ситуациях, что едят и какой имеют «характер». Собирательный «портрет» животного выписан выразительным художественным языком, в котором есть место олицетворениям, сравнениям, эпитетам, метафорам: например, фырканье ежа сравнивается со звуками автомобиля. В тексте есть прямая речь, инверсии и эллипсы, придающие предложениям сказовую интонацию устной разговорной речи.

Так статья обогащает знания ребенка информацией о лесном зверьке и призывает к наблюдениям в природе, а рассказ создает образ любопытного и активного животного, рождает любовь и интерес к «братьям нашим меньшим».

Мастером научно-познавательной детской книги был Борис Степанович Житков (1882-1938). О творчестве Житкова К. Федин сказал: «В его книги входишь, как ученик – в мастерскую». Житков пришел в литературу бывалым человеком, в 42 года, до этого был период накопления жизненного опыта. В детстве Борис Степанович Житков был личностью уникальной, о чем с удовольствием вспоминает К.И. Чуковский, учившийся с Житковым в одном классе 2-ой одесской гимназии. Чуковский хотел подружиться с отличником Житковым, так как Борис жил в порту, над самым морем, среди кораблей, у него все дяди были адмиралами, он играл на скрипке, которую ему носил дрессированный пес, у него была лодка, телескоп на трех ножках, чугунные шары для гимнастики, он прекрасно плавал, греб, собирал гербарий, умел завязывать узлы по-морскому (не развяжешь!), предсказывать погоду, он умел говорить по-французски и т.д. и т.п. Человек обладал талантами, многое знал и умел делать. Житков закончил два факультета: естественно-математический и кораблестроительный, он испробовал много профессии, а будучи штурманом дальнего плавания, повидал половину сторон земного шара. Он преподавал, изучил ихтиологию, он изобретал инструменты, он был «мастером на все руки», этот мальчик из интеллигентной семьи (отец - преподаватель математики, автор учебников, мать – пианистка). Кроме того, Житков с детства любил литературу и был прекрасным рассказчиком. Родственникам он писал такие письма, что их читали как беллетристику. В одном из писем племяннику Житков сформулировал по сути девиз полноценной школьной жизни: «Невозможно, чтобы учиться было трудно. Надо, чтобы учиться было радостно, трепетно и победно» (1924 г.).

«Что ж удивительного, что такой человек в конце концов берется за перо и, взявшись за него, сразу же создает беспримерные в мировой литературе книжки», - писал В. Бианки. Вся прежняя жизнь сделалась для Житкова материалом для творчества. Его любимые герои – люди, которые умеют хорошо трудиться, профессионалы, мастера. О таких циклы его рассказов «Морские истории», «О смелых людях». Вспомним его небольшие рассказы о красоте профессионального поведения людей: «Красный командир», «Наводнение», «Обвал». Создается экстремальная ситуация, из которой только люди высокой ответственности и знаний находят правильный выход. Девочка подавилась рыбной косточкой («Обвал»), доктор спешит на помощь, ему помогают преодолеть путь дорожные строители: расчистили обвал камней насосом–гидротараном. Помощь подоспела вовремя.

Житков, выбирая ситуацию для рассказа, рассчитывает сразу захватить читателя в эмоциональный плен, предоставить такой случай из жизни, в котором есть как моральный, так и практический урок. Надо знать, что делать, когда авария, когда людей унесло на льдине в море, когда отказал мотор, когда попал в поле в пургу, когда укусила змея и т.д.

Житков показывает производственные процессы печатания – «Про эту книгу», передачи телеграмм по проводам – «Телеграмма», особенности матросской службы – «Пароход». При этом он не только раскрывает содержание темы, но и выбирает мастерский прием ее подачи. Увлекательный рассказ о чистке палубы («Пароход») заканчивается неожиданно рассказом о трагическом случае, который произошел от чрезмерной чистки. В повествование включены сообщения о корабельных механизмах, о винте, якоре, портовой службе…

В рассказе «Про эту книгу» воспроизводится порядок действий с книгой в типографии: начинается с факсимиле (точная копия) рукописи книги, показан ее набор, верстка, корректировка, печатание, брошюровка, доработка… Житков придумал рассказывать о каждом этапе создания книги так: что было бы, если эту операцию пропустить, какие забавные несуразицы получились бы.

Композиционные находки отличают и рассказ о работе электрического телеграфа: это цепочка последовательных открытий. В коммунальной квартире одному жильцу надо звонить 2 раза, а другому – 4. Так простой звонок может стать направленным сигналом. А можно так договориться, чтобы целые слова передавать звонками. Такую азбуку уже придумали – Морзе. Но вот представьте себе: передают с помощью азбуки Морзе, точек и тире, буквы, слова… Пока до конца дослушаешь, начало забудешь. Что же надо делать? Записывать. Так пройден еще этап. Но человек может не успеть все записать – новое затруднение. Придумали инженеры, чтобы за человека это делала машина – телеграф. Так, начав с простого звонка, Житков привел читателя к познанию сложного телеграфного аппарата.

Писатель, как хороший педагог, в произведении чередует легкое и трудное, веселое и серьезное, далекое и близкое, новое знание опирается на прежний опыт, предлагаются приемы запоминания материала. Особенно важно это было делать в энциклопедии для дошкольников «Что я видел?». От лица пятилетнего Алеши-почемучки Житков ведет рассказ о том, как маленький гражданин постепенно познает окружающий его мир – дом и двор, городские улицы, отправляясь в поездки, узнает виды транспорта и правила путешествий, при этом что-то новое писатель сравнивает с уже известным, повествование пронизывает юмор, интересные детали наблюдений, эмоционально окрашивающие текст. Например, едут в автобусе Алеша и его дядя, встречаются на пути войска, отправляющиеся на маневры: «И все стали повторять: кавалерия идет. А это просто верхом красноармейцы ехали с саблями и с ружьями».

В детское чтение входят сказки и рассказы Житкова о животных «Храбрый утенок», «Про слона», «Про обезьянку», которые отличает богатство сведений и образная меткость. Несколько рассказов Житков посвятил детям: «Пудя», «Как я ловил человечков», «Белый домик» и др. Житков – настоящий просветитель детей, дающий знания с большим уважением к тем, кто их получает.

Вклад в развитие научно-познавательной книги ХХ века внес брат С.Я. Маршака – М. Ильин (Илья Яковлевич Маршак , 1895-1953), инженер-химик по первой специальности. В 20-е годы с заводской лабораторией из-за болезни пришлось расстаться, и Ильин успешно осваивает вторую профессию – беллетриста. Он ставит цель – показать детям, как человек овладевал тайнами природы, чтобы совершенствовать свой быт и труд. «В чем сила и значение образа в познавательной книге? В том, что он мобилизует воображение читателя на помощь способности рассуждать… образ делается совершенно необходимым, когда наука хочет стать доступной многим», - писал Ильин в одной из своих статей (1945 г.).

