Для психических больных пинель ф впервые. Кто такой филипп пинель и почему без него психиатрия была бы совсем другой

Первоначально готовился к профессии священника и лишь на 30-м году жизни занялся изучением медицины. В 1792 году он поступил врачом в парижское заведение для умалишенных Бисетр (Bicêtre), и здесь он стяжал себе неувядаемую славу тем, что выхлопотал у революционного конвента разрешение снять цепи с душевнобольных.

Этот смелый акт гуманности увенчался блестящим успехом в том смысле, что опасения, будто умалишённые, не закованные в цепях, окажутся опасными и для себя, и для окружающих, не оправдались. Вскоре по почину Пинеля были освобождены от цепей также больные других заведений, и вообще с тех пор стал распространяться по европейским домам для умалишённых принцип их гуманного содержания, с возможным предоставлением им свободы и жизненных удобств. Это достижение навеки стало ассоциироваться с именем Филиппа Пинеля и принесло ему признание в мире.

Кроме этого подвига, Пинель прославился ещё как научный деятель на поприще психиатрии. Его трактат о душевных болезнях (1801) справедливо считается классическим трудом, и вообще во Франции П. может считаться основателем научной школы психиатров. Помимо психиатрии Пинель работал также в области внутренней медицины и ещё в 1789 г. издал сочинение ("Nosographie philosophique"), в котором проводился взгляд, что медицина должна разрабатываться таким же аналитическим методом, как естественные науки. Этот труд в течение 20-ти лет выдержал 5 изданий, переведён на немецкий язык и в своё время играл большую роль в развитии рациональной медицины. В течение многих лет Пинель занимал при парижском медицинском факультете кафедру гигиены, а впоследствии внутренних болезней.

Матт Муиджен, говоря о процессе преобразования психиатрической помощи в Европе, отмечает, что в нём, очевидно, решающую роль сыграло влияние специалистов, главным образом психиатров, которые выступали борцами за перемены, таких как Пинель во Франции в XIX веке и Базалья в Италии в XX веке:113. Они предложили концепции новых моделей гуманной и эффективной помощи, революционные для их времени, вытесняющие неудовлетворительные и негуманные традиционные службы:113. Их реальным достижением было умение побудить политиков поддержать эти концепции и убедить коллег внедрить их, тем самым открывая возможность реальных и стойких изменений:113.

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890-1907).

Научные труды

Pinel Ph. Traité médico-philosophique sur l’aliénation mentale, ou la Manie. Paris: Richard, Caille et Ravier, an IX/1800 («Медико-философский трактат о мании»).

Pinel Ph. Observations sur le régime moral qui est le plus propre à rétablir, dans certains cas, la raison égarée des maniaques // Gazzette de santé. 1789 («Наблюдения по поводу душевного обращения, могущего в некоторых случаях восстановить помраченный разум маньяков»).

Pinel Ph. Recherches et observations sur le traitement des aliénés // Mémoires de la Société médicale de l’émulation. Section Médecine. 1798 («Исследования и наблюдения по поводу морального лечения душевнобольных»).

Французский психиатр. Первоначально готовился к профессии священника и лишь на тридцатом году жизни занялся изучением медицины.

Жизнь и творчество

В 1792 году был назначен врачом парижского заведения для умалишённых Бисетр. В Бисетре Пинель совершил акт гуманности, ставший знаменитым: выхлопотал у революционного Конвента разрешение снять цепи с душевнобольных.

Пинель предоставил больным свободу передвижений по больничной территории, заменил мрачные темницы солнечными комнатами с хорошей вентиляцией и предложил моральную поддержку и добрые советы как необходимую часть лечения.

Акт гуманности Пинеля увенчался успехом: опасения, будто умалишённые, не закованные в цепях, окажутся опасными и для себя, и для окружающих, не оправдались. В самочувствии многих людей, находившихся десятилетия взаперти, за короткий срок появились значительные улучшения, и эти пациенты были выпущены на свободу.

Вскоре по почину Пинеля были освобождены от цепей также пациенты других учреждений (в частности, парижской больницы для женщин с психическими нарушениями Сальпетриер), и в Европе получил распространение принцип их гуманного содержания, с предоставлением свободы и жизненных удобств. Это достижение, стойко ассоциировавшееся с именем Филиппа Пинеля, принесло ему признание во всём мире.