М. Ильин искал способы, в том числе и художественные, чтобы показать детям красоту науки, сделать достижения технического прогресса зримыми, яркими, увлечь детей открытиями, опытом и даже экспериментами. Знаменитый сборник «Рассказы о вещах» появился в 1936 году; это была история развития цивилизации в человеческом обществе: «Солнце на столе» - об освещении жилища; «Который час?» - об измерении времени; «Черным по белому» - о письме; «Сто тысяч почему?» - о вещах окружающей действительности: о доме, одежде, посуде…

Свою энциклопедию о вещах Ильин начинает с вопросов-загадок, чтобы вызвать чувство удивления и затем интерес: Что теплее: три рубашки или рубашка тройной толщины? Бывают ли стены из воздуха? Почему хлебная мякоть вся в дырочках? Почему по льду можно кататься на коньках, а по полу нельзя? и т.д. Перемежая вопросы с ответами, вызывая работу сердца и мысли, путешествует писатель с маленькими друзьями-читателями по комнате, по улице, по городу, удивляя и восхищая их творениями рук и ума человека.

В предметах он открывает образную суть: «Главное свойство пружины-упрямство»; «Стирать белье – это и значит стирать с него грязь, вроде того, как мы стираем резинкой написанное на бумаге»; «Люди умирали, а предания оставались. Мы потому-то и называем их «преданиями», что они передавались от одного человека к другому». Такие комментарии заставляют читателю всмотреться и вслушаться в корневое значение слов, развивают внимание к языку. Утверждение «Не шуба греет человека, а человек – шубу» - начало, толчок процессу мышления ребенка: почему так? Человека Ильин сравнивает с печкой, производящей тепло, которое шуба призвана сохранять.

Вместе с женой Елена Александровной Сегал Ильин составил еще одну книгу энциклопедического типа о сложном мире машин, техники, изобретений – «Рассказы о том, что тебя окружает» (1953 г.), «Как человек стал великаном» (история труда и мысли человека, история философии для подростков, 1946), «Как автомобиль учился ходить» - (история автотранспорта), «Путешествие в атом» (1948), «Преобразование планеты» (1951), «Александр Порфирьевич Бородин» (1953, об ученом химике и композиторе).

Показывая преображение жизни человека, Ильин не мог не касаться роли государства и политики в этом процессе («Рассказ о великом плане» - о пятилетних планах развития советского государства). Просветительская часть книг Ильина не устарела, а все, что связано с публицистикой, - имеет тенденцию терять актуальность. Ильин показал читателям поэзию знаний, и это в его творчестве имеет непреходящую ценность.

Классиком научно-познавательной детской книги является Виталий ВалентиновичБианки (1894-1959). «Весь огромный мир кругом меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. Я их буду открывать всю жизнь, потому что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире», - писал В.В. Бианки. Он признавался, что любит природу, как волк, и рассказывал про этого волка сказку: «Спросили однажды Сороку: «Сорока, Сорока, ты любишь природу?» - «А как же, - затарахтела Сорока, - да я без леса жить не могу: солнце, простор, свобода!» Спросили и Волка о том же. Проворчал Волк: «Откуда я знаю, люблю природу или нет, я о том не гадал и не думал». Поймали тогда охотники Сороку и Волка, посадили их в клетку, подержали там подольше и спрашивают: «Ну, как жизнь, Сорока?» - «Да ничего, - отвечает стрекотунья, - жить можно, подкармливают». Хотели о том же Волка спросить, да глядь, а Волк-то издох. Не знал Волк, любит ли он природу, он просто жить без нее не мог…».

Бианки родился в семье ученого орнитолога, биологическое образование получал в домашних условиях, а затем в петербургском университете.

С 1924 года Бианки написал для детей свыше двухсот произведений разного жанра: рассказы, сказки, статьи, очерки, повести, заметки фенолога, сочинял викторины и полезные советы, как вести себя в природных условиях. Самая объемная его книга, написанная совместно с учениками, - энциклопедия времен года «Лесная газета», а в 1972-74 годах издано собрание сочинений Бианки для детей.

Бианки – знаток естествознания, природовед и природолюб, который с научной точностью передает дошкольникам и младшим школьникам энциклопедические знания о жизни на земле. Часто делает это он в художественной форме, используя антропоморфизм (уподобление человеку). Разработанный им жанр он назвал сказка-несказка. Сказка – потому что животные разговаривают, ссорятся, выясняют, чьи ноги, чей нос и хвост лучше, кто чем поет, чей домик наиболее удобен для проживания и под. Несказка – потому что, рассказывая историю о том, как муравьишка домой спешил, Бианки успевает сообщить о способах передвижения различных насекомых: гусеница выпускает ниточку, чтобы спуститься с дерева; жук перешагивает вспаханные борозды в поле; водомерка не тонет, потому что на ее лапках есть воздушные подушки… Насекомые помогают муравью попасть домой, так как с заходом солнца муравьиные норы закрываются на ночь.

Каждая сказка, каждый рассказ Бианки активизируют мышление и просвещают ребенка: служит ли хвост у птиц для украшения? Все ли птицы поют и почему? Как может сказываться жизнь сов на урожайности клевера? Оказывается, можно опровергнуть выражение «медведь на ухо наступил» про человека, не имеющего музыкального слуха. Писателю известен «Медведь – музыкант», играющий на щепке пня, как на струне. Именно такого смышленого зверя встретил медвежатник (охотник на медведей) в лесу. Неуклюжий с виду Топтыгин показан умелым и ловким. Такие образы запоминаются на всю жизнь.

Рассказчик-натуралист учит ребенка наблюдать и изучать явления природы. В цикле «Мой хитрый сынишка» герой-мальчик на прогулке с отцом узнает, как выследить зайца, увидеть тетерева. Бианки - мастер портретирования животных: выпи, удода, вертишейки («Первая охота»), перепелок и куропаток («Оранжевое Горлышко»), мастер диалога между животными («Лис и мышонок», «Теремок»), мастер изображения необычных ситуаций: маленькая белка напугала большую лису («Бешеный бельчонок»); медведь извлекает музыку из пенька («Музыкант»).

Детский писатель и художник-анималист Евгений ИвановичЧарушин (1901-1965) изображает любимых героев - звериных детенышей: медвежат, волчат, щенков. Любимый сюжет – встреча малыша с миром. Не прибегая к приему антропоморфизма, писатель передает состояние героя в определенных событиях его жизни и делает это добродушно, с юмором Чарушинский Никитка (ныне художник Н.Е. Чарушин) и другие мальчики (Петя и Шура в «Страшном рассказе») также, через игру и страхи, набираются жизненного опыта общения с большим миром. Основной сборник Чарушина так и называется «Большие и маленькие».

Знаменитое изречение «Охранять природу – значит охранять Родину» принадлежит Михаилу Михайловичу Пришвину (1873-1954). Свой приход в литературу в 33 года писатель называл счастливой случайностью. Профессия агронома помогала ему знать и чувствовать землю и все, что на ней растет, искать нехоженые тропы – неизученные места земли, постигать всех, кто живет в природе. Пришвин размышлял в дневниках: «Почему я все пишу о животных, о цветах, о лесах, о природе? Многие говорят, что я ограничиваю свой талант, выключая свое внимание к самому человеку… Я нашел для себя любимое занятие: искать и открывать в природе прекрасные стороны души человека. Так я и понимаю природу, как зеркало души человека: и зверю, и птице и траве, и облаку только человек дает свой образ и смысл».

Создавая образы природы, Пришвин не очеловечивает ее, не уподобляет жизни людей, но олицетворяет, ищет в ней нечто чудесное. Значительное место в его произведениях занимают описания, сделанные с искусством фотографа. Увлечение фотографией он пронес через всю жизнь, 6-томное собрание сочинений Пришвина проиллюстрировано его фотоснимками – такими же поэтичными и загадочными, как и тексты.

Короткие произведения Пришвина можно назвать стихотворениями в прозе или лирическими заметками. В книге «Лесная капель» зарисовка картинки из жизни зимнего леса состоит из одного предложения: «Удалось услышать, как мышь под снегом грызет корешок». В этой миниатюре вдумчивый читатель оценит каждое слово: «удалось» - выражает радость автора по поводу того, что ему доверена одна из тайн природы; «услышать» - в зимнем лесу стоит такая тишина, что кажется нет в нем жизни, однако надо прислушаться: лес полон жизни; «мышь под снегом» - это целый образ секретной, скрытой от глаз человека жизни, у мыши дом – норка, запасы зерна что ли кончились или погулять вышла норушка, но она «грызет корешок» дерева, питается замершими соками, жизненные проблемы свои решает под толстым снежным покровом.

Как путешественник Пришвин объездил земли русского севера: об этом книга «В краю непуганых птиц», содержащая этнографические сведения; о Карелии и Норвегии – «За волшебным колобком»; азиатским степям посвящена повесть «Черный араб», Дальнему Востоку – повесть «Жень-шень». Но проживал Пришвин в сердце России, в подмосковных лесах, и среднерусская природа была ему дороже всего – почти все книги о «золотом кольце России»: «Корабельная чаща», «Лесная капель», «Календарь природы», «Кладовая солнца»…

Сборник «Золотой луг» (1948 года) объединил многие детские рассказы писателя. Рассказ «Ребята и утята» показывает вечный конфликт больших и маленьких; «Лисичкин хлеб» - о прогулке в лес за дарами природы; «Еж» попал в гости к человеку; «Золотой луг» о цветах одуванчиках, что растут на лугу и живут по солнечным часам.

Сказка-быль «Кладовая солнца» рассказывает о детях-сиротах войны сороковых годов Насте и Митраше. Брат и сестра живут самостоятельно и с помощью добрых людей. Не занимать им мужества и смелости, раз ходят они на страшное Блудово болото за клюквой, главной ягодой тех мест. Красота леса увлекает детей, но и испытывает. Сильная охотничья собака Травка помогает попавшему в беду мальчику.

Во всех произведениях Пришвина проводится глубокая философская мысль о единении, родстве человека с природой.

Как Гайдар придумал благородную игру в тимуровцев, так Юрий ДмитриевичДмитриев (1926-1989) придумал игру в «Зеленый патруль». Так называлась книга, которую он написал, потому что некоторые мальчишки, придя в лес, разоряют птичьи гнезда и не знают, чем заняться полезным. Захотелось научить ребят охранять природу, защищать ее.

В 60-е годы Дмитриев стал писателем, в 80-е был удостоен Международной Европейской премии за произведения о природе «Соседи по планете». К. Паустовский писал о ранних рассказах Дмитриева: у него «левитановское зрение, точность ученого и образность поэта».

Библиотечная серия для младшего школьного возраста с пометкой «научно-художественная литература» представлена объемной книгой «Здравствуй, белка! Как живешь, крокодил?» (избранное). Под одной обложкой собрано несколько циклов рассказов, повестей:

1) «Рассказы старичка–лесовичка» (Что такое лес); 2) «Сказки про Мушонка и его друзей»; 3) «Обыкновенные чудеса»; 4) «Маленькая повесть про Боровик, Мухомор и многое другое»; 5) «Таинственный ночной гость»; 7) «Здравствуй, белка! Как живешь, крокодил?»; 8) «Хитрецы, невидимки и разные родители»; 8) «Если посмотреть вокруг…»

Цикл, давший название всей книге, имеет подзаголовок «Рассказы о том, как животные разговаривают друг с другом». У животных свой язык движений, запахов, свиста, стука, крика, танца… О выразительности «разговора» самых разных, мелких и крупных, безобидных и хищных животных рассказывает автор.

Цикл о хитрецах и невидимках – это рассказы о том, как животные защищаются, мимикрируя в природе, приспосабливаясь к окружающей среде. «Если посмотреть вокруг…» - глава о насекомых: стрекозах, бабочках, пауках. Нет полезных и вредных насекомых, есть нужные или вредящие человеку, поэтому он их так называет. Появляется собирательный персонаж Мишка Крышкин, который ловит и губит всех, кто слабее его. Юннаты учатся различать насекомых и относиться к ним объективно.

Ю. Дмитриев в своих книгах защищает тех, кого легко обидеть в природе, - муравьев, бабочек, червяков, пауков и под., рассказывая об их пользе земле, траве, деревьям, о том, чем они могут быть интересны людям.

Неутомимые путешественники Ю. Дмитриев, Н. Сладков, С. Сахарнов, Г. Снегирев, Э. Шим считали себя учениками Бианки и во второй половине ХХ века создали замечательную природоведческую библиотеку для младших школьников. Каждый шел своим путем. Сладков в продолжение «Лесной газете» создал «Подводную газету» о жизни обитателей водоемов; очень активно использует для изучения природы технические средства подводного плавания, фоторужье, то есть аппарат с объективом большой силы увеличения, магнитофон и т.д., но также, как учитель, он любит жанры рассказа и сказки-несказки, в которых тропы, образность, притчевые, переносные смыслы слов слиты со строгой реалистичностью изображения.

Детскую морскую энциклопедию составил С.В. Сахарнов, получив за нее несколько международных наград. Его рассказы об экзотических животных эмоциональны и удивительны. Книги Г.Я. Снегирева увлекают читателей чудесными открытиями, знанием законов природы. В детскую литературу приходят писатели, имеющие ученые степени, - Г.К. Скребицкий, работник зоопарка В. Чаплина; многосторонне образованные - Г. Юрмин, и специализирующиеся на любимых темах - А. Маркуша, И. Акимушкин… А все вместе создатели научно-познавательной детской книги о природе выполняют экологическую миссию, воспитывают у детей внимательное и бережное отношение к окружающему миру.

Одно из самых сложных научно-художественных направлений в детской литературе – историческая книга . Историческая проза складывается из произведений историко-биографического и родиноведческого цикла. Для детей и молодежи издаются специальные серии «ЖЗЛ», «Маленькая историческая библиотека», «Легендарные герои», «Дедушкины медали» и под.

Писателей интересуют те события в прошлом нашей Родины, которые можно назвать переломными, важнейшими, и те судьбы исторических персонажей, в которых раскрывались черты национального характера, особенности патриотизма. Учитывая возрастные потребности читателей, писатели придают рассказам и повестям приключенческий, авантюрный характер, выбирают такой фактологический материал, который может иметь воспитывающее значение.