Пинель получил широкую известность также как автор научных трудов в области психиатрии. Его трактат о душевных болезнях (1801) считается классическим трудом; во Франции Пинель является основателем научной школы психиатров. Помимо психиатрии, работал также в области внутренней медицины и в 1797 году издал сочинение «Nosographie philosophique», в котором утверждалось, что метод исследования в области медицины должен быть аналитическим, как в естественных науках. Этот труд в течение двадцати лет выдержал 6 изданий (в 1797, 1803, 1807,1810, 1813 и 1818 гг.), переведен был на немецкий язык и сыграл большую роль в развитии рациональной медицины. На протяжении многих лет Пинель занимал при парижском медицинском факультете кафедру гигиены, а впоследствии - внутренних болезней.

Оценки

Матт Муиджен, говоря о процессе преобразования психиатрической помощи в Европе, отмечает, что в этом процессе, очевидно, решающую роль сыграло влияние специалистов, главным образом психиатров, которые выступали борцами за перемены, таких как Пинель во Франции в XIX веке и Базалья в Италии в XX веке. Они предложили концепции новых моделей гуманной и эффективной помощи, революционные для их времени, вытесняющие неудовлетворительные и негуманные традиционные службы. Их реальным достижением было умение побудить политиков поддержать эти концепции и убедить коллег внедрить их, тем самым открывая возможность реальных и стойких изменений.

По словам Ю. С. Савенко, психиатрия состоялась как наука и научная практика лишь после реформы Пинеля - после снятия с больных цепей и устранения полицейского чина в качестве начальника больницы. Как отмечает Ю. С. Савенко, эти два принципа (принцип добровольности и частичного разгосударствления) остаются в психиатрии актуальными до сих пор; без их соблюдения резко падает объективность диагностикии экспертных заключений и эффективность лечения.

Научные труды

  1. Pinel Ph. Traité médico-philosophique sur l’aliénation mentale, ou la Manie. Paris: Richard, Caille et Ravier, an IX/1800 («Медико-философский трактат о мании»).
  2. Pinel Ph. Observations sur le régime moral qui est le plus propre à rétablir, dans certains cas, la raison égarée des maniaques // Gazzette de santé. 1789 («Наблюдения по поводу душевного обращения, могущего в некоторых случаях восстановить помраченный разум маньяков»).
  3. Pinel Ph. Recherches et observations sur le traitement des aliénés // Mémoires de la Société médicale de l’émulation. Section Médecine. 1798 («Исследования и наблюдения по поводу морального лечения душевнобольных»).

Филипп Пинель (Пиннель) - известный французский психиатр, гуманист.

Родился Пинель в 1745 году в Сент-Андре в д,Арлеаке в семье врача. В молодости Филипп, получив образование в иезуитском колледже, готовился принять сан священника. Он изучет литературу, языкознание и философию, однако в 1767 году принимает решение поступить в университет на математический факультет. Успешно окончив университет в 1970 году, Пинель работает преподавателем, но его увлекает медицина, и он поступает на медицинский факультет. Еще через 3 года Филипп Пинель защищает в Тулузском университете докторскую диссертацию и занимается зоологией в университете Монпенье.

В 1778 году он переезжает в Париж, где работает врачом по внутренним болезням, подрабатывая частными уроками по математике. В эти годы Ф.Пинель увлекается философией, посещая салон вдовы Гельвеция, пишет статьи и диссертации на заказ.

С 1784 по 1789 году он создает газету о здоровье, которая издается и в настоящее время. Являясь главным редактором газеты, Филипп публикует в ней свои статьи по психиатрии и гигиене. В 1787 году он пишет работу, которая является предпосылкой геопсихологии. В ней Пинель указывает на взаимосвязь психических заболеваний и времени года, климата. А труд, посвященный аналитическим методам, применяемым в медицине, опубликованный в 1798 году, принес ему широкую известность.

В те годы Пинель работал психиатром в частной клинике доктора Бельома, именно там у него зародилась мысль гуманного отношения к душевнобольным людям, когда лечить необходимо не насилием, а убеждением.

В 1793 году Филиппа Пинеля назначают на должность главного врача знаменитой больницы Бисерт, предназначенной для душевнобольных и престарелых инвалидов. У этого места была дурная слава - здесь к больным относились хуже, чем к преступникам, держали в цепях, в темных, сырых помещениях. Отвратительные условия жизни, голод и болезни - такова была реальность Бисерта.

Работая в этой больнице, Филипп Пинель добился разрешения у революционного конвента на то, чтобы снять цепи с психически больных людей. В 1798 году был освобожден от цепей последний пациент больницы Бисерт. Условия содержания умалишенных изменились с тюремных на лечебные.

Благодаря этому начинанию были сняты цепи с больных других клиник, а в Европе получила распространение идея гуманного отношения к душевнобольным, предоставление им некоторой свободы и прав, а также жизненных удобств.