Историзм мышления присущ многим писателям-классикам. Читая произведения на тему детства, мы узнаем много важного о той эпохе, в которую живет герой, ибо исторический фон и частная жизнь персонажа всегда неразрывно связаны (В. Катаев, Л. Кассиль и др.).

Часто история в изложении для малышей носит легендарный характер. Литератор С.М. Голицын (1909-1989) знакомит детей с прошлым России («Сказание о белых камнях», «Про Бел-горюч камень», «Сказание о земле Московской») в стиле старинных былин (обратите внимание на первое слово в заглавии книг). Становление русской государственности показано с использованием летописных источников знаний.

Писатель и художник Г.Н. Юдин (1947) начал свой литературный путь с книги «Букваренок», созданной в системе игрового обучения грамоте. Книга «Птица Сирин и всадник на белом коне» явно навеяна славянской мифологией. Егорий-мастер, художник 16 в., живет во времена Ивана Грозного. Юдин через язык дает почувствовать читателю дух эпохи, сообщает обычаи, обряды, песни того времени. Еще одно направление творчества писателя – житийная литература. Он пишет для подростков книги о легендарных святых – Илье Муромце, Сергие Радонежском и др. Сюжеты включают апокрифы (неканонические религиозные тексты, пересказанные народом), православные молитвы, философские суждения.

В детское чтение входят: рассказ В. Яна «Никита и Микитка », в котором показана Москва времен Ивана Грозного, боярский быт, учение детей в историческом прошлом; повесть Ю.П. Германа «Вот как это было » о блокаде Ленинграда во время Великой Отечественной войны; рассказы о героях той войны А. Митяева , А. Жарикова , М. Белаховой .

Богатую историческую библиотеку для младшего школьника создал Сергей ПетровичАлексеев (1922 г.р.). До Великой Отечественной войны 1941-45 годов он был летчиком. «Может быть, боевая профессия научила его не бояться высоты, каждый раз стремиться к взлетам все более решительным и дерзким», - писал об Алексееве С.В. Михалков. Действительно, замысел его, бывшего летчика и педагога, создать произведения о каждом крупном историческом событии нашей родины в рассказах для самых юных читателей требует большой отваги. Замысел был реализован в течение всей жизни и также в то время, когда Алексеев служил главным редактором журнала «Детская литература». Перечислим его основные книги исторической библиотечки: «Небывалое бывает» (о Петровских временах), «История крепостного мальчика» (о крепостном праве), «Птица-слава» (о войне 1812 года, о Кутузове), «Рассказы о Суворове и русских солдатах», «Жизнь и смерть Гришатки Соколова» (о Пугачевском восстании), «Грозный всадник» (о Степане Разине), «Идет война народная» (о Великой Отечественной войне)…

Его «Сто рассказов из русской истории» удостоены государственной премии и входят в хрестоматии как тексты для программного чтения в младших классах общеобразовательной школы.

Успешным является такой метод подачи исторического материала, который устраивает всех: и юных читателей, и педагогов, и родителей. Писатели воспроизводят события, точные факты, включая в сюжет конкретных реальных и вымышленных героев. Графичность описаний, динамизм повествования отвечают специфике детского восприятия искусства, облегчают детям восприятие текста. Торжество добра, справедливости и гуманизма в произведениях, оценка истории через призму современности делает сложные исторические книги Алексеева близкими детям, а историю – сопереживаемой. Так и воспитываются патриотические чувства юного читателя.

Начальные классы

Урок-исследование: сравнение научно-познавательной статьи и художественного рассказа

Ломец Елена Геннадьевна,

учитель начальных классов высшей квалификационной категории

ГУО «Средняя школа № 9 г. Слуцка»

Русская литература (литературное чтение)

Тема: 1) научно-познавательный рассказ «Луна»; 2) рассказ В.Горькова и Ю.Авдеева «Луна».

Цели: сравнение и анализ научно-познавательного и художественных рассказов; нахождение их отличительных черт и особенностей.

Задачи: повторить отличительные признаки научно-познавательного рассказа; учить анализировать, сравнивать, делать выводы; развивать монологическую речь учащихся, их воображение, память; формировать интерес к литературе разных жанров.

Оборудование: выставка энциклопедий по теме «Космос», таблица «Отличительные признаки научно-познавательного рассказа и художественного произведения», карточки для сравнительного анализа рассказов, стикеры «Звёздочки».

Ход урока

I Организационно-психологический момент

Ученик читает стихотворение «Родная планета»

Вверх взлетим, как ракета.

Вниз полетим, как комета.

Мы к звёздам стремились и к свету,

Теперь на родную вернёмся планету.

Есть девять планет, но эта –

Третья от Солнца планета –

Родная наша Земля.

Широка и привольна она!

Здесь шумят и леса, и поля.

Никогда не наскучит она!

II Сообщение темы и целей урока

– Сегодня у нас не обыкновенный урок, а урок-исследование. Вспомните, что означает слово «исследование»? / изучение, поиск, опыты, наблюдение…/

– Так как мы с вами работаем над проектом «Космос», тема нашего исследования на уроке такова (запись на доске ): сравнение и анализ научно-познавательного текста и художественного рассказа.

Цель: найти отличительные черты научно-познавательной рассказа в сравнении с художественным рассказом.

III Актуализация знаний. Викторина (за правильный ответ ученик наклеивает себе звёздочку)

СЧИТАЛОЧКА

Отправляются ракеты

На любую из планет.

Раз, два, три, четыре, пять.

Назовите, что хотите –

Весь на выбор небосклон:

Есть Венера, есть Юпитер,

Марс, Меркурий и Плутон.

Кому выпадет водить –

Раз, два, три – ракета ждёт.

Начинается отсчёт:

Пять, четыре – небосвод,

Три – нацелился пилот,

Два, один – вниманье, ВЗЛЁТ!

1. Что такое космос? / это всё, что существует: Солнце, Земля, Луна, планеты, звёзды, кометы/

2. Какие отличительные черты космоса вы знаете? / нет кислорода, существует невесомость/

3. Какой цвет неба в космосе? / чёрный/

4. Что такое звёзды? / это громадные газовые шары, температура которых достигает нескольких тысяч градусов/

5. Сколько звёзд известно учёным? / 200 млн./

6. Какие бывают звёзды? / гиганты, карлики/

7. Какая звезда самая крупная в нашей системе? / Солнце/

8. Сколько планет в Солнечной системе? / 9: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон/

9. Какая планета ближе всех к Солнцу? / Меркурий (бог торговли)/

10. Как называют вторую планету? /Венера/

11. Дайте название красной планете. Почему её так называют? / Марс, бог войны/

12. У какой планеты имя бога морей? / Нептун/

13. Какая планета самая далёкая? / Плутон/

14. У какой планеты есть множество колец? / Сатурн/

15. Назовите планеты-гиганты. / Сатурн, Юпитер/

16. Какая планета самая горячая? Холодная? Почему? / Меркурий, ближе всех к Солнцу; Плутон, дальше всех от Солнца/