Благодаря этому акту гуманности Филипп Пинель стал знаменитым и получил признание во всем мире. Его по праву считают основоположником научной, клинической психиатрии во Франции. Положенные Ф.Пинелем принципы отношения к душевнобольным людям - добровольности и частичного разгосударствования - используются и в настоящее время.

Филипп Пинель - автор многих научных трудов, посвященных вопросам психиатрии. В первую очередь это трактат о душевных болезных, опубликованный в 1801 году, и статьи о содержании душевнобольных, за которые Пинель был избран членом Французской академии. За отношение к больным людям, научные труды в области медицины Филиппа Пиннеля по праву считают выдающимся психиатром 18-19 веков.

© И. Б. Якушев, П. И. Сидоров, 2013 УДК 616.89:93:92 Пинель

И. Б. Якушев, П. И. Сидоров Филипп ПИНЕЛЬ и ПСИХИАТРИЯ КОНЦА XVIII - НАЧАЛА XIX ВЕКА

Северный государственный медицинский университет, Архангельск

В статье анализируются социально-экономические предпосылки, способствовавшие выделению психиатрии в самостоятельную медицинскую дисциплину, обусловившие ее идеологическую базу и методологическое наполнение. Превалирующие идеологические концепции и методологические приоритеты психиатрии этой эпохи рассматриваются на примере воззрений Ф. Пинеля, его учеников и современников.

Ключевые слова: психическое расстройство, ментальная медицина, психиатрия, Пинель, идеализм, материализм

PHILIPPE PINEL AND THE PSYCHIATRY OF LATE XVII - EARLY XIX CENTURIES

I.B. Yakushev, P.I. Sidorov

The article analyzes the social economic premises promoting the psychiatry to distinguish to independent medical specialty with its own ideological base and methodological filling. The ideological concepts and methodological priorities ofpsychiatry prevailing in this epoch using the example ofviews of F. Pinel, his disciples and contemporaries are considered.

Key words: psychic disorder, mental medicine, psychiatry, Ph. Pinel, idealism, materialism

Периодически повторяемый исследователями анализ этапов развития ментальной медицины (ММ) и психиатрии (П) неизбежен: каждое научное поколение выявляет новые факты, применяя к ним новые методологические идеи. Это может приводить к ломке теорий, пересмотру принципов организации знания. Очевидно, "суть научного поиска сводится не только к установлению и объяснению новых фактов и явлений, но и к попыткам уложить вновь обнаруживаемые данные в умозрительные теоретические построения" .

Конец XVIII века ознаменовался выделением П в отдельную специальность медицины. "Психиатрия, наконец, включается в сферу медицинских знаний и практик, которым до этого была относительно чужда" . Это обстоятельство в значительной мере было связано с реорганизацией содержания и лечения психически больных (ПБ), реализованной французским врачом Ф. Пинелем. "После Пинеля и Тьюка психиатрия стала отраслью медицины, обладающей особой стилистикой" . Эти изменения были подготовлены эволюцией общественно-экономических отношений в Европе, сложившихся на тот момент в ансамбль развивающихся траекторий капиталистического содержания

В бимодальной схеме, имевшей прямое отношение к ММ на протяжении ее существования, а именно жрецы - знахари, появился третий фактор - психиатры В основе возникновения этой специальности лежала идея развития триады Г. Гегеля: противостояние в ММ тезиса жрецов-идеалистов антитезису знахарей-материалистов привело не к синтезу, но к обусловленному практической целесообразностью текущего момента синкретическому компромиссу с формированием нового тезиса - тренда психиатров Отсутствие и невозможность корректного синтеза концепций жрецов и знахарей повлияло на формирование внутренних противоречий и идеологической двойственности П Появление и развитие третьей силы, превратившей бимодальную конструкцию в тримодальную, происходило в алгоритме философии Гегеля, который, раздвоив цельность Dasein, гарантировал бимодальный схизис любой вновь возникающей категории с ее внутренними противоречиями взаимоисключающих и взаи-мопредполагающих возможностей П, объединив в себе некоторые позиции сторон жрецов и знахарей, оказалась внутренне противоречивой, дуалистичной по причине использования ею в разной пропорции, зависевшей от стилистики, приоритетов, ценностей текущей эпохи, принципов обеих концепций Един-

И. Б. Якушев - канд. мед.наук, доц. каф. ([email protected] . com); П. И. Сидоров - акад. РАМН, д-р мед. наук, проф., ректор ([email protected] .ru) .

ство и борьба двух оппонирующих друг другу идеологий и их полярных методологий внутри данной категории превращали ее в очередную бимодальную систему, ведя к антиэнтропичному функционированию П как системы, когда обе составляющие ее траектории вступали в период колебаний вокруг общего тренда, и то одна, то другая из них обретала относительное доминирование. В моменты взаимного пересечения траекторий жрецов и знахарей П выходила из области преимущественного влияния одного резонанса, оказываясь под влиянием другого, а взаимное влияние резонансов перекрывалось Возникала стохастическая неустойчивость системы, оптимизирующая ее самоорганизацию. С конца XVIII века комплекс наук и знаний, сопряженных с П как дисциплиной, изучающей происхождение и терапию психических расстройств (ПР), стал предметом интересов и приложения сил уже не только философов (как теоретиков ММ) и врачей широкого профиля (как ее практиков), что имело место до сих пор, а психиатров, объединивших своей специальностью интеллектуальные конструкции философов и практические навыки медиков.

В эпоху развивающегося капитализма проблема ПР все чаще оказывалась в круге секулярных интересов социального тренда, все более выпадая из поля влияния церкви: "Безумные тем скорее попадали в сферу полномочий административных органов, чем менее просвещенная церковь нуждалась в них как в ведьмах и одержимых - ни из теологических оснований, ни для демонстрации своей земной власти" . В конце XVIII века во французском г. Бове существовал дом призрения, содержавшийся монахами-францисканцами, где находили приют и ПБ. В 1790 г. приют был расформирован, пациентов перевели в Клермон-ан-Уаз, причем префекторальная администрация департамента заключила соглашение с основателем приюта о содержании ПБ за счет муниципальных средств. В июле 1795 г. был закрыт приют в Шарантоне, принадлежавший ордену госпитальеров. В 1797 г. он был вновь открыт и национализирован при Директории с целью перевода туда ПБ из приюта "Отель-Дье", а руководство было поручено бывшему монаху ордена премонстрантов В соответствии с уложениями Кодекса Наполеона надзор за ПБ был поручен префектурам, что упразднило традиционную религиозную составляющую этого аспекта

Абсолютистские учреждения с изолирующим режимом во время Французской революции были закрыты: в марте 1790 г. во исполнение "Декларации прав человека и гражданина" издано постановление Учредительного собрания - в течение 6 нед освободить заключенных по воле короля, а в случае с ПБ - осуществить проверку их состояния чиновниками и врачами, после чего поместить в лечебные учреждения или отпустить В дальнейшем эта декларация обернулась фарсом: вместо того, чтобы построить новые больницы, закрыли старые.

ММ Англии и Франции все в большей мере соотносила свои задачи с вопросами гигиены и социальным аспектом улучшения жизни беднейших слоев населения, что отвечало интересам экономической экспансии самоорганизующегося капиталистического гражданского сообщества, тогда как в ММ Германии социальным вопросам значения не придавалось: здесь превалировали интересы монархии и абсолютизма. "В то время как во Франции и Англии буржуазия осознавала свое классовое положение, буржуазия Германии оказалась в фарватере романтически-иррационального мышления, не успев пройти школу рационализма" .

С именем француза Ф. Пинеля (1745-1826) связана революция в П: он стал врачом, снявшим цепи с ПБ (Пинель не был пионером, но вошел в историю в этом качестве, видимо, оттого, что его революция совпала хронологически и декларативно - свобода, равенство, братство - с Французской революцией) Пинель был почти ровесником И. Канта, но его мировоззрение сформировалось и с учетом влияния детерминизма Дидро, сенсуализма Кондильяка, материализма Ламетри. Вместе с тем деятельность и научные воззрения Пинеля указывают на влияние натурфилософии Ф. Шеллинга. "Медико-философский трактат о психическом расстройстве или мании" Пинеля К Дернер считает " попыткой интегрировать и закрепить буржуазно-либеральные достижения революции на пути социальной реформы - против реставрации феодальных институтов и рационалистического мышления, против всего, что способствует дальнейшему развитию революции" . Пинель помещал П между медициной и наукой управления государством и обществом, считая, что для общественного блага необходимо крепкое правительство, которое "может найти в его книге важные рекомендации" . Он говорил о классе аристократов и низшем сословии как о группах риска: для них вероятность возникновения ПР высока, так как первые "чураются физической работы", а вторые "пребывают в разврате и нищете" Оба этих социальных фактора Пинель относил к важнейшим в этиологическом отношении для манифестации ПР В духе Руссо он считал, что общество порождает собственные болезни Идеалы и приоритеты социально крепнущего и все более влиятельного третьего сословия определили для Пинеля критерий воспитания личности и нормы в П: именно буржуа, согласно его теории, оказываются социальным классом, наиболее защищенным от ПР, так как жизнь и занятия этого сословия отличны от жизненных ценностей тех классов, чьи возникновение и статус были обусловлены феодализмом и на данном этапе пришли в упадок Работа как средство профилактики ПР и метод его терапии для Пинеля стали важным фактором, ассоциированным с эпохой капитализма. Такое суждение было бы немыслимо в эпоху феодализма. Ценности буржуазного экономического порядка определяли содержание и методологию П этого периода времени