17. Какая планета самая большая? / Юпитер/

18. Какая планета может быть видна даже днём? / Венера/

19. У чего есть корона? Из чего она? / у Солнца; облако газов/

20. Как называется наша Галактика? / Млечный путь/

21. Сколько существует созвездий? / 88/

22. Как называют созвездие в виде перевёрнутого ковша? / Большая медведица/

23. Что такое комета? / огромная глыба из камня и льда/

24. Что такое орбита? / траектория, по которой движется планета/

25. Что такое спутник? / небольшие небесные тела, которые вращаются вокруг планет/

26. Назови спутник Земли. / Луна/

27. Как называется прибор для изучения звёзд и планет? / телескоп/

28. Как называется здание, из которого ведутся наблюдения за космосом? / обсерватория/

29. Какой цвет имеет Земля, если на неё смотреть из космоса? / голубой/

30. Назовите имя первого космонавта и дату его полёта в космос. / Юрий Гагарин; 12 апреля 1961 года (в этом году отмечалось 50-летие первого паллета в космос)/

31. Назовите имя первой женщины-космонавта. / В.Терешкова/

32. Назовите имена космонавтов-белорусов. / Пётр Климук, Владимир Ковалёнок/


IV Отличительные признаки научно-познавательного рассказа и художественного произведения (ученики называют, на доске «открываются» окошки таблицы)

Научно-познавательный рассказ

Художественное произведение

· Название

· Не всегда указывается автор

· Нет сюжета

· Научные сведения и факты

· Название

· Есть сюжет

· Художественная выразительность

V Физкультминутка «Кто на месяце живёт»

Месяц по небу плывёт.

Кто на месяце живёт? (ходьба на месте )

Там гуляет хитрый лис,

Он на землю смотрит вниз. (наклоны вперёд на несколько секунд )

Машет лис своим хвостом,

Серебрится мех густой. (машут руками за спиной )

А вокруг летают звёзды,

Залетают к лису в гости. (машут руками перед собой )

Кто садится на кровать,

Кто на стул, а кто на шкаф,

Кто на кресло, кто на стол,

Кто на полку, кто на пол. (приседания )

Ну, и мы давайте сядем

И откроем-ка тетради. (возвращаются за парты )

VI Работа с текстами. Заполнение карточки сравнения рассказов. Работа в парах.

– Чтобы достигнуть цели нашего исследования мы должны подробно проанализировать рассказы, которые читали дома, и заполнить карточки для сравнения.

1. Чтение текстов:

Луна

Луна – естественный спутник Земли. Она движется вокруг Земли и обходит её кругом один раз за месяц.

Луна в несколько раз меньше Земли.

Луна сама не испускает света. Она, словно зеркало, отражает свет Солнца.

На Луне нет воздуха и воды, поэтому люди там не живут.

На Луне можно увидеть светлые и тёмные пятна. Светлые – это лунные моря. На самом деле в этих морях нет ни капли воды. Раньше люди этого не знали, поэтому и назвали их морями. Тёмные пятна – это ровные участки (равнины).

Вся поверхность Луны покрыта толстым слоем пыли. На Луне всюду видны лунные кратеры (ямы), которые образовались от ударов метеоритов – камней, упавших из космоса.

На поверхности Луны днём стоит жара до 130 градусов, а ночью – мороз – 170 градусов.

Луна

/В. Горьков, Ю. Авдеев/

Ближайший сосед Земли, точнее, не сосед, а её спутник в бесконечном космическом пространстве – это Луна.

Древние люди наделяли Луну волшебными свойствами. С Луной связывали удачу на охоте, урожай в поле, победу на войне и даже здоровье. Луну воспевали в стихах, ей поклонялись как божеству, её изображали на боевых знамёнах.

Наблюдая за луной, люди не переставали изумляться, как она, будто в сказке, то росла от узенького серпа до круглого яркого диска, то постепенно убывала, пока не исчезла совсем. А через некоторое время всё повторялось, и конца этому не было. Задумались люди: «Может быть, по Луне можно отсчитывать время?» И они создали календарь, по которому стали вести счёт неделям и месяцам.

Человек ещё только мечтал слетать на Луну, а учёные уже подсчитали до неё расстояние. Велико ли оно? Если сделать шары размером с Землю и поставить их друг на друга, то тридцатый коснётся Луны.

Луна сравнительно невелика. А большой она кажется потому, что расположена ближе других небесных тел.

ПОЧЕМУ ЛУНА – СПУТНИК?

В астрономии спутником называется тело, которое вращается вокруг большего по размерам тела и удерживается силой его притяжения.

Искусственные спутники – это созданные человеком космические аппараты, вращающиеся вокруг Земли или другой планеты. Их запускают с различными целями: для научных исследований, для изучения погоды, для связи.

Луна – единственный естественный спутник Земли, зато такой большой и близкий!

Она видна невооружённым глазом лучше, чем любая планета в телескоп . Телескопические наблюдения и крупные фотографии показывают, что её красивая поверхность не ровная и чрезвычайно сложная. В бинокль хорошо видно, что Луна – шар. На Луне видны тёмные пятна, которые называют морями. Но в них нет ни капли воды.

Активное изучение естественного спутника Земли началось с 1959 года. Для всестороннего её исследования были запущены космические зонды, автоматические межпланетные станции. И до настоящего времени космические аппараты приносят немало информации для работы селенологов (учёных, изучающих Луну). Много загадок хранит в себе наш спутник. Долгое время люди не видели его обратной стороны вплоть до 1959, когда автоматическая станция «Луна-3» сфотографировала невидимую сторону лунной поверхности. Позднее на основе снимков были составлены карты поверхности луны.

Как прекрасен этот мир! Каким необычайно красивым сделал его Творец!И, как же много мы еще не знаем о нем… Сколько тайн и секретов хранят в себе океаны, джунгли, пустыни и даже крошечные муравейники, которые нам кажутся такими обычными и ничем не примечательными!

Давайте все вместе отправимся в удивительное путешествие по нашей планете, чтобы увидеть ее красоты! И, сейчас мы заглянем в гости к пчелам…

Из этого познавательного рассказа для детей вы узнаете, зачем пчелки заготавливают мед, как устроены их семьи, зачем пчеловодам «доспехи», как в старину люди защищали драгоценное лакомство от медведей и еще много-много чего интересного!

И, конечно, говоря о маленьких полосатых труженицах, невозможно умолчать о меде! Поэтому, мы и о нем расскажем удивительные факты.

Это, поражающий воображение рассказ, об удивительной цивилизации маленьких существ, к которым мы так привыкли, что уже перестали замечать. И, между прочим, зря! Ведь, это одни из самых загадочных насекомых на нашей планете! Мы просто уверены, что прочитав этот познавательный рассказ, вы узнаете много нового!