О Пинеле принято говорить как об идейном материалисте и основания для этого есть: он критиковал идеалистическое единство разума по И Винкельману Пинель не считал целесообразным создание религиозной атмосферы в психиатрических больницах, запрещая давать религиозные книги "меланхоликам от благочестия" , рекомендуя сажать в тюрьму " праведниц, каковые почитают себя боговдохновенными и пытаются других обратить в свою веру" , констатируя, таким образом, угрозу социального и медицинского содержания, исходящую от индукторов потенциальных психических эпидемий Однако идеология французского психиатра не была однозначно материалистической Пинель считал, что ПР - расстройство воли, неконтролируемая власть инстинктов, не объяснимых внешними причинами ("мания без бреда" у него - расстройство воли в чистом виде) Пинель не предлагал пренебречь этикой религии, которую считал важным компонентом терапии ПР, позволяющим прививать ПБ нормы социального содержания, подтверждая этот тезис клиническими примерами Психиатрическая больница в его трактовке была областью морали, "сферой религиозности без религии" . Наиболее частой причиной ПР Пинель считал моральные потрясения, лишь допуская актуальность физических причин, в частности повреждения головы - этиологический фактор физического свойства по важности и частоте возникновения

ПР у него следует за психологическим: "Как я могу допустить, чтобы кровообращение в мозгу и различные степени возбуждения и упадка его отправлений были достаточны для раскрытия тайны о местопребывании мышления и его расстройствах? . В духе Э. Кондильяка, отрицавшего возможность существования врожденных идей у человека и относившего его развитие к влиянию среды, Пинель отмечал влияние среды на формирование психопатологической предрасположенности Констатация им влияния "морального" фактора на манифестацию и формирование ПР определяет синкретическую двойственность воззрений психиатра в его концептуальной принадлежности к знахарям или жрецам Пинель говорил, что врачу следует иметь представление о личности в преморбиде, но воздерживался от патолого-анатомических и патофизиологических гипотез: "Анатомические исследования ничего не выяснили относительно локализации и характера душевного заболевания" . Он полемизировал с немецким психиатром В Гредингом, считавшим, что причиной ПР являются изменения черепа и головного мозга, предполагая многообразие локусов патологии: "Первичное место мании находится в желудке и кишках, и от этого центра болезнь иррадиирует на рассудок" . Пинель говорил о " . . . необходимости поручать душевнобольных попечению посторонних людей, удаляя их таким образом из обычной обстановки" .Это суждение констатирует сходство его идеологии с воззрениями современной ему немецкой П: та же концепция здесь взята с обратным знаком Одни врачи использовали плеть для "восстановления связей пациента с внешним миром", Пинель применял с этой целью больничную палату и трудотерапию: "Регулярные занятия изменяют болезненное направление мыслей, способствуя восстановлению умственной деятельности , но иногда он прибегал и к психологическому давлению на пациентов: " . ..облаченный так, чтоб ввергнуть больного в ужас, с горящим взором, громовым голосом, в окружении толпы прислужников, вооруженных громко бряцающими цепями Перед сумасшедшим ставят суп и отдают приказ съесть его за ночь, если он не хочет, чтобы с ним обошлись самым жестоким образом После этого все удаляются, оставив помешанного в тягостных колебаниях После долгих часов душевной борьбы он решается принять пищу" Эти приемы относятся к арсеналу жрецов, а не знахарей Пинель считал, что "сцена первого контакта врача с его больным - церемониал, демонстрация силы" . Он, как и его немецкие коллеги-современники, полагал, что "моральная причина" заболевания подвластна мерам внушения, советуя врачам подходить к ПБ с " . ..устрашающим видом, с твердостью, способной поразить воображение и убедить в тщете сопротивления" Пинель был не меньшим жрецом, чем психиатры-идеалисты современной ему Германии, используя не плеть, а ее виртуальное воздействие на ПБ. Знахари предпочитали материалистический субстрат лекарств, жрецы - идеалистический концепт слов и благодеяний (наказаний) Пинель был весьма сдержан и в отношении лекарственной терапии. "Смирительная рубашка, - писал он, - имеет значение воспитательной меры" , согласуясь с психиатрами Германии, применявшими с той же целью ледяную воду (Пинель тоже рекомендовал обливание ПБ холодной водой, но - в духе гуманизма века Просвещения - "никаких грубостей и оскорблений" , маску Аутенрита и кресло Дарвина: "Как репрессивная мера они бывают достаточны, чтобы подчинить общему правилу труда способную к нему сумасшедшую, преодолеть отказ от еды, обуздать помешанных в уме женщин, одержимых чем-то вроде непоседливого и взбалмошного упрямства" Психиатр говорил об ограничительной мере не как о способе физического или социального ограничения ПБ, но как о пути влияния на его ПР: "В большинстве случаев основополагающий принцип излечения мании состоит в том, чтобы прибегнуть вначале к энергическому подавлению, а затем перейти к благожелательности" . Дело не в том, насколько это верно, а в том, что декларированный им материалистический подход был замаскированным от самого врача натурфилософским жречеством в духе Шеллинга: с передачей лечебных инициатив природе

Пинелю принадлежит классификация ПР: 1. Мания; 2 . Мания без бреда; 3 . Меланхолия; 4 . Слабоумие; 5 . Идиотизм. Эта классификация - тоже продукт идеализма: Пинель различал за-

болевания по содержанию переживаний на уровне симптомов, вне нозологической концепции, без выделения материальных субстратов ПР. Позднее, впрочем (1818), он создал иную классификацию, в которую внес элементы патогенетического структурирования, выделив "неврозы церебральных функций", вновь обозначив дуализм воззрений Основным методологическим подходом Пинеля в создании классификации была дедукция в духе Р Декарта, в силу которой его нозографический вид был результатом отвлеченной идеи, вытекавшей из сходных черт, характеризующих одно и то же ПР

В стилистике идей Пинеля протекала деятельность его современников Ф. Вуазена (1794-1872), прилагавшего реформы Пинеля к детской П, уже почти исключительно материалистически считавшего, что, "располагая симптомами, нужно определить местонахождение болезни Благодаря сведениям, предоставленным физиологией, медицина способна справиться с этой проблемой" , и Ж. Фальре (1794-1870), начавшего с патолого-анатомических изысканий (диссертация "Медико-хирургические наблюдения и предложения", 1819; доклад "Сведения, полученные при вскрытии тел душевнобольных, могущие способствовать диагностике и лечению умственных болезней", 1823), но разочаровавшегося в них. Материалистические попытки поиска этиологии ПР в морфологическом субстрате по мере укрепления капитализма обретали научную легитимность, оттесняя дедуктивные выводы в П.В 1820 г. Э. Жорже написал доклад "О вскрытии тел душевнобольных", рассмотрев в нем 300 вскрытий тел ПБ больницы Сальпетриер Доклад положил начало дискуссии об органических и душевных причинах ПР В 1821 г. Ж. Делез (1789-1879) и Ф. Фовиль (1799-1888) представили доклад "Рассуждения о причинах безумия и о характере их действия с приложением исследований о природе и особом местонахождении этой болезни" Морфологические индуктивные изыскания знахарей демонстрировали результаты, позволяющие делать выводы, часто идущие вразрез с дедуктивными построениями жрецов, идеология которых еще обладала авторитетом для оппонирования эмпирической методологии, что в очередной раз проявилось концептуальным дуализмом французской П

"На протяжении первой трети XIX века постоянно и последовательно развенчивается медицинское, медикаментозное лечение. И наоборот, активно развивается практика, называемая "моральным лечением"" , отвечавшая концепции жрецов. "Моральное лечение" возникло в конце XVIII века и противостояло концепции "физического лечения", объединяя все способы воздействия на ПБ, тогда как "лечение физическое" подразумевало лишь влияние на ПР медикаментов и укрепляющих средств

Монография "О душевных болезнях" Ж. Эскироля (17721840) стала базисом дальнейшего развития П. Его классификация содержала 5 классов ПР, незначительно отличавшихся от системы Пинеля: 1. Липемания (меланхолия Пинеля); 2 . Мания; 3 Мономания; 4 Слабоумие; 5 Идиотизм Эскироль считал психиатрическую больницу гротескным отражением общества, так как человеческие страсти представлены ПБ ("самыми интересными членами общества" ) в отличие от социальной благопристойности общества лиц психически здоровых Республиканская социальная система, предоставляющая для человеческих низменных страстей широкие возможности, стала для Эскироля отрицательным фактором ("опасными новшествами") в отношении потенций возникновения и прогрессирования ПР в отличие от монархии. Он связывал политический статус государства с социальным, вызывающим