Мария Пригожина

Познавательные рассказы

Предисловие

Жил-был мальчик по имени Кирилл. Он очень любил читать. И не только сказки, но и научно-познавательные книги -- о звёздах и планетах, о животных и растениях, о природных явлениях и много ещё о чём. Друзья то и дело его расспрашивали, и он всегда всем отвечал, да не просто так, а с подробными объяснениями. -- Ты, наверное, большим учёным будешь, -- говорили ребята, получив ответ на очередной вопрос. -- Почему обязательно учёным? -- удивлялся Кирюша. -- Просто мне интересно обо всём узнавать. Каждый должен уметь разбираться в вещах, которые нас окружают. Не только мальчики и девочки приходили к Кириллу со своими вопросами о природе, о космосе, о нынешних и прошлых обитателях земли, но и сами эти обитатели иногда заглядывали и тоже о чём-нибудь спрашивали. А потом друг другу о тех встречах пересказывали. Хотя как они могли спрашивать и пересказывать? Ведь животные не умеют разговаривать! Но если умели бы, то обязательно спросили бы. Возможно поэтому Кирюша немного приукрасил некоторые из историй, просто чтобы интереснее было. Так появились познавательные рассказы.

Рассказ 1. Почему паук не насекомое

Рассказ 2. Шоколадное дерево

Пришёл к Кирюше в гости маленький мальчик Саша, который в соседней квартире жил. Он очень любил всякие сладости, особенно шоколадки, а его мама их от него прятала, чтобы не переел и не заболел какой-то непонятной страшной болезнью под названием "Аллергия". Саша по этому поводу переживал и, о чём бы ни говорили, всегда вспоминал о шоколадках. -- Если б не Ал-лер-гия, -- сокрушался он, -- я мог бы хоть целыми днями шоколадки жевать! И зачем их сделали и вкусными и вредными одновременно? -- Об этом ты спроси у шоколадного дерева, -- усмехнулся Кирюша. -- Ха-ха-ха! -- расхохотался Саша. -- Шоколадное! Оно что, из шоколада сделано? Ещё скажи, от него можно кусочки коры отрезать, кушать и чаем запивать. Тебя послушать, так и конфетное дерево есть! -- Есть, -- подтвердил Кирюша. -- Конфеты, которые на нём растут, по вкусу изюм напоминают. А шоколадное дерево, конечно, не из шоколада, но из его семян шоколадки делают. Добавляют сахар, молоко, орехи, изюм и прочее. Много всякого можно добавить, но главное в любом шоколаде -- семена шоколадного дерева, какао-бобы. А ещё есть земляничное дерево, и растут на нём ягоды, очень на землянику похожие. Маленький Саша так и ушёл к себе домой с открытым ртом -- наверное, забыть боялся о сказочном шоколадном дереве. Оно ему потом ночью приснилось и очень вежливо извинялось за Аллергию.

Рассказ 3. Зачем кефир пьют вечером

Один мальчик по имени Славик не любил кефир. И каждый раз, когда вечером мама наливала ему полную чашку этого кислого напитка, Славик морщился, капризничал и требовал конфеты. -- Перед сном только кефир, -- говорила мама и конфеты не доставала. -- Но почему? -- спрашивал Славик. -- Почему самой последней едой вечером должен быть именно кефир? -- Не знаю, -- призналась мама. -- Спроси у кого--нибудь ещё. Зашёл как-то Славик к Кирюше и увидел у него множество интересных вещей и книг. -- Ты так много читаешь, -- сказал Славик. -- Может быть, знаешь, зачем кефир пьют вечером и без конфет? -- Конечно, знаю, -- ответил Кирюша, -- об этом в книжках написано. Кефир хорош тем, что в нём полезные микробы живут. Они очень слабые, плохо приживаются в кишечнике, где должны жить и работать, помогать нам пищу переваривать. Зато плохим, вредным микробам там раздолье! Вот поэтому кефир и пьют перед сном, чтобы слабые полезные микробы могли за ночь хоть как-то прижиться и вредных потеснить. -- Понятно, -- сказал Славик и вздохнул. -- То есть совсем непонятно. И почему эти полезные микробы в кефире живут, а не в конфетах? Я на их месте конфеты выбрал бы.

Рассказ 4. Такие разные о блака !

Однажды поросёнок по имени Кабачок кувыркался в песке и вдруг увидел облака. Раньше он никогда на небо не смотрел и не знал, что там облака бывают, да ещё такие разные -- белые, серые, кудрявые, пухлые и всякие другие. И решил поросёнок спросить у крота, откуда облака берутся. Он ведь такой величавый, вдумчивый с виду, значит, должен много всякого знать. Но крот ни разу в жизни никаких облаков не видел по той простой причине, что без конца рылся под землёй, где видеть вовсе не нужно. Однако ему не хотелось признаваться в невежестве, и, высунув нос из норы, он недовольно пробубнил: -- Облака, облака... Делать некоторым нечего! Я подземные туннели прокладываю, пропитание добываю. Не до облаков мне! Тогда Кабачок задал свой вопрос петуху, который часто на высокий забор взлетал и подолгу там сидел. Он-то уж должен был знать об облаках, раз так высоко залезал. Недаром у него перья на перистые облака похожи! Петух не хотел признаваться, что облака от него так же далеки, как и от поросёнка, а о перьях он задумывался, лишь когда дощипывал их после очередной драки, и потому высокомерно заявил: -- Некогда мне на небеса попусту пялиться, облака выискивать. Я только за солнцем слежу, чтобы прокукарекать вовремя. И тогда пошёл поросёнок к Кирюше. Выслушал Кирилл Кабачка и рассказал ему всё, что знал об облаках. И о том, что состоят они из водяного пара, то есть из мельчайших капелек воды, а когда холодно, из ледяных кристалликов, и что на разной высоте облака разными бывают, и даже о самых редких и неизведанных перламутровых и серебристых облаках, которые очень высоко в небо забираются. Те необыкновенные облака днём не увидишь, солнечные лучи их затмевает. Они заметны или рано утром, или поздно вечером, когда солнце освещает их из-за горизонта. Стоит лучам света прорваться и посветить чуть ниже, и необычные облака словно исчезают. -- Все облака необыкновенные и каждое неповторимо прекрасно, -- объяснял мальчик поросёнку, не замечая как тот растерян, -- но как они выглядят, и что из них выпадает, зависит от того, что в облаке есть. А там может быть только водяной пар, только льдинки или то и другое вместе. Если капли воды или кристаллики льда в облаках становятся слишком большими, они тяжелеют и падают на землю. И тогда у нас идёт дождь, снег или град. Например, перистые облака, которые так назвали за внешнюю схожесть с пёрышками петуха, состоят только из кристаллов льда. А град... Так долго говорил Кирюша, так подробно объяснял, что поросёнок совсем запутался и попросил: -- Давай, я ещё раз к тебе зайду, тогда и про град расскажешь. -- Пожалуй, ты прав, -- согласился Кирилл. -- О граде в следующий раз. Приходи, всегда рад помочь.

Рассказ 5. Град

Кабачок пришёл, как и обещал, в следующий раз. Но наступил тот следующий раз не скоро, а только когда большая градина о себе напомнила. Сделала она это довольно бесцеремонно -- просто упала поросёнку на спину. За ней и другая, и третья, и четвёртая... Бедняга еле добежал до спасительного сарая, в котором жил, и тут же дал себе слово, что непременно разберётся с бессовестными осадками, которые воспользовались его нежной спинкой, словно барабанные палочки барабаном. В тот же вечер поросёнок, мокрый и сердитый, явился к Кириллу и уже с порога закричал: -- Град -- самое ужасное из всего, что падает с облаков! Просто каменный дождь какой-то! -- Ну, не каменный, -- поправил мальчик, -- а ледяной. Но бывает, градины вырастают до значительных размеров. Тогда, конечно, неприятно у них на пути оказаться. -- Не я у них, а они на моём пути оказались, -- пробурчал поросёнок. -- И почему такие здоровенные ледышки продолжают за облако держаться, а не падают на землю, пока маленькие? Маленьких я ещё как-нибудь вытерпел бы. И вообще, разонравились мне твои хвалёные облака! -- Зря ты на них обижаешься, -- улыбнулся Кирилл. -- Они много пользы нам приносят. Воду, например, поставляют и солнечные лучи регулируют. А не падать градинам помогает ветер или, по-научному, вертикальные потоки воздуха, которые, кстати, и птиц удерживают, позволяют им парить подолгу на большой высоте, не размахивая крыльями. -- Я думал, ветер только вбок дует, а он, значит, и вверх может? -- И вверх, и вниз, и даже по спирали, -- усмехнулся Кирюша. -- Тогда он циклоном называется. Но давай, про него как-нибудь ещё в следующий раз, а пока слушай дальше про град. Облако для маленьких льдинок -- что для тебя твой сарай, дом родной, не спешат они его покидать, "питаются" холодными каплями воды и толстеют, обрастая ледяными чешуйками. И приходит время, когда градинок в облаке становится очень уж много. Тесно им, стукаются толстушки друг об друга, и тогда у нас идёт снег, но если они вдруг столкнутся с каплями воды, получится град. И выпрыгивают растолстевшие ледышки, никакой ветер их уже не остановит, и падают на землю, и колотят зазевавшегося Кабачка. -- Да, -- задумался поросёнок. -- Знать бы их расписание. -- О предсказании погоды тоже в следующий раз, -- засмеялся мальчик.

Рассказ 6. Происхождение людей

Узнали как-то два друга о биологической эволюции, а именно, что всё живое постоянно изменяется и развивается, и из простых существ возникают более сложно устроенные. И поспорили ребята о том, как появились люди на земле. Один говорил, будто тут прямо и появились в результате этой самой чудесной эволюции, а второй утверждал, что из космоса прилетели. -- Я ваш спор очень просто разрешу, -- сказал Кирюша. -- И кто же прав? -- спросили ребята хором. -- Оба вы правы! -- Это как же? Не может такого быть! -- А вот и может! Потому что и эволюция есть, и из космоса мы. Всё живое из космоса, а точнее, из звёзд. Дело в том, что в звёздах образуются --сложные-- составные частицы, из которых потом, почти как из кубиков, складываются живые существа. Звёзды тоже не бессмертны, и время от времени какая-нибудь из них взрывается, и тогда те удивительные частицы разлетаются по Вселенной, но далеко не везде находят подходящие условия. На нашей планете когда-то очень-очень давно такие условия были, вот и появились, сначала примитивные, а затем, в результате эволюции, и более сложные живые создания.

Рассказ 7. Как рак сдался пинцету

Летом Кирюша принёс из школьного живого уголка красного болотного рака. Мама купила аквариум и фильтр для воды и сделала два грота из пластмассовых упаковок. Получилось, если уж не болото, то зато почти настоящее прибрежье. Раку, который жил в школе в тазике, должно было понравиться. Наверное, ему понравилось, потому что вёл он себя подобающе, как и положено членистоногому представителю водной фауны вести себя в естественных условиях -- делал вид, будто давно умер, даже наверняка протух, и по этой причине не представлял никакого интереса для окружающих хищников, которые только тем и занимались, что без конца носились поблизости, орали, стучали и разбрасывали остатки вкусной добычи. Нерасторопностью своих врагов рак очень умело пользовался, подбирая лакомые кусочки, пока крикуны убегали охотиться в другие места. А ночью он изучал гостеприимное жилище, отдыхал возле фильтра, который приметил с первого дня, переставлял гроты и проверял, не осталось ли чего из съестного. К сожалению, ничего никогда не оставалось, зато утром еда вновь появлялась, так что поводов для расстройства не было. Однажды электрическая розетка, к которой подключался фильтр, вышла из строя. Оказалось, она была слишком перегружена. Причину определил вечером папа, а до того времени вода в аквариуме не очищалась и вскоре стала напоминать не слишком приятную жижу, в которой рак жил в школьном тазике. Поэтому, когда фильтр заработал, хозяин "прибрежья" рванул к нему что было сил и, по-видимому, решил не выпускать более столь полезный предмет из поля зрения. Однако позже выяснилось обратное. Рак принял очистное устройство за конкурента, завладевшего самым лучшим уголком аквариума, и, как только мама вытащила фильтр, чтобы его промыть, тут же занял элитное место. Мама попыталась оттащить своего питомца проверенным способом -- с помощью пластмассового пинцета. Раньше получалось... И теперь рак исправно хватал его клешнями, но как только нападавшее на него страшное двурогое чудовище начинало тащить добычу (ну, разумеется, чтобы сожрать или, в лучшем случае, прогнать и завладеть чудесным местом!), сразу же отпускал пинцет. Тогда мама просто сдвинула упрямца в сторону и установила фильтр. И с удивлением обнаружила, что рак перевернулся на спину и поднял клешни кверху. -- Он сдался! -- воскликнул папа. И все с ним согласились. Только один рак, наверное, ничего не понял. Ведь его не выгнали и не съели, а оставили жить в прекрасном прибрежье с такими ужасными, но абсолютно безобидными хищниками!

Научно-познавательный рассказ-это изложение в краткой форме, о

каком-либо научном факте.
Научно-познавательной литературы в книгах для чтения нет - встречаются лишь научно-художественные, очерковые тексты, в то время как во внеклассном чтении их много. Так называемые научно-познавательные статьи, учебные тексты составляют основу природоведения. Учить их читать и работать с ними необходимо. В отличие от художественной литературы в научно-познавательных статьях другой предмет познания- не образы, а понятия, соответственно, и цель чтения меняется- это усвоение связей и основных признаков понятия, явления (исторического, природоведческого содержания), усвоение элементов понятия, обобщенных выводов, составление умозаключения по поводу основной мысли статьи. Научно-познавательные тексты отличаются от художественных построением, логикой изложения и особым, точным, лаконичным языком. Чтобы освоить статью, необходимы логическое мышление, опора на наглядные схемы, графемы, выделения в тексте зарисовки детали объекта. Научно-познавательную литературу подразделяют на научно-популярную и научно-художественную. Каждая разновидность научно-познавательной литературы имеет свои задачи: - научно-популярная статья «призвана прямо сообщать детям определенные знания»; -научно-художественное произведение «как бы конкретизирует материал, данный в произведении научно-популярном, и развивает творческую любознательность читателя» В научно-художественном произведении сильнее художественный элемент, в научно-популярных – логический. В статьях для детей не исключается возможность использования образных средств языка. Рассмотрим на конкретном примере, как протекает на уроке работа над восприятием, пониманием, осознанием, воспроизведением научно- познавательной статьи, очерка. Рассказ К.Г.Паустовского, « Какие бывают дожди?»
Актуализация знаний(подготовка к чтению).