у него тревогу, так как в этом случае власть морали и религии, по его мнению, минимизируется, что способствует росту ПР. Среди применяемых им лечебных мер - те же методы устрашения, холодные обливания, смирительные рубашки, угрозы болезненного лечения - применение "жреческих" мер более идеалистически нравственно-воспитательного характера, чем материалистических мероприятий в духе знахарей. Вместе с тем Эскироль был уже в большей мере, чем Пинель, ориентирован на материалистическую концепцию происхождения ПР, считая липеманию, идиотизм, слабоумие заболеваниями головного мозга Применительно к мании и мономании он о субстрате мозга не говорил Эскироль полагал, что тайна безумия останется вечной тайной природы , а дебют ПР - итог социально-соматической биографии субъекта, подчиненной триаде: наследственность - конституция - переживания детского возраста, полагая институтами профилактики ПР семью, церковь, государство. Мономанию Эскироль считал болезнью своего времени, ПР, вызванным прогрессом, "душевной болезнью цивилизации", обусловливающей такие ее проявления, как эгоизм, экзальтация, страсти, замедленное развитие души . Мономания в его трактовке являет собой необычные поступки, выходящие за грань социальных норм

Таким образом, отсутствие и невозможность корректного синтеза методологий и приоритетов материалистической и идеалистической концепций в период возникновения П в конце XVIII века повлияли на формирование системных внутренних противоречий и идеологического дуализма этой дисциплины в данную эпоху, что проявилось воззрениями Ф. Пинеля и его современников-психиатров, державшихся синкретического подхода в решении проблем ПР П эпохи Пинеля постепенно все в большей мере тяготела к материалистической онтологии и методологии. Идеология П этого времени была ориентирована на социально-экономические реалии и капиталистическую систему ценностей и приоритетов

ЛИТЕРАТУРА

1. Сточик А. М., Затравкин С. Н. Медицинский факультет Московского университета в XVIII веке. 2-е изд. - М. , 2000. - С. 110

2 . Фуко М. Психиатрическая власть. Курс лекций, прочитанных в

Коллеж де Франс в 1973-1974 учебном году. - СПб. , 2007 . - С. 22, 25, 173 .

3 . Фуко М. История безумия в классическую эпоху. - М. ; СПб. ,

1997 . - С. 330, 483, 489-490, 496-497 .

4 . Дернер К. Гражданин и безумие. - М. , 2006. - С. 196-197, 219,

5 . Hauser A. Socialgeschichte der Kunst und Literatur. - München,

1953 .- Bd 11,- S . 1-4 .

6 . Gruhle H. // Handbuch der Geisterkrankheiten / Hrsg . Von О. Bum-

ke . - Berlin, 1932 .- Bd 9 . - S . 19-21.

7 . Zur Geschichte der Psychiatrie im 19 Jahrhundert / Hrsg . Von A .

Thom . - Berlin, 1984 . - S . 7, 168 .

8 . Pinel Ph. Traite medico-philosophique sur lalienation mentale, ou la

manie . - Paris, 1800 . - P 61, 222, 268, 291.

9 . Leibbrand W. Romantische Medizin . - Hamburg, 1937 .

10 . Пинель Ф. Медико-философское уение о душевных болезнях. -

СПб. , 1899. - С. 66, 72, 154. 11. Каннабих Ю. В. История психиатрии. - М. ; Минск, 2002 . - С. 163-167 .

12 . Voisin F. Des Causes morale et physiques des maladies mentales et de quelques autres affections telles que Thusterie, la nymphomanieet le satyriasis . - Paris, 1926 . - P 329 .

ПСИХИАТРИЯ

Психиатрия (от греч. psyche - душа; iatreia - лечение) - наука о психических заболеваниях, их лечении и предупреждении.

В глубокой древности психические болезни понимались как результат воздействия «сверхъестественных сил, как одержимость злым или добрым духом.

Позднее с развитием натурфилософии древних сформировались естественные представления о причинах болезней тела и мозга.

Первые приюты для душевнобольных стали появляться при христианских монастырях в Византии (IV в.), Армении и Грузии (IV- VI вв.), странах ислама (IX в.).

В Западной Европе в период средневековья отношение к психически больным определялось религиозной идеологией. Душевнобольных обвиняли в добровольном союзе с дьяволом. Начиная с XIII в. их стали заточать в специальные учреждения (не больницы) для изоляции умалишенных. Там больных содержали в наручниках, без элементарных удобств, приковывали цепями и подвергали пыткам, морили голодом. Случалось, что психически больных сжигали на кострах инквизиции под предлогом борьбы с ведьмами и ересью.

Отношение к психически больным, как к одержимым злым духом, сохранялось в Западной Европе вплоть до конца XVIII в., когда развитие наук испытало мощное влияние французского материализма XVIII в. и французской буржуазной революции.

Реорганизация содержания и лечения психически больных связана с деятельностью Филиппа Пинеля (Pinel Philippe, 1745-1826) -основоположника общественной и клинической психиатрии во Франции. Во.время революции он был назначен главным врачом психиатрических заведений Бисетр (Bicetre) и Сальпетриер (Salpetriere) в, Париже. Возможность прогрессивных преобразований, проведенных Ф. Пинелем, была подготовлена всем ходом общественно-политических событий. Пинель впервые создал для психически больных человеческие условия содержания в больнице, снял с них цепи (рис. 141), разработал^ систему их лечения, привлек к "труду, определил основные направления изучения психических болезней. Впервые в истории психически больные были восстановлены в их человеческих и гражданских правах, а психические заведения стали превращаться в лечебные - больницы.

Идеи Ф. Пинеля развивал английский психиатр Джон Конолли (Conolly, John, 1794-1866), который боролся за ликвидацию мер механического стеснения больных в психиатрических лечебницах.

В начале XIX в. психиатрия стала развиваться как самостоятельная естественно-научная клиническая дисциплина. В психиатрических больницах, а затем на медицинских факультетах университетов началась подготовка кадров врачей-психиатров.

В Российской империи первое психиатрическое заведение было открыто в Риге в 1776 г. После земской реформы 1864 г. строительство благоустроенных психиатрических лечебниц значительно расширилось. В 1835 г. на медицинских факультетах университетов России профессора-терапевты начали читать отдельный курс психиатрии, который впоследствии стал преподаваться на специальных кафедрах: в Петербурге (1857), Казани (1866), Москве (1887) и других городах страны.

Большое влияние на успешное развитие психиатрии с середины-XIX в. оказали эволюционная теория Ч. Дарвина и учение о рефлексе, разработанное русскими: физиологами И. М. Сеченовым и И. П. Павловым.

В то же время психиатрия, более, чем какая-либо другая область медицины, испытала влияние идеалистических течений в философии. Наиболее "ярко это проявилось в Германии, где" феодализм долгое время не сдавал своих позиций. В немецкой философии начала XIX в. преобладали идеалистические течения. В психиатрии они проявились во взглядах школы «психиков», которые определяли психические заболевания как результат злой воли или греховности человека. В середине XIX в. выдвинулась другая идеалистическая школа «соматиков». Полагая, что душа бессмертна и болеть не может, соматики рассматривали психические заболевания как болезнь тела, т. е. материальной оболочки души.

В конце XIX столетия идеалистические течения в психиатрии оживились и наиболее широко проявились в психоаналитических школах.

В России большое влияние на развитие психиатрии оказали революционеры-демократы, что определило преобладание естественно-научных тенденций как в этой, так и в других областях медицины в нашей стране.

К числу крупнейших психиатров мира принадлежит Сергей Сергеевич Корсаков (1854-1900), один из осно-новоположников нозологического направления в психиатрии, заложенного, в конце XIX в. немецким психиатром Эмилем Крепелином (Kraepelin, Emil, 1856-1926), в противовес существовавшему ранее симптоматическому направлению.

С. С. Корсаков впервые описал новое заболевание - алкогольный полиневрит с выраженными расстройствами памяти (1887, докторская диссертация «Об алкогольном параличе»), которое уже при жизни автора было. названо «корсаковским психозом». Он был сторонником нестеснения психически больных, разработал и внедрил в практику систему их постельного содержания и наблюдения на дому, уделял большое внимание вопросам предупреждения психических заболеваний и организации психиатрической помощи. Его «курс психиатрии» (1893) считается классическим и многократно переиздавался.

Большой вклад в развитие психиатрии также внесли Ж. Эскироль, Ж. Шарко и П. Жане (Франция), Г. Модели, Дж. Джексон (Англия), Б. Раш (США), В. Гризингер, Э. Кре-пелнн (Германия), В. М. Бехтерев, В. X. Кандинский, П. П. Кащенко, В. П. Сербский, П. Б. Ганнушкин (Россия).

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!