У. Посмотрите внимательно на репродукцию картины И. Шишкина «Дождь в дубовом лесу». Какие звуки вы слышите? А хотите побывать под дождём? (Включаю запись шума дождя, открываю зонт) У. Ну, бегите ко мне, прячьтесь под зонт. Что вы услышали? Д. Мы услышали дождь. У. А что такое дождь? Каким он бывает, вы знаете? (Дети говорят,то, что они знают о дожде, сообщают сведения из БЭКиМ). У. А разве может быть много дождей? Говорят: дождь идёт, вчера был сильный дождь. Почему о дожде говорят по- разному? Вам это интересно? Д. Да. Тема, цели урока. У. Я думаю, вы догадались, что сегодня на уроке мы будем говорить о дожде? Произведения какого автора мы изучаем? Д. Мы изучаем произведения Константина Георгиевича Паустовского. У.Тема сегодняшнего урока: Произведения К. Г. Паустовского. Какие бывают дожди? Кто поставит перед нами цели урока? Д. Будет знакомиться с новым произведением. Узнаем, какие бывают дожди. Определим жанр произведения. У. Молодцы. Нам предстоит ввести в круг чтения новое произведение К.Г. Паустовского, закрепить знания о видах рассказов, научиться работать с таким рассказом, вспомнить изученные произведения К.Г.Паустовского Проверка домашнего задания. У. Посмотрите на рисунки. Назовите произведения. (Дети называют произведения К.Г.Паустовского). У. Расскажите, что вы знаете о герое рассказа «Кот-ворюга». Какой это рассказ? (Дети отвечают на вопросы).
Изучение нового произведения.

У. К.Г. за свою большую писательскую жизнь он побывал во многих уголках нашей страны. «Почти каждая моя книга – это поездка. Или, вернее, каждая поездка – это книга», – говорил он. Всё его творчество тесно связано с Мещерским краем, который стал для него второй родиной. «Там до конца я понял, – вспоминает писатель, – что значит любовь к своей земле, к каждой заросшей гусиной травой колее дороги, к каждой старой ветле, к каждой чистой лужице, где отражается прозрачный серп месяца, к каждому пересвисту птицы в лесной тишине».
Первичное чтение.
У. Сейчас вы самостоятельно прочитаете произведение такого замечательного автора, определите его жанр и тему. (Дети выполняют задание). У. Услышали дождь? Звуки? Запахи? Понравилось? (Дети делятся впечатлением от рассказа). У. Каков жанр, тема произведения? Д. Рассказ о природе. У. Похож ли этот рассказ на изученный рассказ о коте? Д. Нет У. А почему? Д.«Кот-ворюга» - юмористический рассказ, а этот другой? У. Какие ещё бывают рассказы? (Дети отвечают, или рассматриваем схему). У. Это ребята научно-познавательный рассказ и он отличается от художественного. Вы заметили чем? Сравним с рассказом «Кот-ворюга». Д. Нет отношения автора. Рассказ не передаёт чувств. У. Что же он передаёт? Зачем его написал Паустовский? Д. Он даёт нам сведения о дожде. У. Да дети такие рассказы передают факты и их описание. Сейчас мы и будем искать факты, их описание, перечитывая текст.
У. Давайте изобразим движением дождь.
Вторичное чтение.
У. Мы часто на уроках говорим о широком потоке информации, которую вы получаете в школе, дома, на улице. Чтобы лучше запомнить её, нужно учиться запоминать самое главное. Как можно это записать, в виде чего? Д. Информацию можно записать в виде плана. В нём мы передаём самое главное. У. На сколько частей вы разбили бы текст? (Дети называют свои варианты. Далее урок строится в зависимости от того, сколько частей выделят дети)). У. Используя прочитанный вами рассказ, мы рассмотрим такое явление природы как дождь и составим план. Можно ли как-то заранее узнать о приближении грозы, ненастья, дождя? Д. О приближении дождя мы узнаём по приметам. У. Какие приметы выделил автор? (Дети читают первый абзац)). У. Как понимаете слово «голосят»? (Дети отвечают) У. Давайте найдём это слово в словаре. (Ищут ответ в толковом словаре). У. Как К. Г. Паустовский передаёт состояние природы перед дождём? (Дети продолжают читать первый абзац, озаглавливают первый пункт плана). У. Как описано начало дождя? (Дети читают второй абзац). 8 слайд. У. Как понимаете слово «крапает»? (Дети отвечают) У. Давайте найдём это слово в словаре. (Ищут ответ в толковом словаре). У. Послушайте, какие звуки слышны в природе, когда капают первые капли. (Дети слушают запись «Начало дождя»). У. Какие ещё звуки вы услышали, кроме первых капель. Я подскажу: «О них не говорилось в рассказе! Д. Звуки грома и голоса птиц.
У. Как озаглавим эту часть. Д. Начало дождя. У. Что происходит дальше? (Дети читают третий абзац). У. Послушаем эти звуки, а запахи вспомним. (Дети слушают запись «Шум дождя», озаглавливают 3 часть). У. Какие дожди автор описал? Перечислите их. Д. Это дождь спорый, грибной, слепой и, как говорят, дождь льёт стеной. У. Как озаглавим эту часть. Д. Виды дождей. У. Давайте опишем эти дожди и составим таблицу «Виды дождя», используя данные БЭ и словаря – это задание первой группе, а вторая группа – использует описание К.Г. Паустовского и заполняют карточку, а третья группа – распределяют готовые описания и названия дождей у доски (Дети зачитывают отрывки, заполняют таблицы «Виды дождя»: 1 гр. – используя Толковый словарь, 2 гр. – используя материал рассказа в карточке, 3 гр. – распределяют готовые описания и названия дождей у доски). У. Проверим. Молодцы, хорошо справились с работой У. Поработав с описанием дождей, я думаю, теперь вы узнаете любой дождь. Сейчас проверим!!! Посмотрите на слайд, какого вида дождя здесь нет? Виды дождя Название Описание Спорый (быстрый, скорый) Льёт отвесно, сильно, все г д а приближается с набегающим шумом.
Если на реке, то слышен звон капель. Грибной Сонно сыплет из низких туч. Лужи тёплые. Он не звенит, а шепчет. Стеной Сплошной и напряжённый гул. Д. Нет слепого дождя. У. Заканчивается урок, описание дождей тоже закончилось, значит, дождь окончился. (Включаю запись «После дождя»). Какое у вас настроение? Какого цвета вы представили, увидели капельки, которые падали с неба, с веток, с проводов после дождя? Положите их в мои ладошки. (Дети описывают капельки, передавая своё настроение, кладут их в ладошки учителю).

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!